Обобщение по разделу «Цветок. Плод. Семя». Урок биологии в 7-м классе

- 15:09II И III СТУПЕНИ, БИОЛОГИЯ, Биология. Сценарии, Методичка

Задача личностного развития: создать условия для развития устной речи, пространственного воображения, логического мышления и памяти, внимания через работу с рисунками, тестовыми заданиями, сравнительными таблицами.

Наталья АПАНОВИЧ,
заместитель директора по учебной работе,
учитель биологии
ГУО
«Гимназия № 1 имени Ф.М.Синичкина г. Слонима»,
Гомельская область

 

 

 

 

Тема: Обобщение по разделу «Цветок. Плод. Семя»

Класс: 7-й (урок № 53)

Цель: планируется, что к концу урока учащиеся будут:

– знать особенности строения цветка, плода, семени и их биологическое занчение в жизни растений;

– уметь классифицировать плоды, давать характеристику семенам;

– сравнивать процессы опыления и оплодотворения, этапы прорастания семени.

Задачи личностного развития:

– создать условия для развития устной речи, пространственного воображения, логического мышления и памяти, внимания через работу с рисунками, тестовыми заданиями, сравнительными таблицами;

– способствовать формированию культуры труда, командной работе, интереса к изучению природы.

Методы и приемы обучения: частично-поисковый, тестовые задания, фронтальный опрос, индивидуальная, групповая и парная работа.

Оборудование: учебник, проектор, компьютеры, индивидуальные карточки, гексы, таблицы, схемы, презентация.

Ход урока

І Организационный момент

Цель: психологическая готовность к уроку.

Задача: создание добродушной рабочей атмосферы; формирование команд и установление контакта с аудиторией.

– Добрый день, мои дорогие учащиеся. Один древний философ сказал: «Если вы улыбаетесь кому-то утром и желаете ему доброго утра, значит, ваш день прожит не зря». Я улыбнусь вам, вы мне, а теперь улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка согревает душу, пусть она помогает легко и радостно работать на уроках.

Для нашей сегодняшней работы на уроке не только улыбка поднимет настроение, но и сладкие конфеты, которые вы достанете из коробки. А их названия помогут разделиться нам на группы. (Учащиеся достают конфеты с названиями по темам «Плод. Семя. Цветок» и рассаживаются по группам).

 

ІІ Ориентировочно-мотивационный этап

Цель: психологическая и познавательная готовность учащихся к закреплению полученных знаний, мотивация учебной деятельности, постановка задач урока.

Задача: организовать входную диагностику и повторение опорных знаний.

– Сегодня мы проводим урок-обобщение. Как названия конфет связаны с темой нашего урока? (Цветок, плод, семя) К какому изучаемому разделу в ботанике относится? (“Отдел покрытосеменные (цветковые) растения”)

– Как вы уже знаете, для работы каждому человеку необходимы цель и план. Чем они точнее, тем лучше эффективность и результативность. Что необходимо сделать? Выберите из предложенного (Слайд 2)

– изучить строение цветка, плода, семени;

– повторить строение цветка, плода, семени;

– научиться классифицировать плоды и семена, цветки у растений;

– выучить классификацию и виды плодов и семян;

– уметь сравнивать процессы опыления и оплодотворения, этапы прорастания семян;

– выучить этапы прорастания семени.

– Для работы и отслеживания результатов воспользуемся образовательным маршрутным листом (Приложение 1). Напротив указанного задания вам необходимо выставлять количество баллов.

 

IIІ Обобщение и закрепление учебного материала

Цель: достижение задач урока, уточнение детьми своей компетентности или своих ошибок, связанных с пройденным учебным материалом.Задача: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся, обучение их тем действиям, овладение которыми является задачей урока, работу с высокомотивированными учащимися.

– Приступим к выполнению поставленных задач на уроке. 

 

Задания на компьютерах (по 2 человека от группы)

В маршрутный лист выставляется количество набранных баллов.

ЦВЕТОК

б.

ПЛОДЫ

б.

СЕМЕНА

б.

9

9

9

10

10

10

 

Парная работа (один человек – из разрезных деталей на доске составляет строение плода, семени, цветка; второй человек – подписывает в карточке структурные компоненты и их функции).

По окончании работы проводится взаимопроверка и оценка, заполнение маршрутного листа (Приложение 2).

7 + 8 + 9 = ______________
Функция:

2 + 4 = _______________
Функция:

5 + 6 = _______________
Функция:

1 =_________________
Функция:

2 = _______­­­__________
Функция:

3 = ______­­­­___________
Функция:

2 + 3 + 4 =______________
Функция:

5 = _________________
Функция:

1 = _________________
Функция:

 

Групповая работа (в течение 3 минут обсуждают в группе ответ по предоставленному плану. Выступающий от группы должен составить рассказ по темам).

Оценку с комментированием выступающему от группы дают участники другой команды. (Приложение 3).

– Подведем итоги первого этапа урока. Какую задачу урока нам удалось реализовать? (Слайд 2)

 

Классификация (у каждого участника групп имеется иллюстрация биологического объекта по изучаемым темам. Необходимо в течение 3 минут распределить по “ячейкам” своей группы (Приложение 4).

Взаимопроверка по группам и выставление отметки.

IV Физминутка

«Черный ящик» (группа вытягивает номер фото- и видеофрагментов с вопросом и определяет, какая команда будет отвечать).

Оценивает ответы учитель. (Слайды 3–5)

 

1 Почему у некоторых цветковых растений соцветия распускаются раньше листьев?

2 Если плоды вишни опали под материнское растение, какие трудности могут возникнуть у молодых растений?

3 При каких условиях семена дольше сохраняют всхожесть?

 

– Подведем итоги второго этапа урока. Какую задачу урока нам удалось реализовать? (Слайд 2)

«Угадай и выбери процесс»

– Какие процессы представлены перед вами? (Опыление, оплодотворение, прорастание.) Выберите иллюстрацию, которая соответствует группе и выполните следующие задания:

1) Распределите этапы прорастания семян? Что такое прорастание семени?

2) Построить процесс оплодотворения? Почему оно называется двойным?

3) Расскажите о способах опыления? Какому процессу предшествует?

– Подведем итоги третьего этапа урока. Удалось ли нам сравнить и решить 3-ю задачу? (Слайд 2)

 

V Контрольно-оценочный этап

Цель: выполнение выходного тестового задания.

Задача: создать условия для самоконтроля, коррекции и самооценки знаний, умений и деятельности учащихся.

– А сейчас надеемся на себя. Помните, все в ваших руках. Выполним итоговый тест (Приложение 5) и оценим свои результаты по ключу (Слайды 7–12).

– Поднимите руки, кто выполнил итоговый тест без ошибок? Кто допустил 1–2 ошибки?

Подведение итогов. Подсчет количества баллов и выставление отметок

 

VI Домашнее задание

Подготовка к контрольной работе.

 

Приложение 1

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

 Ф.И.___________________________________________

 

     Приложение 2

 

Приложение 3

План ответа (ЦВЕТОК)

1 Что такое цветок?
2 Какие основные части имеет цветок?
3 На какие группы делятся цветки в зависимости от расположения?
4 Какие функции выполняет цветок?
5 Как называются виды цветков и растения, имеющие данные виды?

План ответа (ПЛОД)

1 Что такое плод?
2 На какие типы по околоплоднику делятся плоды?
3 Как обеспечивается расселение растений с помощью плодов?
4 Какова биологическая роль плодов?
5 В чем заключается хозяйственное значение плодов?

План ответа (СЕМЕНА)

1 Что такое семя?
2 Какая главная часть у семени?
3 На какие группы делятся семена в зависимости от количества семядолей?
4 Что в семени играет роль запаса питательных веществ, а что выступает в роли защиты зародыша?
5 Какие свойства характерны для семян?

 

Примерный текст ответа

ЦВЕТОК

Цветок- это генеративный орган у покрытосеменных (цветковых) растений. В своем строении имеет цветоложе, околоцветник, тычинки и пестики. В связи с таковым строением цветки служат для образования половых гамет, осуществления процессов опыления и оплодотворения, а также формирования плодов и семян. В зависимости от расположения относительно стебля различают сидячие и имеющие цветоножку цветки. А также различают обоеполые и однополые (пестичные или тычиночные) цветки. Таким образом и цветковые растения бывают однодомные или двудомные.

ПЛОД

Плод – это орган покрытосеменных растений, служащий для защиты и распространения семян. По типу околоплодника они делятся на сухие и сочные, а по количеству семян – одно- и многосеменные. Распространяются плоды ветром, водой, животными и саморазбрасыванием, обеспечивает эффективное расселение растений. Помимо защиты семян от неблагоприятных условий плоды используются человеком в качестве пищи, корма для животных, лекарств, источника витаминов и сахара, изготовления поделок.

СЕМЕНА

Семя – это зародышевое растение, снабженное запасом питательных веществ и защищено семенной кожурой. Главной частью семени является зародыш, который защищает от повреждений и неблагоприятных условий плотная семенная кожура. Зародыш получается питательные вещества для своего роста и развития с эндосперма у однодольных и семядолей у двудольных растений. Семена могут быть в состоянии покоя или жизнеспособными.

 

Приложение 4

Карточки для классификации

 

Приложение 5

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

1. Цветок – это…

А) генеративный орган растения;
Б) вегетативный орган растения;
В) видоизмененный утолщенный побег.

2. Околоплодник представляет собой:

А) хранилище питательных веществ (витаминов, сахаров) для зародыша;
Б) часть цветка, из которого развивается плод;
В) разросшуюся завязь, что служит определением типа плода.

3. Важное приспособление семени, позволяющее пережить растениям неблагоприятные условия:

А) жизнеспособность;
Б) покой семян;
В) циста.

4. Чему предшествует опыление:

А) оплодотворению;
Б) образованию зародыша;
В) образованию семязачатка.

5. Как приспособились цветковые растения к оплодотворению без воды:

А) имеют особенности в строении цветка;
Б) с помощью двойного оплодотворения;
В) используют различные способы опыления.

Ключ к итоговому тесту: А   В   Б   А   Б.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий