Татьяна ШИЛИНА,
учитель химии
ГУО «Средняя школа № 2 г. Наровли имени И.М.Шаврея»,
Гомельская область
Цель: изучить основные химические свойства кислорода и сформировать представление о реакциях соединения.
Задачи:
– формировать понятие о взаимодействии кислорода с простыми и сложными веществами;
– формировать понятие о реакциях соединения;
– формировать умение записывать уравнения реакции;
– познакомить с применением кислорода в жизнедеятельности человека;
– способствовать развитию личностных качеств учащихся (целеустремленность, взаимопомощь), создать условия для формирования интереса к предмету, бережного отношения к природе.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, лучинка, спиртовка, презентация.
Ход урока
I Организационный этап (2 мин.)
Приветствие, создание благоприятной обстановки начала урока.
II Этап проверки выполнения домашнего задания (5 мин.)
Проводится фронтально (блицопрос):
1) Воздух – это смесь или чистое вещество? (Смесь).
2) В воздухе преобладает газ… (Азот, 78%).
3) В воздухе по объему кислорода… (21%).
4) Относительная молекулярная масса воздуха… (29).
5) Приведите примеры газов, которые тяжелее воздуха. (O2, CO2, …).
6) Газ, необходимый для дыхания (Кислород).
7) Формула озона… (O3).
8) Природный процесс, являющийся поставщиком кислорода в атмосферу (Фотосинтез).
9) Разложением «марганцовки» в лаборатории можно получить… (Кислород).
10) Вещество, ускоряющее химическую реакцию, но само в ней не расходующееся (Катализатор).
11) Можно ли собрать кислород способом вытеснения воды? (Да, так как кислород плохо растворим в воде).
III Подготовка учащихся к работе на основном этапе (3 мин.)
– Почему на воспламенившийся предмет пожарные рекомендуют набросить одеяло или плотную ткань?
В процессе дискуссии объявляется тема урока (запись в тетрадь); цель и задачи урока.
IV Этап актуализации знаний и умений учащихся (3 мин.)
Постановка проблемы
– А прежде чем изучить новый материал, ответьте на следующие вопросы.
– Какова относительная атомная масса кислорода? (16)
– Какова химическая формула простого вещества кислорода? (О2)
– Кем был получен кислород? (Джозеф Пристли, 1774 г.; Карл Вильгельм Шееле, 1772 г.)
– Из какого вещества был впервые получен кислород? (Разложение оксида ртути)
V Этап усвоения новых знаний и способов действий (15 мин.)
1 Химические свойствах кислорода.
– Кислород является химически активным веществом. Взаимодействует как с простыми, так и сложными веществами. Составим схему.
– Запишите уравнения реакций в тетрадь, пользуясь учебным пособием.
2 Изучение и анализ схемы реакции (запись приводится в общем виде): А + В = АВ.
Дать определение реакции соединения: это реакция, при которой из двух или нескольких простых или сложных веществ образуется одно сложное вещество.
– Составляем уравнение реакции на основе схемы и определяем тип реакции:
Cu + О2 = CuО (тип реакции – реакция соединения).
– А чтобы эта схема стала уравнением, нужно расставить коэффициенты.
3 Изучение области применения кислорода в жизнедеятельности человека (на доске схема).
– А теперь самостоятельно рассмотрите применение кислорода. Для этого вам нужно ознакомиться с текстом учебника на странице 105 (рис. 66). Затем дополнить схему, т.е. дорисовать стрелку, где это нужно.
Физкультминутка (2 мин)
VI Этап первичной проверки понимания изученного (5 мин)
1 Проведение фронтальной беседы по вопросам
– Какие химические свойства проявляет кислород? (Взаимодействие с простыми и сложными веществами)
– При внесении тлеющей лучинки в сосуд с газом она ярко вспыхнула. Был ли в сосуде кислород? (Да)
2 Возвращение к вопросу, который был задан в начале урока: «Как следует тушить горящие предметы?».
– Если уменьшить доступ воздуха, следовательно, и кислорода, горение замедляется или прекращается.
3 Уравнения реакции соединения
Обратить внимание учащихся на экран: представлены уравнения реакций, из них нужно выбрать реакции соединения.
VII Этап информации о домашнем задании (1 мин.)
§ 17, задание 1 (комментировать).
VIII Этап подведения итогов и выставления отметок c комментарием (2 мин.)
IX Этап рефлексии: (2 мин.)
– Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
– Что я вынес из урока?
– Был ли он мне понятен и интересен?
– Как я смогу использовать свои знания в дальнейшем?
– Спасибо за работу на уроке.