В материале автор описывает опыт использования скрайбинга для изучения свойств и признаков различных объектов и явлений с детьми дошкольного возраста.
Алеся МУХИНА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 13 г. Рогачева»,
Гомельская область
Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста в современном понимании – это активность ребенка, направленная на освоение особенностей объектов природного мира, связей между объектами, явлениями, их упорядочение и систематизация. Это такая деятельность, в которой ребенок выступает исследователем, удовлетворяя собственную познавательную потребность, занимает активную позицию, в результате чего открывает для себя новые свойства и качества объектов, познает мир в его связях и зависимостях.
Экспериментирование, опытная деятельность занимают одно из ведущих мест в развитии ребенка. Это объясняется тем, что ребенок по своей природе очень любознателен, ему присуща неисчерпаемая потребность в новых ощущениях, он хочет как можно больше узнать обо всем, что его окружает. Опыты наиболее наглядно способствуют развитию у ребенка познавательного интереса. С их помощью ребенок уточняет свои представления о признаках объектов, у него формируются определённые понятия.
Экспериментируя, ребенок рассуждает, решает интеллектуальную задачу, стремится глубже познать мир, делает открытие.
В своей работе я использую технологию визуализации – скрайбинг в процессе экспериментирования. Он помогает просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить практически любой материал. Другими словами, скрайбинг – это превращение идей в визуальные образы. Используя эту технологию, мы при этом не загружаем детей большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запоминает, но и интересуется самим процессом. Таким образом, происходит качественное усвоение ключевых моментов изучаемого материала.
Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбинга, у них развивается критическое и образное мышление.
Ребенок приобретает качества, которые в будущем будут его опорой. Персонажи историй экспериментируют, находят выход из различных ситуаций, действуют в соответствии со своим опытом и сложившимися обстоятельствами. Развитию познавательного интереса способствует активная позиция ребенка за счет постоянного проблемного поля, стимулирующего к мыслительной и практической деятельности.
В самом начале я познакомила детей с аппликационным скрайбингом и интересной историей «Медвежонок знакомится с водой». В истории с симпатичным персонажем Медвежонком воспитанники узнают об интересных свойствах воды (вода может быть теплой и холодной, может нагревать другие вещества, может растворять в себе некоторые вещества, предметы могут в ней плавать и тонуть).
Благодаря аппликационному скрайбингу воспитанники совершили для себя открытия о свойствах песка, глины, воздуха, снега и льда, а также камней.
Каждый аппликационный скрайбинг состоит из набора предметных картинок, с помощью которых я рассказываю интересную историю о свойствах того или иного явления или объекта. Главный персонаж всех историй – Медвежонок. Само содержание истории подсказывает детям, какой объект им предстоит исследовать.
Интересное сочетание скрайбинга и истории об объекте или исследуемом предмете помогало воспитанникам увидеть изучаемый объект, наглядно сопоставить с его интересными свойствами. А после убедиться самим, проведя опыт или эксперимент об изучаемом явлении.
Развитию познавательного интереса воспитанников к предметам рукотворного мира способствовало знакомство со свойствами бумаги, пластмассы, дерева, резины. Благодаря аппликационному скрайбингу воспитанники много интересного узнали о мире растений, мире животных и организме человека. Дети стали задавать мне много вопросов, что конечно не может радовать меня, как воспитателя.
Встречи с полюбившимся героем Медвежонком очень понравились детям. В серии аппликационного скрайбинга получилось 12 интересных историй и 12 красочных скрайбингов, которые способствовали развитию познавательного интереса воспитанников. Они помогли воспитанникам активизировать поисковую деятельность, активизировали на поиски объектов для новых экспериментов.
Использование этой технологии способствовало формированию интереса к экспериментальной деятельности, привлечению внимания детей к процессу проведения опытов и экспериментов.
Все что вызывает интерес, легче запоминается, сохраняется в памяти надолго.
Список литературы:
1 Учебная программа дошкольного образования: учебное издание. – Минск: Национальный институт образования, 2023. – 338с.
2 Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В.Дыбина, Н.П.Рахмонова, В.В.Щетинина. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 192 (Серия «Вместе с детьми»).
3 Красюк, В.С. Библиотека «маленьких открытий»: для детей 3–7 лет : пособие для воспитателей учреждений дошкольного образования / В.С.Красюк. – Минск : Жаскон, 2021. – 112 с.
4 Литвинчик, Т.А. Экологический калейдоскоп: из опыта работы по ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии /Т.А.Литвинчик. – Минск : Зорны Верасок, 2015. – 188 с.
5 Овсянник, Н.В. Играем, познаем, объясняем, доказываем: Сопровождающее обучение для детей 4–5 лет : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования /Н.В.Овсянник. – Мозырь : Белый Ветер, 2013. – 118, [2] c.: ил.