Портрет моей семьи. Конспект урока по предмету «Человек и мир»

- 16:45КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Конспект по программе для детей с трудностями в обучении, по программе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, 1-й класс (1-й год обучения). На протяжении урока формируются умения, необходимые в повседневной жизни. Учащиеся знакомятся с понятиями «семья», «поколение», называют членов семьи, их имена, родственные связи и отношения; осваивают правила поведения и общения в семье.

 

Дарья РЫЖИКОВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа №3 г. Орши имени В.С.Короткевича»,
Витебская область

 

Тема: «Портрет моей семьи».

Задачи:  

– уточнить знания учащихся о семье, о родственных отношениях;
– формировать представления о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
– активизировать словарь по теме «Моя семья»;
– развивать воображение, словесно-логическое мышление, связную речь;  
– воспитывать у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.

Оборудование: ромашка с лепестками, солнце с лучиками «Дружная семья», картинки с изображением членов семьи, цветные карандаши, клей-карандаш.

 

Ход  урока


I Организационно-мотивационный этап

– Садитесь поудобнее, начнем скорей урок. Слушайте внимательно, работайте старательно! Сели ровненько, спинки прямые, руки на парте, ноги на месте.

Улыбнитесь друг другу. А теперь улыбнитесь мне. Улыбка вас украшает! Что ещё может улыбка? (Поднять настроение)

Я хочу, чтобы с улыбками, весёлым и хорошим настроением прошёл у нас урок.

II Этап актуализации

Определение темы и задач урока 

– Сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав загадку:

Итак, сегодня наш урок, друзья
Про удивительных – 7 я
Кто они? Вы подскажите.
Тему вы определите.

– Сегодня на уроке мы будем говорить о семье, вы узнаете о том, что такое семья, о родственных отношениях в семье и о том, какую семью называют дружной. А также каждый из вас сегодня на уроке создаст «портрет» своей семьи.

III Изучение нового материала

– Ребята, почему же слово «семья» произошло от этих слов: семь и я?

Во-первых, число 7 – это удивительное, таинственное число, давайте вспомним, где вы ещё встречали это число? (7 цветов у радуги, 7 дней недели, 7 музыкальных нот, 7 козлят из сказки.)

Послушайте стихотворение и посчитайте вместе со мной.

Семья –  словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем
Ну, «Я»  – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
Нет, если есть собака,
Выходит ВО! – семья!

– Как вы понимаете слово семья? (Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.)  

Семья – это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу люди. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.

Обратимся к словарику, он тоже хочет рассказать вам, что такое семья.

Семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. В одной семье могут жить люди разного поколения, то есть люди разного возраста. Что же такое поколение? Послушайте словарика внимательно.

Поколение – это люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – младшее поколение. Ваши бабушки, дедушки – старшее поколение.

Физкультминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.

Дети выполняют соответствующие движения.

Работа с учебником

– Рассмотрите картинку. Назовите всех членов семьи. А что находится в центре? Проведите от буквы Я по стрелочкам линии и скажите, кем вы приходитесь этому члену семьи. Поиграем с вами в игру с мячом «Кто кому кто?»

Игра с мячом «Кто кому кто?»

– Кем ты являешься для своей мамы?
– Кто тебя называет дочкой? 
– Кем ты являешься для своего папы?
– Кто тебя называет сыном?
– У папы есть мама, кто она тебе?
– Кто называет тебя внуком?  
– У мамы есть сестра, кто она тебе?
– А кто ты тёте?
– У тёти есть дети, кто они тебе?

Работа над «портретами» семьи

– Приступим к созданию портрета вашей семьи. У каждого из вас есть лист белой бумаги, конверт с изображениями членов семьи и клей-карандаш.

Предлагаю для начала каждому из вас открыть конверт, рассмотреть картинки, найти себя и приклеить в центр рабочего листа.

Выберете из конверта только картинки с изображением тех членов семьи, которые есть в вашей семье.

Ребята, кто все эти люди вам, друг другу? Что вас всех объединяет? Чем вы любите заниматься вместе с вашей семьёй? (Ответы детей) Дополните свои «портреты» семьи рисунками, которые связаны с вами и вашей семьёй.

IV Закрепление изученного материала

Презентация «портретов» семьи

– С помощью выполненных работ сейчас вы поближе познакомитесь с семьями друг друга. Каждый у доски представит свою работу. Нужно рассказать о том, сколько человек в вашей семье, кто есть в вашей семье, назвать имена членов семьи и рассказать о том, чем вы любите заниматься. Внимательно слушайте каждого, уважайте друг друга.

V Обобщение и систематизация изученного по теме

На доске висит желтый круг с надписью «Дружная семья – это…».

– Нашему солнышку нужны самые тёплые лучики. Они спрятаны в нашем классе. Вам нужно найти их и прочитать, что же такое дружная семья. (Забота, любовь, ласка, понимание, терпение, уважение.)

Вот какие чувства должны оберегать наши семьи.

Работа в группах

– Распределитесь в группы по три человека. Каждой группе я раздам карточки со словами. Посовещавшись, из этих слов вам нужно будет составить пословицу и объяснить её смысл: «В гостях хорошо, а дома лучше». Слышали ли вы когда-нибудь такую пословицу? Почему так говорят? (Ответы детей)

– Дома всегда комфортно. Только там чувствуешь себя в безопасности. Дома всегда любят, ждут, готовы помочь, поддержать. Когда человеку плохо или хорошо, он всегда спешит домой к своей семье.

VI Подведение итогов. Рефлексия

– Про какие удивительные «7 Я» шла речь на уроке?  
– Что такое семья?  
– Что нужно, для того чтобы семья была дружной? (Ответы детей)

Дорогие ребята, у каждого из нас есть семья. Цените и берегите её, это ваша опора, ваша крепость от бурь и невзгод. Пусть такое семейное солнышко вам светит всю вашу жизнь.

Наш класс – это тоже одна дружная, большая семья. И от того, как мы будем работать на уроках, вести себя друг с другом, зависит, будет ли она дружной.

Предлагаю вам сделать нашу общую ромашку с разноцветными лепестками и улыбками. Выберите себе лепесток и изобразите на нём своё настроение после проделанной работы на уроке.  

Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось? Что вам показалось трудным? (Ответы детей)

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий