Задача личностного развития: создать условия для развития устной речи, пространственного воображения, логического мышления и памяти, внимания через работу с рисунками, тестовыми заданиями, сравнительными таблицами.
Наталья АПАНОВИЧ,
заместитель директора по учебной работе,
учитель биологии
ГУО «Гимназия № 1 имени Ф.М.Синичкина г. Слонима»,
Гомельская область
Тема: Обобщение по разделу «Цветок. Плод. Семя»
Класс: 7-й (урок № 53)
Цель: планируется, что к концу урока учащиеся будут:
– знать особенности строения цветка, плода, семени и их биологическое занчение в жизни растений;
– уметь классифицировать плоды, давать характеристику семенам;
– сравнивать процессы опыления и оплодотворения, этапы прорастания семени.
Задачи личностного развития:
– создать условия для развития устной речи, пространственного воображения, логического мышления и памяти, внимания через работу с рисунками, тестовыми заданиями, сравнительными таблицами;
– способствовать формированию культуры труда, командной работе, интереса к изучению природы.
Методы и приемы обучения: частично-поисковый, тестовые задания, фронтальный опрос, индивидуальная, групповая и парная работа.
Оборудование: учебник, проектор, компьютеры, индивидуальные карточки, гексы, таблицы, схемы, презентация.
Ход урока
І Организационный момент
Цель: психологическая готовность к уроку.
Задача: создание добродушной рабочей атмосферы; формирование команд и установление контакта с аудиторией.
– Добрый день, мои дорогие учащиеся. Один древний философ сказал: «Если вы улыбаетесь кому-то утром и желаете ему доброго утра, значит, ваш день прожит не зря». Я улыбнусь вам, вы мне, а теперь улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка согревает душу, пусть она помогает легко и радостно работать на уроках.
Для нашей сегодняшней работы на уроке не только улыбка поднимет настроение, но и сладкие конфеты, которые вы достанете из коробки. А их названия помогут разделиться нам на группы. (Учащиеся достают конфеты с названиями по темам «Плод. Семя. Цветок» и рассаживаются по группам).
ІІ Ориентировочно-мотивационный этап
Цель: психологическая и познавательная готовность учащихся к закреплению полученных знаний, мотивация учебной деятельности, постановка задач урока.
Задача: организовать входную диагностику и повторение опорных знаний.
– Сегодня мы проводим урок-обобщение. Как названия конфет связаны с темой нашего урока? (Цветок, плод, семя) К какому изучаемому разделу в ботанике относится? (“Отдел покрытосеменные (цветковые) растения”)
– Как вы уже знаете, для работы каждому человеку необходимы цель и план. Чем они точнее, тем лучше эффективность и результативность. Что необходимо сделать? Выберите из предложенного (Слайд 2)
– изучить строение цветка, плода, семени;
– повторить строение цветка, плода, семени;
– научиться классифицировать плоды и семена, цветки у растений;
– выучить классификацию и виды плодов и семян;
– уметь сравнивать процессы опыления и оплодотворения, этапы прорастания семян;
– выучить этапы прорастания семени.
– Для работы и отслеживания результатов воспользуемся образовательным маршрутным листом (Приложение 1). Напротив указанного задания вам необходимо выставлять количество баллов.
IIІ Обобщение и закрепление учебного материала
Цель: достижение задач урока, уточнение детьми своей компетентности или своих ошибок, связанных с пройденным учебным материалом.Задача: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся, обучение их тем действиям, овладение которыми является задачей урока, работу с высокомотивированными учащимися.
– Приступим к выполнению поставленных задач на уроке.
Задания на компьютерах (по 2 человека от группы)
В маршрутный лист выставляется количество набранных баллов.
ЦВЕТОК |
б. |
ПЛОДЫ |
б. |
СЕМЕНА |
б. |
9 |
9 |
9 |
|||
10 |
10 |
10 |
Парная работа (один человек – из разрезных деталей на доске составляет строение плода, семени, цветка; второй человек – подписывает в карточке структурные компоненты и их функции).
По окончании работы проводится взаимопроверка и оценка, заполнение маршрутного листа (Приложение 2).
7 + 8 + 9 = ______________ |
|
1 =_________________ 3 = _________________ |
|
2 + 3 + 4 =______________ |
Групповая работа (в течение 3 минут обсуждают в группе ответ по предоставленному плану. Выступающий от группы должен составить рассказ по темам).
Оценку с комментированием выступающему от группы дают участники другой команды. (Приложение 3).
– Подведем итоги первого этапа урока. Какую задачу урока нам удалось реализовать? (Слайд 2)
Классификация (у каждого участника групп имеется иллюстрация биологического объекта по изучаемым темам. Необходимо в течение 3 минут распределить по “ячейкам” своей группы (Приложение 4).
Взаимопроверка по группам и выставление отметки.
IV Физминутка
«Черный ящик» (группа вытягивает номер фото- и видеофрагментов с вопросом и определяет, какая команда будет отвечать).
Оценивает ответы учитель. (Слайды 3–5)
1 Почему у некоторых цветковых растений соцветия распускаются раньше листьев? |
2 Если плоды вишни опали под материнское растение, какие трудности могут возникнуть у молодых растений? |
3 При каких условиях семена дольше сохраняют всхожесть? |
– Подведем итоги второго этапа урока. Какую задачу урока нам удалось реализовать? (Слайд 2)
«Угадай и выбери процесс»
– Какие процессы представлены перед вами? (Опыление, оплодотворение, прорастание.) Выберите иллюстрацию, которая соответствует группе и выполните следующие задания:
1) Распределите этапы прорастания семян? Что такое прорастание семени?
2) Построить процесс оплодотворения? Почему оно называется двойным?
3) Расскажите о способах опыления? Какому процессу предшествует?
– Подведем итоги третьего этапа урока. Удалось ли нам сравнить и решить 3-ю задачу? (Слайд 2)
V Контрольно-оценочный этап
Цель: выполнение выходного тестового задания.
Задача: создать условия для самоконтроля, коррекции и самооценки знаний, умений и деятельности учащихся.
– А сейчас надеемся на себя. Помните, все в ваших руках. Выполним итоговый тест (Приложение 5) и оценим свои результаты по ключу (Слайды 7–12).
– Поднимите руки, кто выполнил итоговый тест без ошибок? Кто допустил 1–2 ошибки?
Подведение итогов. Подсчет количества баллов и выставление отметок
VI Домашнее задание
Подготовка к контрольной работе.
Приложение 1
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Ф.И.___________________________________________
Приложение 2
Приложение 3
План ответа (ЦВЕТОК)
1 Что такое цветок?
2 Какие основные части имеет цветок?
3 На какие группы делятся цветки в зависимости от расположения?
4 Какие функции выполняет цветок?
5 Как называются виды цветков и растения, имеющие данные виды?
План ответа (ПЛОД)
1 Что такое плод?
2 На какие типы по околоплоднику делятся плоды?
3 Как обеспечивается расселение растений с помощью плодов?
4 Какова биологическая роль плодов?
5 В чем заключается хозяйственное значение плодов?
План ответа (СЕМЕНА)
1 Что такое семя?
2 Какая главная часть у семени?
3 На какие группы делятся семена в зависимости от количества семядолей?
4 Что в семени играет роль запаса питательных веществ, а что выступает в роли защиты зародыша?
5 Какие свойства характерны для семян?
Примерный текст ответа
ЦВЕТОК
Цветок- это генеративный орган у покрытосеменных (цветковых) растений. В своем строении имеет цветоложе, околоцветник, тычинки и пестики. В связи с таковым строением цветки служат для образования половых гамет, осуществления процессов опыления и оплодотворения, а также формирования плодов и семян. В зависимости от расположения относительно стебля различают сидячие и имеющие цветоножку цветки. А также различают обоеполые и однополые (пестичные или тычиночные) цветки. Таким образом и цветковые растения бывают однодомные или двудомные.
ПЛОД
Плод – это орган покрытосеменных растений, служащий для защиты и распространения семян. По типу околоплодника они делятся на сухие и сочные, а по количеству семян – одно- и многосеменные. Распространяются плоды ветром, водой, животными и саморазбрасыванием, обеспечивает эффективное расселение растений. Помимо защиты семян от неблагоприятных условий плоды используются человеком в качестве пищи, корма для животных, лекарств, источника витаминов и сахара, изготовления поделок.
СЕМЕНА
Семя – это зародышевое растение, снабженное запасом питательных веществ и защищено семенной кожурой. Главной частью семени является зародыш, который защищает от повреждений и неблагоприятных условий плотная семенная кожура. Зародыш получается питательные вещества для своего роста и развития с эндосперма у однодольных и семядолей у двудольных растений. Семена могут быть в состоянии покоя или жизнеспособными.
Приложение 4
Карточки для классификации
Приложение 5
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
1. Цветок – это…
А) генеративный орган растения;
Б) вегетативный орган растения;
В) видоизмененный утолщенный побег.
2. Околоплодник представляет собой:
А) хранилище питательных веществ (витаминов, сахаров) для зародыша;
Б) часть цветка, из которого развивается плод;
В) разросшуюся завязь, что служит определением типа плода.
3. Важное приспособление семени, позволяющее пережить растениям неблагоприятные условия:
А) жизнеспособность;
Б) покой семян;
В) циста.
4. Чему предшествует опыление:
А) оплодотворению;
Б) образованию зародыша;
В) образованию семязачатка.
5. Как приспособились цветковые растения к оплодотворению без воды:
А) имеют особенности в строении цветка;
Б) с помощью двойного оплодотворения;
В) используют различные способы опыления.
Ключ к итоговому тесту: А В Б А Б.