Педагогам необходимо создать условия для достижения учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов. Умение работать с понятиями является одним из важных метапредметных умений для обучающиеся. Предложенный сценарий методической мастерской по ознакомлению с методами семантизации понятий поможет усовершенствовать педагогическое мастерство в данном направлении и разнообразить формы работы на уроке.
Марина ЛЕВША,
заместитель директора по учебной работе
ГУО “Любчанская средняя школа имени Л.П.Сечко”
Волковысского района,
Грордненская область
Цель: усовершенствовать компетенции педагогов по методам семантизации понятий.
Задачи:
– актуализировать знания педагогов по проведению словарной работы на учебных занятиях и внеклассных мероприятиях;
– вовлечь педагогов в деятельность по усовершенствованию работы со словом;
– популяризировать передовой опыт педагогов.
Ход встречи
– Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор. Вы уже распределились по группам (без каких-либо условностей).
Поговорим?
О чём?
О том, что хорошо.
Знаете ведь что-то Вы.
А что-то мне известно.
Поговорим?
Поговорим. Надеюсь, будет интересно…
– Один американский писатель сказал: «Малые умы интересуются необычным, а великие – самым обычным». Я приглашаю вас в свою методическую мастерскую посмотреть по-новому на обычные вещи.
Как я пришла к тому, о чём сегодня готова говорить с педагогической общественностью?
Учитель садится в кресло и читает “Настаўніцкую газету”, на слайде появляются фото статей, где затрагиваются вопросы духовно-нравственного воспитания.
Сегодня актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания очевидна, – пишут педагогические издания.
Кто должен вырабатывать стратегию приобщения молодёжи к нравственности, и где она должна возвращаться в жизнь? – задаются вопросом педагоги… и не только педагоги.
Дети быстро утомляются, детям ничего неинтересно, – слышим на улице, в школе, в семье.
Столько вопросов! Это наши с вами вопросы. Давайте вместе искать на них ответы. В школе реализуется инновационный проект по семантизации духовно-нравственных понятий. Творческая группа педагогов активно работает в этом направлении. Сегодня они владеют определённым инструментарием, которым готовы поделиться с вами.
Итак, давайте попробуем угадать, что хотят продемонстрировать педагоги.
Сегодня разговор пойдёт о современном слове, которое произошло от др.-греч. Μέθοδος. Кто догадался, о чём пойдёт речь?
Можно сказать, что это путь исследования или познания. Есть ли какие-то варианты?
Это является авторским, созданным персоной или группой персон.
Это имеет тенденцию устаревать.
Это способ достижения какой-либо цели.
Конечно, это метод. Педагоги знают множество методов, хорошо оперируют ими при обучении, но сегодня хотелось бы обсудить методы, которые способствую семантизации слов, в нашем случае семантизации духовно-нравственных понятий.
Сегодня в практике педагогов нашей школы 8 методов.
Я предлагаю вам восстановить таблицу: подберите описание к названным методам и наоборот.
Название метода |
Его сущность |
Метод ассоциаций |
На основе внешних признаков и внутренних ощущений, на основе воспоминаний, на основе опыта деятельности. Можно составлять ассоциативный ряд (цепочку), уместна здесь и символизация. |
Метод онтологизации |
Система взаимосвязанных основных понятий и категорий определенной области |
Метод морфологического анализа |
Выявление нескольких морфологических (типовых, видовых, отличительных) признаков (параметров), значимых для решаемой задачи |
Метод формализации |
Это представление самых разнообразных объектов путем отображения и изображения их содержания и структуры в знаковой форме |
Методы работы с информацией |
Находить, извлекать, интегрировать, интерпретировать |
Кейс-метод |
Метод анализа конкретных ситуаций |
Метод творческих заданий на основе синестезии |
Объекты одной чувственной модальности описываются на языке другой модальности |
Метод локусов или дизайнер интерьеров |
Визуализация знакомого пространственного окружения для улучшения запоминания информации |
Итак, теперь мы знаем методы семантизации и понимаем, в чём их суть.
Задаюсь ещё одним вопросом: можно ли слово «метод» заменять словом «приём»?
Рассуждения учителей.
Убедиться в правильности вашего мнения поможет работа в качестве редакторов. Необходимо восстановить фразы. Даются карточки со словами. Проверка по ключу.
Метод есть совокупность приёмов. Приём – элемент метода, его составная часть, разовое действие.
А теперь приглашаю мастеров к открытому микрофону. Каждый из педагогов творческой группы расскажет о приёмах определённого метода (выстраиваются гексы). Участники семинара могут задавать вопросы.
1. Метод ассоциаций:
– составление мнемотаблиц;
– составление кроссенсов;
– составление ассоциативного ряда;
– восстановление ассоциативного ряда.
2. Метод онтологизации:
– отбор основных духовно-нравственных понятий, категорий;
– выстраивание иерархии духовно-нравственных понятий и категорий в семантическом ряду;
– характеристика понятий и категорий;
– выявление базовых признаков понятий и категорий;
– описание лексического значения понятий и категорий;
– установление связей понятий и категорий с синонимами (контекстуальными синонимами), антонимами, паронимами;
– выявление соотношений родового и видового понятий;
– работа с понятиями и категориями на основе текстов.
3. Метод морфологического анализа:
– морфологическое строение понятий и категорий;
– выявление производных и производящих лексических единиц семантического ряда;
– выявление семантического ядра понятий.
4. Метод формализации:
– разработка семантического конструктора;
– разработка семантического кластера.
5. Методы работы с информацией:
– находить и извлекать информацию;
– интегрировать и интерпретировать информацию.
6. Кейс-метод:
– выбор проблемной ситуации (из реальной жизни, литературы, кинофильма, СМИ, социальных сетей и др.);
– анализ проблемной ситуации;
– предложения решения данной проблемы на основе ролевых позиций;
– выбор оптимального варианта решения проблемы из предложенных;
– анализ и корректировка собственных поступков и деятельности;
– использование информации в соответствии с поставленной целью.
7. Метод творческих заданий на основе синестезии:
– к понятию или категории подбирается музыка;
– определяется соответствие с цветом;
– подбирается картина, фигура;
– устанавливается связь с продуктами;
– определяется соответствие запаху.
8. Метод локусов или дизайнер интерьеров:
– заполнение, оснащение пространства определёнными предметами;
– сортировка предметов интерьера.
Предлагаю внимательно рассмотреть получившийся кластер. Запомните приёмы каждого метода.
Следующее задание – восстановить ментальную карту. Группам даётся карта, где надо восстановить приёмы определённых методов.
А теперь предлагаю семантизировать несколько духовно-нравственных понятий: отзывчивость, ответственность, трудолюбие. Использовать будем метод синестезии. (В конверте карточки с заданиями: раскрасить слово в определённый цвет; определить, чем пахнет понятие; нарисовать, какое понятие на вкус; выбрать фигуру, которая соответствует понятию).
И устроим экзамен для экспертов: группа описывает или демонстрирует приём работы на уроке с лексикой, приём словарной работы, а эксперты должны определить, какой метод семантизации или же приём какого метода был использован.
Подведём итоги, приглашаю вас поработать по «ПОПС-формуле».
П – позиция (в чем заключается точка зрения)
я считаю, что …
О – обоснование (довод в поддержку позиции)
… потому, что …
П – пример (факты, иллюстрирующие довод)
… например …
С – следствие (вывод)
… поэтому …
Рефлексия
Перед каждым из вас лежат пазлы двух цветов. Определите своё настроение после нашей беседы: сложите либо пазлы голубые, либо серые.
Успех
Тупик
Ваше состояние выразила картинка «Успех». Рада, что все пазлы на месте и пробелов нет. Рада, что картинка «Тупик» не сложилась и даже не начинала складываться. Такой успех моего мастер-класса, уверена, обеспечила актуальность темы и ваша заинтересованность в том, чтоб не просто учить, но и научить.
Используйте методы семантизации в своей практике, потому что они обладают большим развивающим потенциалом и положительно сказываются на качестве знаний. Используйте и вы приведёте своих учеников к успеху.