Организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником и электронными средствами обучения способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. Материал могут использовать в своей практике учителя начальных классов, учителя-дефектологи, воспитатели группы продлённого дня.
Татьяна ЗАЙЦЕВА,
учитель начальных классов
ГУО «Козенская средняя школа Мозырского района»,
Гомельская область
Тема урока: И.А.Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Чиж и Голубь»
Цель урока: учащиеся к концу урока будут иметь представление о жизни и творчестве И.А.Крылова, смогут раскрыть понятие литературного жанра «басня», находить мораль басни.
Задачи:
– продолжить изучать творчество И.А.Крылова на примерах басен «Лебедь, Щука и Рак», «Чиж и Голубь», формировать умение анализировать произведение, делать выводы и учить воспринимать аллегорический смысл басни;
– формировать навыки выразительного чтения, развивать образное мышление через умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, развивать умение рассуждать на заданную тему, логически излагать свои мысли;
– содействовать нравственному воспитанию учащихся посредством художественных возможностей басни; воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: «Литературное чтение», учебное пособие для 3-го класса, В.С.Воропаева, Т.С.Куцанова, И.М.Стремок, карточки для индивидуальной и парной работы, наглядный и иллюстративный материал, аудиозапись басни «Лебедь, Щука и Рак», мультиборд, презентация.
Ход урока
1 Организационный этап
– Добрый день, ребята! Я приглашаю вас всех в чудесный мир литературы. Пусть этот урок принесет нам радость общения. Что нам необходимо для успешной работы? (Внимание, усердие, взаимопомощь, уважение и т.д.)
– Составьте из слов предложение, которое будет являться эпиграфом урока. Как вы понимаете это выражение?
2 Этап проверки выполнения домашнего задания
Актуализация знаний об авторе
– Прочитайте внимательно строки и подумайте, о каком авторе идёт речь. Подчеркните фамилию автора и обоснуйте ваше мнение.
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят.
(Х.К.Андерсен, А.С.Пушкин, И.А.Крылов, В.Ю.Драгунский). Выбор портрета И.А.Крылова.
– Предлагаю вместе вспомнить биографию автора, используя информацию на листах.
(На доске иллюстрации, связанные с жизнью и творчеством писателя. Расставить картинки по категориям: детство, увлечения, недостатки, творчество).
– Почему осталась лишняя картинка («Памятник И.А.Крылову»)? (Нет у нас информации)
Постановка целей и задач
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока и задачи, используя опорные слова.
– Сегодня на уроке мы будем читать, размышлять, учиться выражать свои мысли, делать выводы.
Знакомство с новой информацией
Памятник Крылову был установлен в 1855 году около главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге. Он представляет собой бронзовую статую сидящего баснописца. Крылов изображен в длиннополом сюртуке, в руках держит раскрытую книгу. Со всех четырёх сторон нижняя часть памятника покрыта фигурами животных – героев из 36 басен. Иван Крылов был награждён золотой медалью за творчество.
– Посмотрите, пожалуйста, на экран, подумайте, как эти иллюстрации связаны между собой.
Вывод: Крылов через поведение животных ассоциирует людей с определёнными качествами.
Рубрика «Обратите внимание»
На доске слова: басня, мораль, баснописец, ирония, аллегория.
– Что такое басня?
– Кого называют баснописцами?
– Что такое мораль?
– Что осуждается или высмеивается в морали?
Речевая разминка
Дыхательная:
– вдох носом, выдох через рот;
– вдох, задержка дыхания, выдох;
– вдох, выдох порциями.
Артикуляционная:
– «Окошко» (широко открыть рот – «жарко»; закрыть рот – «холодно»)
– «Заборчик» (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы)
– «Качели» (улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы).
Речевая (отхлопываем):
Со скакалкой я скачу, |
Голос звучен, льётся ровно, |
Анализ текста басни и выборочное чтение
– Кто из героев так же радовался, резвился, как мы с вами? Как называет автор Стрекозу и почему? Почему Стрекоза осталась без жилья? Настали ли нужда и голод для Муравья?
Выразительное чтение басни
– Приготовься безошибочно выразительно читать, соблюдая паузы и ударения.
Инсценировка басни (подготовленные учащиеся)
– Как вы думаете, почему Стрекоза пришла именно к Муравью? Почему Муравей отказал Стрекозе в помощи?
Самостоятельная работа у доски (двое учащихся)
– Вам необходимо восстановить цепочку событий и подобрать кадры из басни.
1. Стрекоза летом. 2. Холод, голод. 3. Встреча с муравьем. 4. Наказание стрекозы.
Работа с классом
– Предлагаю выбрать слова, которые характеризуют наших героев.
Игра «Стрекоза и Муравей» (мальчики – муравья, девочки – стрекозу) https://learningapps.org/display?v=p13zb5vd222
Проверка учащихся у доски.
– Как вы понимаете пословицу «Делу – время, потехе – час»? Кому, Стрекозе или Муравью, вам хотелось бы её адресовать? В каких словах заключается мораль произведения? Как вы понимаете эти строки? Какие недостатки людей здесь высмеиваются?
– Иван Андреевич был добрым человеком, и он считал, что недостатки человека следует искоренять смехом, то есть в басне всегда есть ирония, поэтому в баснях высмеиваются лень, глупость, зло и приписываются эти недостатки животным – такой прием называется аллегорией.
3 Подготовка учащихся к работе на основном этапе
Упражнение «Прыжок»
– Встаньте, пожалуйста. Я буду считать. И на каждый счет вы должны прыгнуть, повернувшись на 90 градусов. Задача: всем повернуться лицом в одну сторону. Что мешало выполнять задачу? Что могло бы помочь выполнить задачу быстрее?
– Посмотрите на иллюстрации. Есть ли что-то общее у животных? Рассмотрите иллюстрацию. Есть что-то общее между нашим упражнением и этой иллюстрацией)? Что делают герои? Получается или нет? А вот почему у них не получается, нам предстоит разобраться.
4 Этап усвоения новых знаний и способов действий
– Сегодня мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Басня была написана в 1814 году, 208 лет назад.
– Послушайте аудиозапись, обратите внимание на выразительность, на логические ударения, на смену голоса и настроение. Вам нужно будет определить, кто из главных героев больше всех старался? (Звучит аудиозапись).
– Так кто же из главных героев больше всех старался?
Словарная работа
– В басне есть слова, значение которых нам нужно уточнить или вспомнить. Посмотрите на экран, попробуйте объяснить значение слов. Подберите синонимы в паре.
Словарная работа
лад | согласие, мир, порядок |
мука | страдание |
поклажа | груз, багаж |
воз | повозка на колесах или сани с грузом |
ныне | теперь |
Проверка по слайду:
Самостоятельное чтение басни (жужжащее чтение)
Беседа по содержанию
– Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак?
– Ребята, что значит слово «впряглись»? Какие синонимы мы можем к нему подобрать?
– Что значит слово «пятиться»?
– А «рвётся»?
– Какими словами описано усердие героев?
– Есть ли в басне слова, которые подсказывают, что воз можно было бы свезти?
Работа по группам (у учащихся карточки с изображением одного героя).
– Ребята, предлагаю вам определить образ каждого героя.
Образы героев басни
рвётся в облака |
|
пятится назад |
тянет в воду |
взялись |
|
стремительный |
неповоротливый |
|
настойчивая |
впряглись |
|
быстрый |
нерасторопный |
|
из кожи вон лезут |
быстрая |
Проверка по слайду:
– Получилось ли у героев басни сдвинуть воз с места? Найдите и прочитайте строки, которые доказывают это.
– Почему же воз не сдвинулся с места, если мы уже знаем, что он был лёгким и они были товарищами?
– Что главное они не сделали?
– Могли ли они договориться?
– В каких строчках «хранится» главная мысль басни?
Выразительное чтение произведения
– Найдите строки, в которых автор показывает, как Лебедь, Щука и Рак стараются?
– Как мы их будем читать?
– Найдите строки, в которых говорится, что у них ничего не получилось.
– С каким настроением мы будем читать?
– А как к ним относится автор?
– Ребята, чтобы прочитать выразительно, на что мы должны обращать ещё внимание?
Выразительное чтение, оценивание учащихся
Самостоятельная работа с самопроверкой
Игра «Верно – Неверно»
1. Верно ли, что басня о доброте?
2. Верно ли, что Лебедь, Рак и Щука в воз впряглись?
3. Верно ли, что воз стал причиной разлада?
4. Верно ли, что каждый из героев хотел достичь своей цели?
5. Верно ли, что постарались герои не напрасно?
6. Верно ли, что И.Крылов своих героев наделил характерами людей?
7. Верно ли, что без согласия любое дело по плечу?
– Предложите героям басни решение проблемы.
– Совпали ли наши предположения до начала чтения с содержанием произведения?
– Как вы думаете, что высмеивает И.А.Крылов в басне?
– Чему же учит басня?
– Найдите фразы из басни, которые стали крылатыми выражениями.
Упражнение «Прыжок»
– Теперь мы сможем выполнить упражнение «Прыжок», которое у нас не получилось. Что необходимо сделать? (Договориться).
– Давайте, договоримся: я буду считать, и на каждый счет вы должны прыгнуть, повернувшись на 90 градусов налево. Остановимся на счет 3.
– Мы оказались лицом в одну сторону. У нас это получилось! Молодцы!
– Ребята, а наш класс сможет вытащить воз?
– Поднимите руки те, кто думает, что наш класс умеет договориться, что наш класс – команда.
– Я вижу, что большинство думает, что наш класс дружный.
Знакомство с басней «Чиж и Голубь»
– Сделайте предположение, о чем говорится в басне?
Самостоятельное чтение. Проверка предположений
– Совпали ли наши предположения? Какие слова непонятны?
– Раньше отлавливали птиц с помощью специальных клеток, в которых находился корм-приманка. Клетка захлопывалась, как только в ней оказывалась неосторожная птичка – она попадала в западню. Или же ловили силками, петлями, сделанными из волос конского хвоста. Их закрепляли в траве, на земле. Когда птица ступала в такую петлю лапкой, то силок затягивался.
Чтение басни вслух (по цепочке)
Анализ басни
– Разберем схему добра и зла (на доске).
– Какая беда случилась с Чижом?
– Почему автор называет западню злодейкой?
– Как вы понимаете значение слов рвался и метался?
– Кто оказался рядом с Чижом?
– Как вел себя молодой Голубь?
– Какое слово показывает нам, что Голубь не переживал и не сочувствовал горю Чижа?
– В чем так был уверен Голубь?
– Что значит ручаюсь?
– Как вы понимаете выражение запутался в силок?
– А что произошло с птицами, если бы Голубь помог?
– Как вы думаете, кого из героев басни жалеет автор?
– Какое слово показывает, что автор сочувствует горю Чижа?
– Почему автор не сочувствует Голубю? Согласны ли вы с ним?
– Прочитайте последнюю строчку басни.
– К кому из героев обращены эти слова?
– Объясните, как вы понимаете эти слова.
– Чему учит эта басня?
Выразительное чтение басни
– Ребята, как мы будем читать строки, в которых говорится, что Чиж попал в беду?
– А слова Голубя?
– Какие черты характера проявляли и что испытывали или ждали герои басни, мы попробуем сейчас выяснить.
«Облако слов»
– Какие недостатки высмеивает автор?
– В каких строчках заключается главная мысль?
– Эти слова басни стали крылатыми. Подумайте каждый про себя: смеетесь ли вы над неудачей друзей?
5 Этап закрепления новых знаний и способов действий
– Ребята, посмотрите на экран, прочитайте слова, которые показывают отношение автора к своим героям. Подумайте, к кому именно И.А.Крылов так относится? Докажите.
6 Этап домашнего задания
– Выучить басню «Чиж и Голубь» наизусть, подготовить выразительное чтение басни «Лебедь, Щука и Рак». Ответить на вопрос викторины.
7 Этап подведения итогов урока
– Над какими баснями мы работали?
– Вспомните эпиграф урока.
– Читали ли мы и размышляли на уроке? Докажите.
– Достигли ли мы поставленных целей?
– Помогли ли вам личностные качества, которые мы брали в начале урока?
– Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
– Нужно ли изучать басни? Почему?
8 Этап рефлексии
– Басни Крылова учат нас мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знаниями. Читать басни Крылова – значит стать мудрее, узнать что-то новое и нужное, важное о себе и людях. А наш урок подходит к концу. Мне очень приятно было с вами, ребята, вести диалог, рассуждать, мыслить. Я думаю, что у вас тоже есть что мне сказать, поделиться своими впечатлениями.