Включение двигательной и познавательной активности в процессы автоматизации и дифференциации позволяет повысить эффективность коррекционных занятий, а сами занятия сделать увлекательными и интересными.
Виктория ВОЛЬСКАЯ, учитель-дефектолог,
Наталья КЛЕПИКОВА, учитель-дефектолог
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребенка»,
Гродненская область
Оказывая коррекционно-педагогическую помощь воспитанникам, мы заметили, что с каждым годом растёт число детей с речевыми нарушениями, а сами нарушения становятся более сложными и трудно поддающимися коррекции. Поэтому учителям-дефектологам приходится искать новые, более эффективные, инструменты коррекционной работы.
Одним из таких инструментов является сочетание классической логопедической работы по автоматизации и дифференциации звуков с двигательной активностью и развитием когнитивных функций воспитанника. Под двигательной активностью мы понимаем согласованную и ритмичную работу мелкой и крупной моторики, а когнитивные функции – вся познавательную активность: мышление, внимание, логику, причинно-следственные связи, пространственная ориентировка.
С целью активизации развития речи у воспитанников нами собран цикл игровых упражнений «Смотри, делай, говори». Большая часть упражнений из этого цикла создана нами самостоятельно и решает следующие задачи:
– развивает познавательные процессы (внимание, мышление, память);
– формирует навык согласованности движений рук, глаз и языка;
– развивает координацию движений;
– совершенствует межполушарное взаимодействие;
– развивает чувство ритма;
– стимулирует речевую активность воспитанников;
– развивает самоконтроль над звукопроизношением;
– ускоряет процесс автоматизации, дифференциации необходимых звуков в слогах, словах, словосочетаниях, чистоговорках, предложениях.
Предлагаем вашему вниманию некоторые фрагменты из видеотеки цикла игровых упражнений «Смотри, делай, говори». Включение двигательной активности и познавательной активности в процессы автоматизации и дифференциации позволяет повысить эффективность коррекционных занятий, а сами занятия сделать увлекательными и интересными.