В материале представлены игры для воспитанников второй младшей и средней групп по формированию представлений о времени. Предложенные игры могут быть использованы педагогами на занятиях, в индивидуальной и групповой работе в нерегламентированной деятельности, а также могут быть рекомендованы родителям воспитанников.
Ольга ДВАРАНСКАЯ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 3 г. Сморгони»,
Гродненская область
Что такое «время», как оно «бежит», почему зиму сменила весна, а ночь превратилась в день? Для взрослых – это обыденность, а для детей дошкольного возраста – волшебство.
Формирование временных ориентировок у детей 3–5 лет – одна из самых сложных задач по образовательной области «Элементарные математические представления». Реализуя содержание этого компонента учебной программы, я, прежде всего, опираюсь на опыт ребёнка в разных видах деятельности. В своей работе использую разнообразные методы и приёмы, но главное место отвожу дидактической игре, так как она в дошкольном возрасте выполняет функцию формирования новых знаний и закрепления и уточнения ранее сформированных представлений.
Представляю вашему вниманию комплекс дидактических игр, которые помогут воспитанникам второй младшей и средней группы осмыслить и расширить представления о частях суток, порах года и их последовательности, а также сформировать у детей познавательное отношение к окружающему миру. В процессе работы по формированию временных представлений с помощью дидактических игр мы сможем раскрыть перед нашими ребятами недоступные их чувственному восприятию сферы окружающей действительности.
Игровой комплекс «Части суток»
Игра «Цветные домики»
Цель: формирование представлений о частях суток на основе представлений о характерных действиях сказочного героя; развитие внимания.
Оборудование: картинки домиков жёлтого, белого, синего и чёрного цветов; сюжетные картинки: зайчик встаёт с кровати – утро, идёт гулять – день, ужинает – вечер, спит – ночь.
Вариант 1
Описание. Педагог поочерёдно демонстрирует домики, предлагая ребёнку назвать их цвет, затем рассказывает о том, что это домики не простые, они обозначают части суток: утро – жёлтый домик, день – белый, вечер – синий, ночь – чёрный. Затем в окошки домиков располагаю картинки, сопровождая рассказом: «В жёлтом домике зайчик просыпается утром, из белого дома он выходит на прогулку днём, в синий приходит вечером и ужинает, а в чёрном, зайчик спит». Педагог просит детей рассказать, что делает зайчик в разные отрезки времени.
Вариант 2
Описание. Педагог просит детей ответить, какого цвета домик – утро, домик – день, домик – вечер и домик – ночь. Затем предлагает воспитанникам поместить картинки по нужным домикам, комментируя словами свои действия.
Вариант 3
Описание. Педагог заранее размещает сюжетные картинки в домиках, делая ошибку, и просит детей найти ошибку и рассказать, что он сделал не так.
Игра «Когда это бывает?»
Цель: продолжать формировать представления о частях суток, опираясь на характерные проявления живой и неживой природы; развитие наблюдательности, зрительного внимания.
Оборудование: предметные картинки солнышка в разное время суток: солнышко встаёт, солнце высоко в небе, солнце заходит: картинка луны и звёзд;
Вариант 1
Описание. Педагог размещает картинки объектов неживой природы в определённой последовательности, называя части суток: «Солнышко встаёт, просыпается – это утро, здесь солнышко высоко в небе – это день, затем солнышко устало и спряталось за тучки – это вечер, а вот когда на небе появилась луна и звёзды – это наступила ночь». Затем нужно показать определённую картинку и предложить детям назвать, когда это бывает.
Вариант 2
Описание. Педагог размещает картинки с объектами неживой природы в хаотичном порядке и просит воспитанников найти ошибку и назвать её.
Вариант 3
Описание. Педагог раздаёт картинки и просит разместить их в нужном порядке, сопровождая действия словами: «Солнышко встаёт, поднимается – это утро и т.д.»
Игра «Петя-петушок, золотой грешок»
Цель: продолжать формировать представления о частях суток на основе ярких проявлений в жизни живых объектов природы; развитие познавательного отношения к окружающему.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением действий петуха в разные отрезки времени.
Вариант 1
Описание. Педагог показывает первую картинку и рассказывает: «Это Петя-петушок, золотой гребешок, утром с солнышком встаёт и громко песенку поёт: «Ку-ка-ре-ку». Разбудит всех петушок и идёт заниматься другими делами». Размещает следующую картинку и произносит: «Днём, когда солнышко высоко, Петя бегает по двору, ищет корм своим цыплятам и гуляет с ними». Демонстрируется следующая картинка: «Вечером Петя устаёт, сначала курочек и цыплят в курятник зовёт, а потом сам идёт отдыхать». Показывая последнюю картинку, педагог говорит: «Ночью Петя крепко спит со своей большой семьёй». После демонстрации картинок педагог уточняет у ребят, что делает петух в разные отрезки времени.
Вариант 2
Описание. Педагог раздаёт детям картинки и предлагает рассказать о том, что и когда делает Петя в определённые части суток.
Игра «Наш день»
Цель: продолжать формировать представления о частях суток с опорой на описание характерной деятельности детей; развитие познавательной активности.
Оборудование: сюжетные картинки, отображающие деятельность детей в разные временные отрезки, указка.
Вариант 1
Описание. Педагог располагает поочерёдно картинки, уточняя у воспитанников, какое время суток изображено на них, называя действия персонажа.
Вариант 2
Описание. Педагог просит ребят закрыть глаза – «ночь», а сам в это время меняет картинки местами. Когда взрослый говорит «день», дети открывают глаза, называют ошибку и ставят картинки в нужной последовательности.
Вариант 3
Описание. Педагог раздаёт картинки детям и просит разместить их в нужной последовательности.
Игровой комплекс «Поры года»
Игра «Путешествие с паровозом Календариком»
Цель: формирование умения определять времена года по наглядности; расширять представления о временах года с опорой на явления живой и неживой природы; развитие простейшего моделирования.
Оборудование: картинка паровозика; вагончики белого, зелёного, красного и жёлтого цветов; сюжетные и предметные картинки с яркими явлениями в разные времена года.
Вариант 1
Описание. Педагог знакомит ребят с паровозиком, затем цепляет к нему вагончики, называя их: белый – зима, зелёный – весна, красный – лето, а жёлтый – осень. В окошках вагончиков, на липучках, размещены предметные картинки с изображением дерева в разное время года. Взрослый просит назвать вагончики, их цвет и названия. Затем педагог снимает с окошек вагончиков картинки и просит воспитанников разместить их по нужным вагончикам.
Вариант 3
Описание. Педагог предлагает разместить по вагончикам сюжетные картинки с изображением характерных явлений пор года.
Вариант 4
Описание. Педагог предлагает воспитанникам рассмотреть иллюстрации к сказкам и назвать пору года, когда происходит действие в них, и разместить их по вагончикам.
Вариант 5
Описание. Педагог сам размещает картинки или иллюстрации к сказкам по вагончикам, допуская ошибку, просит детей найти её и исправить.
Игра «Когда это бывает?»
Цель: формирование умения соотносить, показывать и называть времена года на картинках на основе ярких проявлений неживой природы; развитие умения использовать мыслительные процессы анализа, сравнения и обобщения.
Оборудование: картинки с изображением времён года; картинки с отсутствующей частью, недостающие фрагменты изображения; картинки, разрезанные на несколько частей.
Вариант 1
Описание. Педагог описывает явления природы, изображённые на картинке, а воспитанники определяют, о какой поре года идёт речь в описании.
Вариант 2
Описание. Перед детьми располагаются картинки с изображением разных времён года с отсутствующей частью и недостающие фрагменты. Педагог предлагает детям подобрать недостающие части изображений. После выполнения задания педагог уточняет у воспитанников, какая пора года нарисована на картинке.
Вариант 3
Описание. Перед детьми располагаются шесть частей картинки. Педагог просит воспитанников собрать из них картину и после выполнения задания уточняет, какая пора года изображена на ней.