Во время занятия дошкольники учатся различать музыкальные инструменты по их звукоизвлечению. Используются музыкально-дидактические игры и интерактивные технологии.
Ольга ДИКЕВИЧ,
музыкальный руководитель
ГУО «Детский сад № 1 г. Гродно»
Тема: «Разнообразие музыкальных инструментов».
Программные задачи:
– формировать умение различать музыкальные инструменты по их звукоизвлечению, используя музыкально-дидактические игры и интерактивные технологии;
– развивать чувство ритма, слуховое внимание и мышление посредством игр «Веселый бубен», «Разноцветные клавиши», «Отгадай, что звучит?»;
– воспитывать интерес к белорусским народным инструментам через игру «Отгадай, что звучит?».
Оборудование: проектор, бубны по количеству детей, картон синего и желтого цветов по количеству детей, деревянные ложки одна пара, трещотки одна пара, карточки с изображением музыкальных инструментов по количеству детей, ширма.
Презентация: https://drive.google.com/file/d/16tv9rkZyk8IaWr0YV7azTiinx4G8WY1Z/view?usp=sharing
Ход занятия
1 Вводная часть
Воспитанники под маршевую музыку заходят в музыкальный зал, становятся возле стульев.
Слайд 1
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята»
Музыкальный руководитель поет по трезвучию вверх «здрав-ствуй-те ре-бя-та», а дети отвечают «здравст-вуй-те» по трезвучию вниз.
2 Основная часть
2.1 Беседа
Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в удивительную страну музыки и ближе познакомиться с музыкальными инструментами. А может, вы уже знаете некоторые музыкальные инструменты? (Ответы детей).
Слайд 2
Музыкальные инструменты отличаются друг от друга по звучанию и внешнему виду, но в чем-то и имеют сходство. Поэтому люди разделили их на несколько групп.
Слайд 3
Первая группа, с которой мы познакомимся, – это струнные музыкальные инструменты.
Слайд 4
Ученые предполагают, что струнные музыкальные инструменты являются самыми первыми, и это охотничий лук. Да, именно звучание тетивы натолкнуло людей на мысль о создании струн и первого полноценного музыкального инструмента – арфы.
Слайд 5-6
Давайте познакомимся с группой ударных музыкальных инструментов. Почему ударные? Как вы думаете? (Ответы детей) Для воспроизведения музыкального звука необходимо ударить по инструменту. Назовите ударные инструменты, которые мы используем в детском саду? (Ответы детей)
Звук барабана хорошо слышно на расстоянии 8 км , поэтому с давних времен этот музыкальный инструмент использовали для передачи информации, в основном о нападении врагов, так что барабан можно считать древним гаджетом.
Слайд 7
В нашем детском саду также есть ударный инструмент, и это бубен, с которым мы сейчас сыграем. Выходите в круг.
Музыкально-ритмическая игра «Передай бубен»
Музыкальный руководитель и дети вместе образуют круг. Садятся на колени и кладут бубен перед собой. Звучит музыка. На «раз» берут бубен в руки, на «два-три» ударяют, на «четыре» передают вправо следующему.
Слайд 8
Третья группа музыкальных инструментов – это клавишные. Ребята, а почему клавишные, как вы думаете? (Ответы детей) «Предком» пианино и рояля был клавесин.
Слайд 9
Посмотрите, я для вас приготовила вот такие разноцветные клавиши, и сейчас мы сыграем в игру, которая так и называется «Разноцветные клавиши»
Музыкально-ритмическая игра «Разноцветные клавиши»
Дети становятся свободно по залу. Садятся на колени. Музыкальный руководитель раздает каждому по две клавиши (картон прямоугольной формы синего и желтого цветов) и садится так же, лицом к детям. По началу ритмичной музыки руководитель показывает порядок нажатия на «клавиши», удары по коленям и хлопки в ладоши в соответствии с ритмом. Дети повторяют. Ритмический рисунок ударов можно менять и усложнять.
Слайд 10
Мы с вами уже познакомились со струнными, клавишными и ударными музыкальными инструментами. И осталась еще одна группа, группа духовых инструментов. Некоторые ученые считают, что флейта является самым древним музыкальным инструментом. В 2009 году при раскопках в северно-западной Германии была найдена флейта, возраст которой составил 35 тыс. лет.
Слайд 11
Вот мы и познакомились с группами музыкальных инструментов. Посмотрите на стульчики – у каждого из вас лежат карточки с изображением музыкальных инструментов. Вам необходимо поднять карточку того инструмента, который звучит.
Музыкально-дидактическая игра «Отгадай, что звучит?»
За ширмой спрятаны музыкальные инструменты. Дети по очереди заходят за ширму и играют на любом музыкальном инструменте, а остальным необходимо отгадать музыкальный инструмент и поднять соответствующую карточку.
3 Завершающий этап
Вот и подошло наше путешествие к концу. Ребята, поделитесь со мной своими эмоциями, что вам понравилось больше всего. А может, что-то было сложно? (Ответы детей) Спасибо, ребята, за путешествие!
Музыкальное прощание «До свидания дети!»
Воспитанники отправляются в группу.