Ранняя профессиональная ориентация воспитанников посредством сюжетно-ролевой игры

- 17:35КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

В ходе авторской сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная клиника «Здоровый хвостик» у детей формируются гуманные отношения к животным, уважение к труду ветеринарного врача, воспитывается ответственность за состояние животных ближайшего окружения, стремление активно участвовать в охране природы.

 

Инна СУХОЦКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Специальный детский сад № 16 г. Лиды»,
Гродненская область


Эмоциональное отношение ребенка к миру профессий, открытие перед ним возможностей для проявления себя в разных видах деятельности – это цель ранней профессиональной ориентации воспитанников в современном детском саду. Если все это реализовано успешно, у детей формируются определенные трудовые навыки, уважение к труду взрослых в разных сферах, расширяется кругозор, выявляются способности, увлечения и интересы.

Детство – это тот удивительный мир, где еще будучи ребенком можно стать пожарным и врачом, милиционером и строителем, путешествовать по разным странам. Ознакомление детей дошкольного возраста с миром профессий и трудом взрослых – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности и неотъемлемое условие их всестороннего и полноценного развития.

Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к разным профессиям. Формированием представлений воспитанников о мире труда и профессий управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса воспитания и обучения, учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей.

Одним из основных средств для решения задач по профессиональной ориентации служит сюжетно-ролевая игра. В современном мире появилось множество новых интересных профессий. Если раньше дети играли «в доктора», то сейчас модным направлением стала профессия ветеринара. В ходе авторской сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная клиника «Здоровый хвостик» у детей формируются гуманные отношения к животным, уважение к труду ветеринарного врача, воспитывается ответственность за состояние животных ближайшего окружения, стремление активно участвовать в охране природы. Именно в этой игре дети и педагог обмениваются новыми представлениями, учатся договариваться друг с другом, выслушивать других детей, развивают психические процессы: внимание, воображение, восприятие.

Успех ветеринарного врача Павла Жульпы, о котором знают даже за пределами Беларуси, явился огромным стимулом для создания в детском саду сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная клиника «Здоровый хвостик». Предварительной работой стало знакомство с единственным в республике ветеринаром, работающим в городе Лида, земляком, который первым в Беларуси начал протезировать искалеченных животных. Дети познакомились с врачом, его «Центром спасения животных» и успешными экспериментами в области протезирования.

Получив новые представления, воспитанники с огромным удовольствием погружаются в игровой мир ветеринарии. В начале игры педагог помогает детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. Использование атрибутов, близких к реалистичным, в сюжетно-ролевой игре является решающим и значимым шагом в организации игровой деятельности. Они погружают ребенка в достоверный игровой мир, развивают умственные способности, творческое воображение, активизируют познавательную деятельность.

Игровые атрибуты сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная клиника «Здоровый хвостик» и их использование

Карта «Создай будущий протез» (цветные изображения животных с недостающими частями тела)

Упражнение «Подбери протез» (объемные цветные модели животных, протезы в виде черных объемных силуэтов разных частей тела):

Модель «Глазное яблоко»

Упражнение «Подбери глазной протез» (цветные плоскостные изображения животных и глазные протезы):

Амбулаторные карты с разработанными заданиями, выполнив которые, «ветеринар» достигает успеха в «лечении животного» (карты заламинированы, что позволяет многократно их использовать, рисуя маркером):

Карта-схема «Нарисуй кардиограмму» (карта заламинирована, что позволяет многократно ее использовать, рисуя маркером):

Упражнение «Сделай рентген»:

Папка-передвижка, представленная в виде газеты «Лидские имена» для знакомства с биографией и профессиональной деятельностью ветеринарного врача Павла Жульпы:

 

Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация являются одной из ступенек на пути к успешной взрослой жизни. А сюжетно-ролевая игра – проводником детей дошкольного возраста в мир профессий. Этот вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности, в процессе которой дети расширяют свои представления и впечатления, усваивают что-то новое. О сформированности представлений говорит поведение детей в игре: воспитанники охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Сюжетно-ролевая игра дает ребёнку радостное осознание того, что он стал взрослым, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий