Исполнительские приёмы фортепианной игры. Факультативное занятие по классу фортепиано с учащейся 2-го класса

- 12:07II И III СТУПЕНИ, Методичка, Музыка, хореография, искусство

В ходе урока автор использовала разнообразные формы, методы и приемы, личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии. По мнению учителя, глубокое уважение к ребенку, соединение обучения с естественными для детского возраста интересами и переживаниями есть залог успеха в творческом процессе.

Людмила ГОДУНОВА,
учитель по классу фортепиано
ГУО «Средняя школа № 6 г. Полоцка»,
Витебская область

 

 

 

 

 

Цель: совершенствование музыкально-исполнительских навыков игры; закрепление теоретических знаний.

Задачи

Образовательные:

– закрепить изученные теоретические знания (штрихи, темп, ритм, динамика);
– продолжить формирование практических навыков (игра штрихами legato, staccato нон легато; работа с динамическими оттенками, исполнение произведений в заданном темпе);
– научить детально анализировать музыкальные произведения.

Развивающие:

– развивать слух, координацию движений, активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности.  

Воспитательные:

– воспитывать любовь к музыке, эстетический вкус, усидчивость, собранность.

Тип занятия: урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков.

Форма занятия: индивидуальная.

Методы обучения:

– словесные: беседа, комментарии, пояснения, рассказ;
– наглядные: исполнительский показ на инструменте, иллюстрации к пьесам;
– практические: гамма, упражнения, пьесы;
– интерактивные.

Технологии обучения:

– личностно-ориентированная;
– здоровьесберегающая;
– развивающего обучения;
– проблемного обучения;
– формирования мотивации.

Оборудование: музыкальный инструмент – фортепиано, ноутбук, нотный материал, тематические иллюстрации, карточки с ритмическими рисунками, смайлики, музыкальные ребусы.

 

Задания к уроку. PDF

 

Ход урока

I Организационный момент

– Тема нашего урока «Исполнительские приёмы фортепианной игры». Штрихи бывают разные. И каждому штриху соответствует определенный знак, который и указывает, как именно надо играть ноту: коротко, длинно, тяжело. Ульяна, назови, пожалуйста, штрихи в музыке, которые ты знаешь, и покажи их на примере своих пьес. (Основные штрихи – это: легато (legato), нон легато (non legato), стаккато (staccato)).

– Правильно. Без этих штрихов не обходится ни одно, даже самое миниатюрное музыкальное произведение.

Сегодня мы будем играть музыкальные произведения, где встречаются данные штрихи. Прежде чем мы начнем урок, мне бы хотелось сказать о технике игры. Само слово «техника» говорит об искусности, с которой творится произведение искусства. При игре на фортепиано нужны крепкие пальцы. Активные сильные пальцы являются основой для приобретения техники пианиста. Приобрести её без многолетних репетиций невозможно. Только повседневная тренировка поможет накопить и совершенствовать технические навыки. Поэтому необходимо развивать наши пальчики.

 

II Основная часть

1 Подготовка игрового аппарата. Работа над темпом, педалью (10 мин.)

– Гамма До-мажор, упражнения Ш.Ганона, «У кота-воркота», «Домик».  
К.Черни «Этюд».

– Ульяна, а что для развития пальчиков надо делать на каждом уроке и дома? (Играть упражнения и этюды).

– Верно. Давай сыграем с тобой гамму До-мажор в прямом движении и расходящемся. Сыграем гамму штрихом легато. (Играет).

– Ульяна, ты заметила, что гамма прозвучала не совсем ровно? Это было особенно слышно в местах подворота первого пальца. (Да).

– Давай поиграем гамму, передвигая руку по клавиатуре, сохраняя одну позицию, и прибавим подворот первого пальца, но будем это делать заранее, помогая кистью руки. При этом контролируем слухом ровность силы звука. Представь, что предплечье – это поезд, а пальцы – люди, которые опоздали на него. Движения, которые должны присутствовать в игре гаммы: вся рука рисует линию и идет впереди пальцев, то есть, пальцы подчиняются руке. Посмотри, как это сделаю я.

– Сыграй еще раз гамму, но теперь еще и с динамическими оттенками: вверх – крещендо, вниз – диминуэндо и с движением. Представь тот же поезд, который едет издалека. Он поравнялся с нами и уехал. (Ученица справляется с задачей).

– Теперь давай сыграем упражнение Ш.Ганона. Играем сначала медленно, стараемся не задирать запястье, все пальцы смотрят вниз, ставим их на «подушечки». Затем ускоряем темп.

– Ульяна, давай вспомним с тобой попевку «У кота-воркота», но сыграем ее терциями. Кстати, давай вспомним, что это за интервал – терция? (Терция – это интервал шириной в три ступени).

Учащаяся играет попевку обеими руками с пением со словами.

– И еще одно упражнение сыграем. Называется оно «Домик». Следим, чтобы играл только один пальчик, а остальные были «приклеены» к клавишам. (Проигрываем каждым пальцем).

– Ульяна, сыграй, пожалуйста, этюд К.Черни, и расскажи, каким штрихом ты его будешь исполнять.

Учащаяся играет на легато, с педалью. Работаем над связностью исполнения, игре без остановок, темпом, верным нажатием педали.

2 Повторение теории в игровой форме. Работа над пьесами (31 мин.)

– Д.Кабалевский «Ежик» Штрих – острое стаккато.
– Белорусская пьеса «Медведь» Штрих – нон легато.

– Ульяна, посмотри на картинку, что на ней изображено? (Чёрно-белое изображение рыбок, нарисованных из музыкальных знаков). Какая рыбка тебе нравится больше всего? Давай мы найдем все музыкальные знаки, из которых состоит эта рыбка. (Учащаяся называет их). Тебе будет домашнее задание. Найди дома, из чего состоит ещё одна рыбка и выпиши эти знаки в нотную тетрадь, а рыбок раскрась.

– А теперь загадка. Я покажу тебе картинку, а ты угадай, какое произведение я хочу послушать в твоем исполнении. (На картинке изображен ёжик). («Ежик» Д.Кабалевского).

– Правильно. А какие интервалы встречаются в пьесе? (Терции и секунды).

– Послушай, какой «колючий» интервал секунда, как колючки у ежа. Не зря Дмитрий Кабалевский, создавая музыкальный портрет маленького зверька, в своей пьесе для фортепиано использовал этот интервал.

Учащаяся играет пьесу Д.Кабалевского «Ежик». Работаем над острым стаккато.

– Ульяна, и еще одна загадка для тебя. (Показываю картинку медведя. Вспоминаем, каким штрихом играть эту пьесу).

Ученица исполняет белорусскую пьесу «Медведь» штрихом нон легато.

3 Повторение нот первой октавы. Проверка домашнего задания

– В.Гиллок «Фламенко».

– Ульяна, давай повторим с тобой расположение нот на нотоносце. (Читает стихотворение с зашифрованными нотами в словах).

(Показываю на ноутбуке видео танцующей танец фламенко девушки). Ульяна, какой танец ты увидела на экране? (Фламенко).

– Верно. А как ты определила, что это именно фламенко, а не вальс или полька? Какие основные движения делает девушка, когда танцует? (Отбивает ритмично дробь каблуками, делает хлопки ладонями или прищелкивает пальцами, делает резкие повороты и выразительные движения руками, играя веером).

– Что придает музыке в танце именно характерное испанское звучание? (Акценты, острый четкий ритм, быстрый темп, легкое staccatо).

– Правильно. Ульяна, скажи, а средняя часть в твоём произведении написана в каком характере? (Средняя часть пьесы (песня) – лирическая, плавная. Мелодия передает вокальные интонации голоса, дыхание).

– Верно. При игре средней части следует выдерживать паузы, цезуры и ферматы. А первую и третью части необходимо исполнить ритмически точно и четко, не снижая темпа и слушая верхние ноты, где проходит мелодия. Пятый палец упругий, активный.

Учащаяся исполняет произведение.

– Ульяна, давай мы сыграем еще раз первую часть и возьмем педаль на первую акцентированную долю. Эту часть необходимо исполнить ритмически точно и четко, не снижая темпа и слушая верхние ноты, где проходит мелодия. Пятый палец упругий, активный.

Работа с педалью над первой и третьей частями.

– Хорошо, Ульяна, у тебя все получается. А теперь попробуем сыграть вторую часть с педалью. Мы с тобой уже говорили о ее лиричности и плавности.

Показываю, где брать педаль. Работаем над педализацией второй части.

– Ульяна, давай с тобой послушаем и посмотрим, как это произведение исполняют другие дети. (Демонстрирую на своем канале в youtube исполнение произведения моей ученицей). Тебе понравилось? (Да, очень). Будем стремиться к такому быстрому, в нужном характере исполнению первой и третьей частей.

Физкультминутка

– Ульяна, давай с тобой немного отвлечемся и сделаем зарядку для глаз. (Используются упражнения для разминки и снятия напряжения с глазных мышц. Глаза ученицы отдыхают, пробегая несколько раз по отдельным предметам, делают круговые движения; непроизвольные движения головой, шеей, туловищем, разминаем мышцы).

4 Прохлопывание ритмических рисунков. Игра под фонограмму. Игра в ансамбле

– Песенка «Василек» – творческое задание: подбор от белых клавиш.
– Е.Олёрская «К звездам».
– Английская песня «Я люблю чай, я люблю кофе».

– А теперь мы немного отдохнём (творческое задание по карточкам). На карточках изображены различные ритмические рисунки. Задание: подбери к картинкам с изображением разных стихотворений соответствующие карточки с ритмом. Потом мы их прохлопаем. Восьмые ноты хлопаем в ладоши, а четвертные и половинные ноты прохлопываем по коленям.

– Ульяна, загадаю тебе музыкальную загадку. Попевку, которую я тебе сыграю, мы с тобой учили в самом начале нашего с тобой общения. Вспомни, как называется эта попевка. (Это песенка «Василек»).

– Верно, молодец, вспомнила. Давай вспомним слова и сыграем ее с пением от ноты «фа». (Играет).

– Ульяна, как двигается мелодия? (Сверху вниз и все время так повторяется).

– А теперь попробуем подобрать ее от других белых клавиш. Сейчас сыграем пьесу «К звездам». Но прежде чем играть ее, давай поработаем над средней частью. Каким штрихом мы ее будем играть? (Нон легато).

– Руки переносятся дуговым движением свободно и плавно. Давай представим себе, как прозрачная капелька катится по радуге вниз и звонко падает в глубокое озеро.

Игра повторяющихся в разных октавах звуков.

– А теперь сыграем всю пьесу под фонограмму. Сейчас мы с тобой будем играть в ансамбле английскую песню «Я люблю чай, я люблю кофе». Предварительно устно бегло вспомним, как играются все шесть частей. (Вспоминаем). Давай сыграем правой рукой хроматическую гамму, которая используется в твоей партии в третьей части. (Играет хроматическую гамму. Исполняем пьесу в ансамбле).

 

III  Подведение итогов урока

– Наш урок подошел к концу. Ульяна, ты сегодня старалась выполнять все задания, была очень внимательна и активна на занятии, оценка за урок – «отлично».

 

IV Домашнее задание

Записываю в дневник домашнее задание. Настраиваю учащуюся на полноценную домашнюю работу. Обращаю внимание на трудные моменты, которые нужно учесть при домашней работе.

 

V Рефлексия

Предлагаю учащейся три картинки смайликов: веселый, грустный и плачущий. Ученица выбирает картинку по своему настроению от работы на уроке.

– Наш урок окончен. До свидания.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий