Мария ГЛЕБОВИЧ,
учитель физики
ГУО «Малоберестовицкая средняя школа»,
Гродненская область
Современная школа нацелена на реализацию содержания воспитания по формированию гражданственности и патриотизма личности, которое ориентировано на усвоение общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных, духовных традиций белорусского народа, идеологии белорусского государства, правовых знаний, формирование готовности к исполнению гражданского долга, правовой ответственности. Работа учителя стала больше направленной на воспитание социально зрелой и профессионально компетентной, ответственной, открытой инновациям, приверженной высоким нравственным идеалам и традиционным национальным ценностям личности школьников.
Учитывая актуальность, я продолжила искать и применять материалы по достижению целей в данном направлении в воспитании подрастающего поколения на своих уроках и стала работать в творческой группе по разработке материалов для электронного методического ресурса «Гражданско-патриотическое воспитание на уроке»:
– воспитывать у учащихся ценностное отношение к культуре и традициям белорусского народа, к Родине, уважительное отношение к государственным символам, чувство ответственности за будущее Родины;
– формировать у учащихся уважительное отношение к культуре и традициям белорусского народа, понимание важности сохранения исторической памяти;
– воспитывать у учащихся чувство гордости за историю своего страны (региона, города, села) и её знаменитых людей, за достижения государства;
– формировать у учащихся осознанное отношение к учебе и работе для развития и процветания страны, персональную ответственность за соблюдение правил поведения;
– воспитывать у учащихся инициативность, самостоятельность, коллективизм как социально значимые качества члена общества (группы, класса, коллектива).
Для того чтобы сформировать гражданские и патриотические качества у школьников, необходимо учитывать возрастные особенности, их особенности в развитии, воспитанности. Так, на II ступени общего среднего образования это делаю через идеи:
– формирования гражданских и нравственных идеалов,
– участие в различных формах общественно полезной, туристско-краеведческой деятельности,
а на III ступени через работу:
– по формированию гражданской зрелости и готовности к службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь,
– участие в общественной жизни учреждения образования,
– осознание социальной действительности и своего положения в обществе.
Изучение физики создает основу для формирования физической картины мира, формирует логическое и модельное мышление, развивает способности наблюдения, сравнения, анализа. Школьный курс физики даёт не меньше возможности для воспитания, чем любой другой предмет. Вовремя рассказанный эпизод из жизни великого ученого может больше дать для воспитания, чем целый учебник по воспитанию. Способ воспитания по формированию гражданских и патриотических качеств у школьников зависит от темы урока, от поставленных целей к уроку или блоку уроков, класса, количества часов по данной теме.
Далее в виде информационной технологической карты представляю описание фрагментов педагогической деятельности блока уроков по одной из тем в 7-м классе, которая была разработана для электронного методического ресурса «Гражданско-патриотическое воспитание на уроке».
Предмет |
Физика |
Класс |
7 |
Тема |
Единица силы. Измерение силы. Динамометр. Сложение сил. Равнодействующая сила. Трение. Сила трения |
Работа с учебным пособием |
«Физика, 7 класс» (авторы: Л.А.Исаченкова, Е.В.Громыко, Ю.Д.Лещинский), 2022, с. 87–98 |
Задачи урока в аспекте гражданского и патриотического воспитания |
– формировать у учащихся осознанное отношение к учебе и работе для развития и процветания страны; |
Перечень материалов (упражнений, таблиц, фрагментов текста и т.д.) учебного пособия и/или специально подобранный дополнительный материал для работы |
Рис. 147 с. 88 учебника физики для 7-го класса QR-код с. 91, 96, 97 и рис. 162 с. 96 учебника физики для 7-го класса , № 190, 192, 194 с. 55 сборника задач по физике для 7-го класса (авторы: Исаченкова Л.А., Гладков Ю.И.), 2018 |
Описание фрагмента педагогической деятельности |
|
Авторы |
Глебович Мария Иосифовна, первая категория, учитель, физика, государственное учреждение образования «Малоберестовицкая средняя школа» |
Ссылки на использованные источники |
«Достижения научно-технического прогресса Беларуси в помощь сельскому хозяйству» http://belagromech.by Видеоролик «Спорт в Беларуси». |
Также представляю разработанный материал для электронного методического ресурса для 11-го класса «Гражданско-патриотическое воспитание на уроке»
Предмет |
Физика |
Класс |
11 |
Тема |
Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. |
Работаем с учебным пособием |
«Физика. 11 класс» (авторы: В.В.Жилко, Л.Г.Маркович, А.А.Сокольский), 2021, с. 224–262 |
Задачи урока в аспекте гражданского и патриотического воспитания |
– воспитывать у обучающихся чувство сопричастности к судьбе страны; |
Перечень материалов |
Фрагменты текстов на с. 231, 240, 246, 250, 256 рис. 229. |
Описание фрагмента |
|
Авторы |
Глебович Мария Иосифовна, первая категория, учитель, физика, государственное учреждение образования «Малоберестовицкая средняя школа» |
Ссылки на использованные источники |
https://belarus-economy.by › economy-news-ru › view |
Применяя специально подобранный дополнительный материал для работы по задачам урока в аспекте гражданского и патриотического воспитания, заметила изменение отношения большинства учащихся к урокам физики. Изменилась сама атмосфера урока – стала более доброжелательной, укрепилось сотрудничество учащихся как с учителем, так и между собой, самооценка у детей также стала более адекватной и возросла ответственность подготовки к урокам. Все стали получать большее удовлетворение от уроков.
Изучение физики должно восприниматься всеми учениками как жизненно значимое и интересное. Поэтому большие трудозатраты по подбору материалов учителем и учениками по конкретным учебным темам по решению задач урока в аспекте гражданского и патриотического воспитания компенсируются положительными эмоциями в достижении целей, увеличением самостоятельности и ответственности у всех участников учебного процесса. Для более эффективного решения задач в аспекте гражданского и патриотического воспитания учеников необходимо применение всеми учителями различных правильных эффективных способов воспитания.