Формировать умение правильно произносить звук [л] изолированно, в слогах (открытых и закрытых), словах.
Марина ШАЙКОВСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 5 г. Волковыска»,
Гродненская область
Тема: «Автоматизация звука [л] изолированно, в слогах, словах».
Задачи:
– формировать умение правильно произносить звук [л] изолированно, в слогах (открытых и закрытых), словах;
– развивать умение определять наличие звука [л] в словах;
– совершенствовать умение образовывать множественное число существительных от формы единственного числа;
– развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, речевое дыхание, высоту и силу голоса, слуховое восприятие.
Оборудование: макет «Корабль»; счетные палочки; плакат «Остров»; предметные картинки (слова со звуком [л] в конце слова); индивидуальные зеркала; карточки для артикуляционной гимнастики; кораблики для дыхательной гимнастики, картинки с изображением трапа, указка, предметные картинки для игры «Один – много», кораблики для рефлексии, карточки «Эмоции», ТСО.
Предварительная работа: комплекс артикуляционной гимнастики для сонорного звука [л], разучивание слов приветствия, текста пальчиковой гимнастики.
Ход занятия
1 Организационный момент
Психоэмоциональный настрой
«Доброе утро!» – солнцу и птицам.
«Доброе утро!» – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро длится до вечера. (Н.Красильников)
Учитель-дефектолог. Улыбнёмся – и своей улыбкой пожелаем всем доброго дня.
Ребята, а вы любите путешествовать? (Ответы детей) Капитан Краб приглашает нас отправиться в морское путешествие. Как вы думаете, на чем мы сможем путешествовать? (Ответы детей) Правильно, на корабле. Он нас уже ждет, и нам нужно торопиться.
2 Основной этап
2.1 Артикуляционная гимнастика (Е.С.Борисова)
Учитель-дефектолог. Однако к путешествию нужно как следует подготовиться.
Дети садятся за столы.
– Давайте напечем блинов, чтобы было чем подкрепиться (упражнение «Блинчик» или «Лопата»: рот открыт, губы растянуты в улыбке; широкий расслабленный язык лежит на нижней губе).
– К блинам возьмем с собой вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье»: слегка открыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, затем нижнюю губу).
– Перед выходом в море давайте проверим, как перенесем качку (упражнение «Качели»: рот широко открыт, губы в улыбке; ритмично менять положение языка – кончик языка то за верхними резцами, то за нижними). Качка нам не страшна!
– А теперь бегом на причал! (Упражнение «Индюк»: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы; совершать медленные движения, затем ускорить темп и добавить голос, чтобы услышать «бл-бл»).
– Посмотрите, на нашем корабле флаг развевается (упражнение «Почистим верхние зубки»: открыть рот и кончиком языка облизать верхние резцы).
– Послушайте, как шумит, хлюпает вода (упражнение «Бочки»: улыбнуться, рот открыт, язык поочередно упирается то в правую, то в левую щеку с внутренней стороны).
2.2 Дыхательная гимнастика
Учитель-дефектолог. Чтобы наш корабль поплыл по морю, нужно поднять и раздуть паруса, и в этом нам поможет ветер. Возьмите кораблики, и подуем на паруса.
2.3 Игровое упражнение «Гудит корабль»
Учитель-дефектолог. Послушайте, как гудит корабль: «ы-ы-ы» (прикусывая кончик языка). Попробуйте прикусить немного кончик языка и прогудеть: «ы-ы-ы». (Дети произносят: «ы-ы-ы» (прикусывая кончик языка)).
А сейчас кончиком язычка будем упираться в верхние зубки и при этом произносить звук [л]. Скажите еще раз, как гудит кораблик: «л-л-л-л-л».
Ребята, если корабль плывет очень близко, как он гудит? (Громко). Давайте и мы громко погудим.
А если кораблик плывет далеко, как он гудит? (Тихо). Произнесите тихо звук: «л-л-л-л».
2.4 Пальчиковая гимнастика
Учитель-дефектолог. Ребята, нам нужно подниматься на корабль. Подняться можно по трапу, это такая специальная лестница. Давайте подготовим наши ручки для работы.
Лодочка плывет по речке, (обе ладони поставлены на ребро),
Оставляя на воде колечки. (большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)
Пароход плывет по речке (обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, а большие пальцы подняты вверх)
И пыхтит он, словно печка.
2.5 Игровое упражнение «Построй трап»…
Учитель-дефектолог. Ну что, начинаем строить трап (карточки). Доски (счетные палочки) лежат перед вами, а гвоздями послужат звуки.
Прибивайте доску только тогда, когда услышите звук [л]: а, у, л, м, р, л, в, о, л, ц. (Дети выполняют).
2.6 Физминутка (Капитан Краб: «Делай так!»)
Учитель-дефектолог. Ребята с нами на связь выходит капитан Краб. Давайте послушаем, что он нам хочет сказать.
Дети, глядя на экран, выполняют движения за Крабом в соответствии с текстом песни.
2.7 Игровое упражнение «Добавь звук»…
Учитель-дефектолог (подводит детей к мольберту). Трап готов. Капитан Краб говорит, что нужно подать последний гудок. Произнесите звук [л] в конце каждого слова (картинки на мольберте)
Ме.., по.., сто.., сту.., пена.., уко.., журна.., крокоди.. .
Капитан Краб приглашает нас подняться на борт корабля. Занимайте места на корабле, мы отправляемся в плавание. Полный вперед!
Дети «садятся на корабль». Звучит шум волны.
2.8 Игровое упражнение «Повторите за обезьянкой»
Учитель-дефектолог. Посмотрите внимательно – впереди виднеется какой-то остров. Кто же нас на берегу встречает? (Обезьянка). Да, дети, это остров Обезьян.
Увидев нас, она сначала испугалась! (Показываю иллюстрацию с изображением испуганного лица) Произнесите слоги «лу, лу, лу», с интонацией испуга. А сейчас – «ул, ул, ул» – с такой же интонацией. (Дети произносят слоги).
Потом очень она удивилась (иллюстрация с удивленным лицом): «ло, ло, ло!?» А сейчас – «ол, ол, ол». (Дети произносят слоги с мимикой и интонацией удивления).
Но когда обезьянка увидела, что вы очень добрые и веселые дети, обрадовалась (иллюстрация с радостным лицом): «ла, ла, ла». («ал, ал, ал»)
2.9 Игровое упражнение «Подбери нужные слова»
Учитель-дефектолог. Повеселила нас обезьянка. Но время отправляться домой. Ребята, но маршрут пути обратно… пропал… Смотрите: на этом острове много разных предметов, давайте отберем те, которые нам пригодятся в пути и помогут вернуться. Я дам вам маленькую подсказку. В названиях этих предметов есть звук [л].
На мольберте картинки (молоток, лупа, весло, узел, ложка, ласты, узел, ваза, зонт, машинка, батареи). Дети отбирают картинки и произносят слова.
2.10 Игровое упражнение «Скажи со словом много»
Учитель-дефектолог. Ребята, все нужные картинки мы отобрали, но нас же много и предметов должно быть много.
Лупа, а нужно много луп;
весло – много весел,
ложка – много ложек,
ласты – много ласт,
молоток – много молотков,
узел – много узлов.
3 Итог занятия
Завершение морского путешествия
Учитель-дефектолог. Теперь смело можно отправляться в путь. Все на борт корабля! Разворачиваем корабль и берем курс домой.
Дети «садятся на корабль». Звучит шум волны.
4 Рефлексия
Учитель-дефектолог. Ну, вот и закончилось наше путешествие.
– На каком острове мы побывали? (Ответы детей)
– А какой звук помогал сегодня в этом путешествии? (Ответы детей)
– Какие предметы нужно брать с собой в морское путешествие? (Ответы детей)
А за храбрость во время путешествия Капитан Краб дарит эмблему с изображением кораблика. Но выберите себе его сами: если вам понравилось занятие и все у вас получалось, берем кораблик с флагом и поднятыми парусами, а если было неинтересно, возникали трудности, берем кораблик без паруса и флага.
Дети обосновывают свой выбор.
Оценка деятельности детей на занятии.