Описание педагогического опыта. Пособие разработано для работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях специальной группы.
Марина ХИМИЧ
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 22 г. Лиды»,
Гродненская область
1 Информационный блок
1.1 Тема опыта
Использование специально разработанного дидактического пособия «Всезнайка» в работе по автоматизации звуков [с], [ш], [л], [р] у детей старшего дошкольного возраста в условиях специальной группы.
1.2 Актуальность опыта
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Статистика свидетельствует о том, что возрастные своеобразия звукопроизношения, являющиеся нормой развития речи ребенка, наблюдаются лишь в 22,4 % всех случаев, тогда как все остальные приходятся на его патологические формы, которые не могут пройти с возрастом и в последующем приводят к затруднениям в освоении грамоты и обучении чтению [4, с. 59]. Поэтому важно, чтобы детям с нарушениями речи своевременно была оказана коррекционно-развивающая помощь в дошкольном учреждении.
Первой и главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Специалисты подчеркивают, что рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.
Специалисты утверждают: если в 1970–1980-е речевые дефекты были у каждого 4-го ребенка дошкольного возраста, то сегодня трудно найти дошкольника без нарушений. Увеличилось число детей, у которых речь не появляется до 3 лет.
Опыт работы в специальной группе позволяет сделать выводы о том, что у детей дошкольного возраста преобладают такие формы нарушения звукопроизношения как отсутствие звука, искажение звука, либо его замена близким по артикуляции, что создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.
Эффективность коррекционной работы в преодолении нарушений звукопроизношения зависит от выбора учителем-дефектологом форм, методов и средств. Важно на всех этапах работы использовать разнообразные креативные задания, искать новые индивидуальные подходы по коррекции звукопроизношения.
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, поэтому считаю, что применение в коррекционно-развивающей работе дидактического пособия «Всезнайка», позволит закреплять поставленные звуки на всех этапах автоматизации и поможет сформировать и усовершенствовать умения лексически и грамматически правильно строить высказывания. Обучающий материал, представленный в данном пособии, преподносится ребёнку в игровой форме, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты.
1.3 Цель опыта
Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы по автоматизации звуков [с], [ш], [л], [р] у детей старшего дошкольного возраста посредством использования специально разработанного дидактического пособия «Всезнайка» в условиях специальной группы.
1.4 Задачи опыта
– выявить особенности речевого развития детей дошкольного возраста, зачисленных в специальную группу;
– изучить и проанализировать научно-методическую литературу по вопросу формирования и развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста в условиях специальной группы;
– разработать и апробировать в процессе занятий специально разработанное дидактическое пособие «Всезнайка», направленное на автоматизацию звуков [с], [ш], [л], [р] на разных этапах работы по коррекции звукопроизношения;
– проанализировать результативность и оценить эффективность использования специально разработанного дидактического пособия «Всезнайка» на разных этапах работы по коррекции звукопроизношения в условиях специальной группы.
1.5 Длительность работы над опытом
Коррекционно-развивающая работа велась на протяжении 2020/2022 года поэтапно:
1) изучение научно-методической литературы по теме, проведение диагностики речевого развития детей, зачисленных в специальную группу – в 2020 году;
2) отбор и систематизация игр и упражнений, представление их в виде специально разработанного дидактического пособия «Всезнайка», применение пособия на индивидуальных коррекционных занятиях – в 2021 году;
3) проведение итоговой диагностики речевого развития детей в условиях специальной группы;
4) анализ и представление результатов эффективности использования пособия на педагогическом совете учреждения дошкольного образования – в 2021/2022 учебном году.
2 Описание технологии опыта
2.1 Ведущая идея опыта
Использование специально разработанного дидактического пособия «Всезнайка» способствует повышению эффективности коррекционно-развивающей работы по автоматизации звуков [с], [ш], [л], [р] на разных этапах работы по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста в условиях специальной группы. Пособие также позволяет в процессе коррекции звукопроизношения развивать артикуляционную моторику, уточнять и обогащать активный словарь детей, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения, развивать связную речь и психологические компоненты речи (внимание, память, мышление).
2.2. Описание сути опыта
С целью выявления особенностей речевого развития детей с нарушениями звукопроизношения, зачисленных в специальную группу, мной был подготовлен и применен электронный диагностический альбом с рядом предметных и сюжетных картинок, который позволил в игровой форме провести обследование состояния речи обучающихся.
Результаты диагностического обследования показали, что для детей с нарушениями произношения характерно стойкое неправильное употребление звуков (100% – 12 человек). Самыми распространенными нарушениями звукопроизношения являются недостатки произношения сонорных звуков [л] (83,3% – 10 человек) и [р] (91,6% – 11 человек), затем следуют нарушения произношения шипящих звуков (25% – 3 человека) и менее распространенными остаются нарушения произношения свистящих звуков (8,3% –1 человек). На фоне неправильного произношения звуков наблюдается недостаточная иннервация мышц речевого аппарата и недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи.
Таким образом, считаю, что для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми необходимо отобрать и систематизировать игры и игровые упражнения по автоматизации свистящих и шипящих – [с], [ш], а также сонорных звуков – [л], [р].
По проблеме формирования и развития речи детей дошкольного возраста мной была изучена и проанализирована научно-методическая литература. Необходимо отметить, что этот вопрос на протяжении многих лет изучали и освещали во многих работах известные педагоги (А.Н.Гвоздев, Р.Е.Левина, О.В.Правдина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, М.Ф.Фомичева и др.) [2, с. 573].
Под дефектами звукопроизношения понимают устойчивые индивидуальные отклонения от нормы в произношении звуков речи, вызванные специфическими причинами и требующие для своего преодоления специальной логопедической помощи, поскольку они не исчезают самостоятельно [1, с. 6]. Нарушение может быть связано с неправильным произношением звуков вследствие низкой грамотности окружающей речи, отсутствием контроля над правильным произношением у ребенка со стороны взрослого, наличие двуязычия в семье, а также патологиями в развитии мозга.
Отмечается, что при развитии произносительных умений и навыков важным является этап автоматизации правильного произношения звука. С физиологической точки зрения этап автоматизации представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться [3, с. 29]. Поэтому при автоматизации необходимо соблюдать принцип от простого к сложному. Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.
Автоматизация звука может осуществляться традиционными и инновационными методами. Для достижения более высокого уровня результатов коррекции звукопроизношения у детей с использованием сочетания инновационных и традиционных методов, на разных этапах автоматизации, было решено изготовить дидактическое пособие «Всезнайка», включающее игры и упражнения, разработанные на основе сочетания различных способов воздействия на организм ребёнка. Для дидактического пособия были подобраны и разработаны комплексы игровых упражнений, направленных на автоматизацию звуков [с], [ш], [л], [р], развитие артикуляционной моторики и лексико-грамматического строя речи. Все игровые задания подбирались в той последовательности, в какой традиционно ведётся коррекционно-развивающая работа (Приложение 1).
Начальным этапом работы с дидактическим пособием является использование игровых упражнений, направленных на развитие артикуляционных движений: «Кубик артикуляционных упражнений», комплексы артикуляционных упражнений: «Маша у зеркала», «Ариэль идет в гости» и другие. При выполнении упражнения «Маша у зеркала» ребёнку рассказывается история о том, что Машу пригласили на день рождения к Мише, но она никак не может подобрать себе нужный наряд. Ребёнку предлагается помочь Маше выбрать лучший образ, выполняя все предлагаемые задания. Небольшие занимательные истории (схожие с играми в мобильных приложениях) вызывают интерес у детей и создают положительный эмоциональный настрой к выполнению артикуляционной гимнастики.
Для закрепления звуков изолированно используется игра «Путешествие к дому». Первый вариант игры: ребёнку предлагается вести картинку, соответствующую звуку, по дорожке к дому и длительно свистеть, шипеть, гудеть, рычать (громко, тихо, обычным голосом). Второй вариант игры: ребенку предлагается выкладывать дорожку камешками марблс, либо прорисовывать дорожку и произносить звук отрывисто.
Когда ребенок достаточно свободно выполняет нужные артикуляционные упражнения, правильно, длительно и отрывисто произносит изолированно звук, переходим к следующему этапу автоматизации звуков в слогах. На этом этапе используется игра «Радуга». Ребенок пальчиком водит по выпуклым разноцветным дорожкам радуги от картинки-символа звука к гласным звукам, которые расположены слева и справа радуги, образуя слоги-прямые, обратные и слоги в интервокальной позиции.
Самым продолжительным этапом формирования звука является этап автоматизации звука в словах. Здесь применяются игры с кубиком и другие, которые направлены не только на автоматизацию звука в словах, а также на развитие лексико-грамматических средств языка. Игра с кубиком заключается в том, что на каждой грани кубика изображена картинка-символ игрового упражнения. Бросая кубик, ребенок смотрит, что нарисовано на его грани сверху и выполняет задание. Кубик включает игры, направленные:
– на развитие умения согласовывать местоимения с существительными (игра «Жадина»);
– на согласование числительных с существительными (игра «Сосчитай»);
– на согласование прилагательных с существительными (игра «Какая? Какой? Какое? Какие?»);
– на образование притяжательных прилагательных (игра «Найди тень»);
– на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (игра «Самый большой – маленький»);
– на определение позиции звука в слове (игра «Найди место звука в слове»);
– на развитие умения образовывать множественное число существительных (игра «Один – много»).
Следующим этапом автоматизации является закрепление звуков в предложениях. Детям предлагаются игровые упражнения «Назови одним словом», «Игрушки на полках». Целью этих упражнений является автоматизация звуков в предложениях, образование предложно-падежных конструкций, развитие восприятия и мышления. В ходе игры «Игрушки на полках» ребенок отбирает картинки с заданным звуком, раскладывает их по полкам, а затем рассказывает, как располагаются игрушки относительно друг друга.
В игре «Составь рассказ» ребёнку демонстрируется сюжетная картинка с несоответствующими действительности событиями и действиями. Затем ребенку предлагается исправить допущенные ошибки художника, научить его как необходимо правильно рисовать картину. Целью этих упражнений является восстановление деформированных предложений. В таких играх как «Собери картинку», «Обведи и заштрихуй» детям предлагается самостоятельно собрать картинку из нескольких частей, обвести и придумать предложения с автоматизируемыми звуками.
На этапе автоматизации звуков в тексте используются задания «Расскажи сказку», «Собери картинку». В этих играх ребенку предлагается установить причинно-следственные связи и последовательно пересказать содержание сказки, рассказа.
Для работы с дидактическим пособием были разработаны конспекты индивидуальных коррекционных занятий по коррекции звукопроизношения. Каждое занятие связано с определенным сюжетом «Помоги мышонку Мише», «Приключения в цирке» и другие (Приложение 2).
Использование дидактического пособия «Всезнайка» повышает интерес, познавательную активность детей при выполнении игровых заданий и способствует достижению результативности коррекционно-развивающей работы по закреплению звуков.
Успешность коррекционно-развивающей работы невозможно представить без взаимодействия с родителями (законными представителями). Чаще всего родители пассивны, имеют низкий уровень компетентности в вопросах речевого развития детей. Для решения этой проблемы важно, чтобы родители активно включались в коррекционно-развивающий процесс по устранению недостатков произношения детей в домашних условиях (Приложение 3).
Мной используются разнообразные формы работы с родителями, такие как индивидуальные беседы, выступления на родительских собраниях, Viber, на официальном сайте учреждения дошкольного образования. В ходе индивидуального консультирования родителей демонстрируются игровые задания по автоматизации звуков на примере специально разработанного дидактического пособия «Всезнайка», даются рекомендации к проведению игр и упражнений с детьми по коррекции звукопроизношения. Такие формы работы позволили повысить компетентность родителей в вопросах развития речи детей дошкольного возраста и активизировать их участие в коррекционно-развивающей работе.
2.3 Результативность и эффективность опыта
Для определения результативности и эффективности коррекционно-развивающей работы мной была разработана и проведена диагностика речевого развития детей по следующим критериям:
– артикуляционная моторика;
– звукопроизношение;
– словарный запас;
– грамматический строй.
Для обследования состояния развития артикуляционной моторики детям предлагались статические и динамические артикуляционные упражнения. При их выполнении обращалось внимание на качество выполнения артикуляционных движений, их плавность, темп, переключаемость движений, умение удерживать движение определенное время.
Для выявления особенностей звукопроизношения детей использовалась методика, в которой применяется набор предметных и сюжетных картинок, содержащих в своём названии проверяемые звуки в разных позициях.
При изучении словаря детей выявлялась их способность быстро находить, подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова. Предлагались задания на подбор глаголов, определений, называние цвета, частей тела и объектов.
При выявлении уровня овладения грамматическими конструкциями, умения самостоятельно образовывать и изменять слова, детям предлагались игровые задания на преобразование слов и предложений.
Результаты выполнения предложенных заданий фиксировались и анализировались на основании критериев оценки по каждому показателю (Приложение 4). Вывод об уровне речевого развития детей делался на основе суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи. По итоговой оценке был определён уровень речевого развития каждого ребёнка, посещающего специальную группу.
Сравнительный анализ показал положительную динамику по исправлению нарушений звукопроизношения посредством использования специально разработанного дидактического пособия «Всезнайка» (Приложение 5). К концу учебного года наблюдалась положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением: 100% детей правильно произносят звук [с]; 100% правильно произносят звук [ш]; 91,6% (11 человек) правильно произносят звук [л]; 83,3% (10 человек) правильно произносят звук [р].
Все дети, зачисленные в специальную группу, научились выполнять статические и динамические артикуляционные упражнения в полном объеме. У большинства детей отмечается достаточный уровень развития лексико-грамматического строя речи, дети с заданиями справляются, но допускают небольшое количество ошибок при словообразовании и словоизменении.
3 Заключение
Использование дидактического пособия «Всезнайка» позволяет более эффективно устранять недостатки звукопроизношения, способствует развитию артикуляционной моторики, совершенствованию лексико-грамматического строя речи, и в целом повышает качество коррекционно-развивающей работы.
На основании мониторинга эффективности и результативности коррекционной работы можно утверждать, что использование специально разработанного пособия «Всезнайка» дает положительную динамику. Такой результат обуславливается возможностью автоматизировать поставленные звуки, усовершенствовать лексико-грамматическую сторону речи. Использование дидактического пособия «Всезнайка» обеспечивает вариативность заданий с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Применение дидактического пособия за счёт яркости и современности материала позволяет решить проблему удерживания внимания ребенка и вызывает интерес на коррекционных занятиях.
Описываемый опыт был обобщен на педагогическом совете учреждения образования. Коллеги с огромным интересом восприняли информацию, признали реализацию опыта успешной.
В перспективе планирую пополнить дидактическое пособие речевым материалом на автоматизацию звуков [з], [ж], [л’], [р’], разработать новые игровые упражнения, способствующие закреплению поставленных звуков у детей старшего дошкольного возраста в условиях специальной группы.
Список литературы
1 Вакуленко, Л.С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда : Учебно-методическое пособие / Л.С.Вакуленко. – СПб. : Детство-Пресс, 2012. – 128 с.
2 Заскалова, К.С. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи / К.С.Заскалова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 15 (149). – С. 573–575. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/149/42102/ – Дата доступа: 14.10.2023.
3 Каримова, Н.В. Использование авторских стихотворений в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей с речевым недоразвитием / Н.В.Каримова. – Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 2 (5). – С. 29–32. – Режим доступа: https://moluch.ru/th/1/archive/34/848/ – Дата доступа: 14.10.2023.
4 Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех. / Л.Г.Парамонова. –4-е издание. – СПб. : Питер, 2009. – 416 с.
Приложение 1
Специально разработанное дидактическое пособие «Всезнайка» для детей старшего дошкольного возраста специальной группы
Игра «Сосчитай»
Игра «Самый большой – маленький»
Игра «Один – много»
Игра «Составь рассказ» («Перевертыши»)
Игра «Обведи, заштрихуй»
Игра «Игрушки на полках»
Игра «Найди тень»
Игра «Собери картинку»
Игра «Назови одним словом»
Приложение 2
На рыбалке. Автоматизация звука [р] в словах. Конспект индивидуального коррекционного занятия с ребенком старшего дошкольного возраста
Тема: «На рыбалке. Автоматизация звука [р] в словах».
Задачи:
– формировать умение правильно и четко произносить звук [р] изолированно, в слогах и в словах;
– развивать умение определять наличие или отсутствие заданного звука в словах;
– развивать умение осуществлять самоконтроль за собственной речью
Оборудование: дидактическое пособие «Всезнайка»; сюжетная картинка «Рома на рыбалке»; индивидуальное зеркало; артикуляционный профиль звука [р]; предметные картинки; фишка; мяч; смайлики с разным настроением (грусть, радость).
Ход занятия
1 Вводная часть
Задачи: создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию нового
Прием «Настроение»
Задачи: привлечь интерес ребенка к содержанию предстоящей деятельности на занятии. Педагог предлагает ребенку улыбнуться друг другу и поделиться хорошим настроением.
Игровой прием «Увлекательное путешествие»
Педагог. Сегодня я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие, а именно – на рыбалку с Ромой, где нас ожидают различные приключения и задания. Для того чтобы добраться до пруда, необходимо плыть на лодке. (Сюжетная картинка «Рома на рыбалке») Согласен помочь рыбаку Роме в этом путешествии?
2 Основная часть
2.1 Подготовительный этап
Задачи: совершенствовать умение удерживать язык в положении, необходимом для произношения звука [р]
Артикуляционная гимнастика «Рыбак Рома на моторной лодке»
Задачи: развивать умение дифференцировать носовой и ротовой выдох.
Педагог. Как помочь Роме добраться до моторной лодки? (Выполняет все упражнения для язычка, которые встречаются на его пути).
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука [р] из дидактического пособия «Всезнайка»
Дыхательная гимнастика «Рома собирается в путешествие»
Задачи: актуализировать умения произносить звук [р] изолированно
Обращаю внимание ребенка на правильность выполнения вдоха и выдоха.
Повторение правильной артикуляции звука
Задачи: закреплять умение произносить звук [р] изолированно
Ребёнку необходимо вспомнить, как правильно произносится звук [р].
Педагог: Что делают губки, язычок, зубки?
Где проходит воздух при произнесении звука [р]?
(Артикуляционный профиль звука [р], зеркало)
Упражнение «Заводим мотор»
Задачи: закреплять умение произносить звук [р] в слогах.
Педагог. Проведи пальчиком картинку моторной лодки по дорожке и длительно произнеси звук [р].
(Упражнение «Путешествие к дому» из дидактического пособия «Всезнайка».)
Упражнение «Рыбаки»
Задачи: развивать умение определять наличие или отсутствие заданного звука в словах
Педагог. Рома решил пойти на рыбалку. Посмотри, какие красивые рыбки плавают в нашем пруду, и повтори слоги, которые на них написаны. Поймай только тех рыбок, на которых написаны слоги, Р стоит в начале. От этих рыбок нарисуй стрелочку к ведру. А если на рыбке написан слог, где Р в конце, то нарисуй волну.
Задание: ребёнку необходимо проводить фломастером линии от картинки со слогом к ведру, проговаривая прямые и обратные слоги.
(Упражнение «Рыбаки» из дидактического пособия «Всезнайка».)
Игра «Подними фишку»
Педагог. Рыбаку Роме нужно отобрать картинки, в которых есть звук [р], для того чтобы поиграть с ними дома с друзьями.
Тебе необходимо поднять фишку, когда услышишь в словах звук [р]. (Фишка.)
2.2 Формирующий этап
Задачи: формировать умение произносить звук [р] в словах
Упражнение «Рыбалка»
Задачи: закреплять умение согласовывать числительные с существительным.
Педагог. Помоги Роме собрать червяков.
Задание: ребёнок собирает червяков, правильно называя предметы, нарисованные на червяках.
(Игра «Рыбалка» из дидактического пособия «Всезнайка».)
Упражнение «Сосчитай»
Задачи: закреплять умение образовывать существительные родительного падежа множественного числа
Педагог. Назови все картинки, выделяя звук [р]. Веди пальчиком по линии от цифры к картинке и считай по образцу: «Одна роза, две розы,… шесть роз…».
Игра «Один – много»
Задачи: закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Педагог. Рома любит играть в игру «Один – много» и предлагает тебе поиграть. Я показываю и называю один предмет на картинке, а ты выбирай из предложенных картинок ту, на которой изображено много таких же предметов и назови их.
(Игра «Один – много» из дидактического пособия «Всезнайка».)
Игра «Самый большой – маленький»
Задачи: развивать координацию речи с движениями.
Педагог. Рома предлагает поиграть с мячом. Я тебе бросаю мяч, называя большой предмет, а ты, поймав мяч, называй этот предмет ласково.
Физкультурная пауза «Речка»
Задачи: развивать мелкую моторику.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой. (Выполняет движения по тексту.)
Пальчиковая гимнастика «Угадай на букву Р»
Педагог. Поочередно загибаем пальцы на руках.
Рыба! Рыжик! Рысь! Рыбак!
Радуга! Ракета! Рак! Нет, не рак!
Тогда ромашка, рыболов,
ружье, рубашка.
Может, мама или ручка?
Нет! А, так это Жучка!
Под столом она сидит
И на нас с тобой рычит – РРРРР!
2.3 Этап самостоятельной работы ребенка
Задач:
– развивать умение осуществлять самоконтроль за собственной речью;
– выявить состояние сформированности умения определять наличие звука [р] в словах.
Педагог. Роме нужно переодеться после рыбалки. Он не знает, какая одежда у него грязная, а какая чистая. Помоги Роме убрать чистую одежду в гардероб. Чистая одежда только та, в названии которой есть звук [р]. Нарисуй от одежды со звуком [р] стрелочку к гардеробу и назови всю эту одежду. Грязную одежду отправь стрелочкой в стиральную машину.
(Словарь: куртка, безрукавка, рубашка, перчатки, шорты, свитер, майка, фартук, шарф)
3 Заключительная часть
Задачи: развивать рефлексивные умения.
Беседа. Рефлексия «Смайлики»
Педагог. Наше занятие подошло к концу.
– Какое из упражнений и заданий тебе показалось сложным? Почему?
– Какое из упражнений и заданий тебе показалось легким и интересным?
– Какое из заданий хотелось бы повторить еще раз?
Выбери смайлик, отражающий твое настроение. (Смайлики с веселым и грустным настроением).
Приложение 3
Памятка для родителей по выполнению рекомендаций учителя-дефектолога об организации занятий дома
1) Для закрепления результатов коррекционно-развивающей работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15–25 мин) должно быть закреплено в течение дня. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
2) Игры можно проводить и во время прогулок. Но некоторые упражнения требуют спокойной обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
3) Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий.
4) Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
5) Во время выполнения упражнений родители должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны; поощрять успехи ребенка, учить преодолевать сложности.
Как работать со звуком
– Проговорите звук вместе с ребенком.
– Объясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
– Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
– Найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова с заданным звуком (в начале слова, в середине и в конце).
– Нарисуйте букву, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, выложите из счетных палочек.
– Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.
– Проговорите речевой материал на этот звук.
Приложение 4
Критерии оценки параметров обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Оценка |
Критерии оценки |
Артикуляционная моторика |
|
1 балл |
Выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы |
2 балла |
Замедленное и напряженное выполнение |
3 балла |
Все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны |
4 балла |
Правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения |
Звукопроизношение |
|
1 балл |
В любой позиции искажаются или заменяются нескольких групп звуков |
2 балла |
Нарушено произношение одной группы звуков |
3 балла |
Один-два звука правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы) |
4 балла |
Безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях |
Словарь |
|
1 балл |
Большинство заданий не выполняется |
2 балла |
Большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка) |
3 балла |
Единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса |
4 балла |
Правильное, самостоятельное выполнение всех заданий |
Грамматический строй |
|
1 балл |
Большинство заданий не выполняется |
2 балла |
Большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка) |
3 балла |
Единичные ошибки при словообразовании и словоизменении исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса |
4 балла |
Правильное, самостоятельное выполнение всех заданий |
Приложение 5
Результаты мониторинга коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста по автоматизации звукопроизношения в 2021/2022 учебном году
Условные обозначения:
0–1,5 балла – низкий уровень речевого развития;
1,6–2 балла – речевой уровень развития ниже среднего;
2.1–3 балла – средний уровень речевого развития;
3.1–4 балла – достаточный уровень речевого развития.