Игра направлена на подготовку каждого ребенка с особенностями психофизического развития к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни; позволяет ребёнку учиться самостоятельно организовывать свой быт.
Анастасия БОРОДИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 124 г. Минска»
Социально-бытовая деятельность человека, его способность самостоятельно организовать свой быт – важная составляющая жизни, поэтому подготовить каждого ребенка с особенностями психофизического развития к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни – главная задача коррекционного процесса. Процесс обучения и воспитания ребёнка с особенностями психофизического развития направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в общество.
Формирование навыков у данной категории детей – процесс очень сложный, отличается от формирования навыков у нормотипичных детей. Под социально-бытовыми навыками детей младшего школьного возраста подразумеваются навыки социального (навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки) и бытового (умение вешать одежду на стульчик или убирать одежду в шкаф) характера. Формирование каждого навыка сопряжено со включением ребенка в определенную жизненную ситуацию, с неизбежностью овладения предметными действиями, с необходимым для их осуществления уровнем развития двигательной сферы. Нами была проведена методика обследования социально-бытовых навыков. В выборке участвовали учащиеся специального класса средней школы № 124 Минска с трудностями в обучении. Количество учащихся – 12. Методика включала:
– изучение знаний детей о себе и о предметах окружающего мира;
– изучение развития двигательной сферы;
– изучение сформированности социально-бытовых навыков.
На основе анализа полученных результатов возможна разработка системы корректирующих мероприятий по повышению уровней сформированности социально-бытовых навыков у указанной категории детей. Наш вариант – настольная дидактическая игра «Дайс – познай условия быта», которая готовит каждого ребенка с особенностями психофизического развития к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни, позволяет ребёнку учиться самостоятельно организовывать свой быт.
Дидактическая настольная игра «Дайс – познай условия быта» была разработана мной в сентябре 2023 года. Игра включает в себя игровое поле, инструкцию, методические рекомендации для педагогов, кубики-дайсы, камешки марблс для участников игры, карточки с заданиями по каждой лексической теме коррекционных занятий «Социально-бытовая ориентировка».
С октября 2023 года дидактическая настольная игра «Дайс – познай условия быта» используется на коррекционных занятиях в специальном 1 «Г» классе и в 1 «В» классе интегрированного обучения и воспитания с учащимися с особенностями психофизического развития.
Проведение занятий «Социально-бытовая ориентировка» с применением дидактической настольной игры «Дайс – познай условия быта», позволило:
– качественно изменить способ организации коррекционных занятий учащихся с особенностями психофизического развития;
– создать новые условия для формирования социально-бытовой ориентировки у учащихся с особенностями психофизического развития;
– побудить и вызвать стойкий интерес учащихся с особенностями психофизического в игровой форме к познанию социально-бытовым навыкам.
Инструкция к игре
Цель: закреплять умение у младших школьников с особенностями психофизического развития (ОПФР) социально-бытовых представлений и навыков для самостоятельной жизни и адаптации в социуме посредством настольной игры.
Задачи:
– закреплять навык самообслуживания и элементарного жизнеобеспечения по темам «Личная гигиена», «Одежда», «Питание», «Семья», «Жилище»;
– формировать навык ориентироваться в пространстве таблицы по заданным условиям;
– формировать умение взаимодействовать в подгруппе (до 2 человек) участников настольной игры;
– формировать навык выражаться связной речью по темам «Личная гигиена», «Одежда», «Питание», «Семья», «Жилище».
Категория детей: младшие школьники с особенностями психофизического развития.
Оборудование: поле настольной игры, дайсы, камешки марблс.
Правила игры: количество участников до 2 человек. Три хода у каждого участника. Тема выбирается учителем-дефектологом (если выпадает дайс с числом 6), учащийся может выбрать задание на выбор. Учащийся бросает дайс, чтобы определить, на какую тему и про что будет коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке, также это позволит определить, про что будет составлен рассказ. (*Усложнение: можно составлять рассказ письменно).
1 – назови предметы по теме
2 – отгадай загадку
3 – составь рассказ
4 – закончи предложение: «для чего мне нужен…»
5 – практическое задание
6 – бонус
Инструкция: первый участник кидает 3 раза дайс, смотрим, сколько выпало, и читаем задание. Второй участник – аналогично. Выполняем задание, педагог оценивает словесно.