Занятие может быть использовано в рамках изучения раздела 2 «Образ современного педагога» модуля 1 «В мире педагогической профессии».
Анастасия ЛАГУТИК,
заместитель директора по воспитательной работе
ГУО «Дворецкая средняя школа»
Дятловского района,
Гродненская область
Одной из функций современного образования является профессиональная ориентация школьников. Ее реализация связана с обеспечением условий для повышения уровня обоснованности осознанного выбора подростками будущей профессии и реализации профессиональных планов.
Каждая профессия по-своему интересна и даёт возможность раскрыть свои способности, реализовать себя, но вместе с тем предполагает наличие особых данных: качеств личности, способностей, темперамента, высоких идеалов и многого другого.
Сегодня как никогда важно, какой абитуриент придёт на педагогические специальности: случайный человек или осознанно ориентированный, знающий обо всех привлекательных и негативных сторонах учительского труда не понаслышке, сделавший свои первые шаги в профессиональной деятельности ещё во время обучения в школе.
Представление о содержании педагогического труда у старшеклассников меняется в процессе изучения курса факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию». В ходе занятий учащиеся узнают, что педагог – не только профессия, суть которой транслировать знания, но и потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему, физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Занятие может быть использовано в рамках изучения раздела 2 «Образ современного педагога» модуля 1 «В мире педагогической профессии».
Разработка посвящена изучению составляющих модели современного педагога и её конструированию с учащимися профильного класса педагогической направленности.
Цель: создать условия для анализа обучающимися требований к профессиональной педагогической деятельности, к профессионально значимым и личностным качествам педагога.
Задачи:
– способствовать осознанному выбору педагогической профессии;
– развивать умения проектирования учащимися стратегии профессионального и личностного саморазвития;
– содействовать повышению престижа профессии учителя.
Оборудование:
– контрольные листы для работы, маркеры;
– карточки с высказываниями, характеризующими профессию учителя;
– карточки с профессионально значимыми качествами личности педагога.
Ход занятия
1 Организационно–мотивационный этап
– Здравствуйте. Я очень рада сегодняшней встрече с вами и надеюсь на плодотворное сотрудничество.
2 Целеполагание
– Подытоживая нашу с вами работу на предыдущих занятиях, сегодня мы ещё раз должны задуматься с вами над вопросами:
– Каким должен быть современный учитель? Каждый ли может им стать?
3 Основная часть
– Недавно я столкнулась с одной интересной фразой об учителях: «Навек поставлены к доске…». Фраза сложная, неоднозначная. Тем не менее она ярко характеризует основные черты профессии учителя.
– Во-первых, публичность, во-вторых, необходимость в непрерывном самосовершенствовании. Учитель всегда на виду, особенно в небольших населённых пунктах. И на работе, и вне школы он находится под постоянным внимательным взглядом десятков людей. И ему нужно соответствовать тем высоким требованиям, которые всегда предъявлялись к учительству. И всё зависит от того, каким содержанием каждый из нас, поставленный у доски, наполнит это слово Учитель.
– Сейчас я расскажу вам притчу, а вы должны будете мне сказать, в чём её смысл.
Притча «Философия жизни»
(Альтернатива – просмотр видео https://youtu.be/T6H8LOvmeYI)
Профессор философии взял большую жестяную банку, заполнил ее доверху большими осколками камней до пяти сантиметров в диаметре, и спросил у студентов, полная ли банка.
«Конечно полная», – ответили студенты.
Тогда профессор взял ящик с мелкой галькой, насыпал её сверху на камни и слегка потряс банку. Галька провалилась в свободное пространство между камнями.
Студенты засмеялись.
После этого профессор взял пакет с песком и высыпал песок в банку. Несомненно, песок тоже просочился в те щели, которые еще остались между камнями и галькой.
– Эта банка, как жизнь человека», – сказал профессор, – сначала мы должны наполнить ее самыми крупными камнями, – это самые важные цели в нашей жизни, без которых мы не можем существовать: любовь, вера, семья, интересная профессия, воспитании детей. Галька – это менее важные цели, но необходимые для комфорта. Например, свой дом, машина, дача. Песок – это наши повседневные заботы. Если мы сначала насыпаем в банку песок, места для камней и гальки уже не останется. Тогда наша жизнь будет состоять только из повседневной суеты, но мы не достигнем самого важного и нужного. Необходимо учиться сосредоточивать наши усилия на важных вещах, без которых жизнь теряет смысл, например, воспитание детей. Иногда мы уделяем много времени зарабатыванию денег, уборке, стирке, готовке, общению с соседями, но при этом у нас не хватает времени на наших детей, это значит, мы заполняем свою банку песком, забыв о крупных камнях.
– Используя эту притчу, я предлагаю вам вместе со мной наполнить содержанием слово Учитель.
– Для этого мы воспользуемся результатами вашего социологического опроса «Профессионально значимые и личностные качества педагога» и ответами, которые дали старшеклассники, их родители и учителя нашей школы во время его проведения (Приложение 1).
– У каждой группы есть контрольный лист. Вам предстоит распределить качества, необходимые человеку, посвятившему себя школе, по трём колонкам (Приложение 2).
– Итак, обратимся к притче.
1. Камни – моральные ценности и профессиональные качества учителя.
– Выберите, пожалуйста, из предложенного списка три характеристики, которые кажутся вам наиболее важными, и пронумеруйте их в порядке значимости.
2. Галька – имидж.
– Как вы думаете, влияет ли имидж учителя на его профессиональные качества? (Ответы учащихся).
– Давайте проведём небольшое анкетирование:
При положительном ответе вы поднимаете карточку.
1. При встрече с учителем обращаете внимание на внешний вид?
2. Учитель должен одеваться по последней моде?
3. Имидж учителя влияет на отношение учеников к предмету?
4. Вам важно, с каким настроением учитель преподаёт урок?
5. Необходимо ли при отличном внешнем виде умение объяснять доступно и интересно?
Теперь посмотрите в свой контрольный лист и отметьте три самых ярких, отличительных качества личности, которые на ваш взгляд должны быть у учителя.
3. Песок – повседневные дела.
– Давайте поиграем.
Игра называется «Один день из жизни педагога»
– Вам предстоит, работая в группах, составить рассказ о трудовом дне учителя. Особенность этого рассказа в том, что он должен состоять из:
1-я группа – существительных,
2-я группа – прилагательных,
3-я группа – глаголов;
4-я группа – причастий.
– Например, трудовой день врача можно представить так: «звонок – завтрак – автобус – белый халат – пациенты – утренний обход – диагноз – дополнительные анализы – процедуры – ординаторская – высокое давление – укол – облегчение – автобус – дом …».
– А теперь действуйте. (Учащиеся работают над заданием).
– Зачитайте, пожалуйста, свои рассказы.
– Спасибо.
– Отметьте качества, которыми должен руководствоваться учитель в повседневной работе.
– Работа наша подходит к концу, сейчас я попрошу представителей групп подытожить проведённую вами работу.
– А мы в это время попробуем ещё раз назвать важнейшие черты, присущие профессии учителя.
– Перед вами наборы карточек с высказываниями известных людей, предлагаю вам выбрать из них одно, которое, на ваш взгляд, должно характеризовать профессию учителя и пояснить почему.
1-я группа
1. Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем (Конфуций).
2. В чем разница между хорошим и великим учителем? Хороший учитель развивает способности ученика до предела, а великий – видит этот предел (Мария Каллас).
3. Чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь (В.Ключевский).
2-я группа
4. Я учителя своего почитаю, как отца родного. Отец дал мне тело, а учитель вложил в него душу (Александр Македонский).
5. Учитель работает над самой ответственной задачей – он формирует Человека. (М.И.Калинин).
6. Хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце (Л.Н.Толстой).
3-я группа
7. Ученик для хорошего учителя – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь (Плутарх).
8. Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства. (М.Эбнер-Эшенбах).
9. Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника (В.И.Даль).
4-я группа
10. Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а несоперника (В.Белинский).
11. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить (А.Дистервег).
12. Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания (А.Дистервег).
– А теперь мне хотелось бы поиграть ещё в одну игру под названием «Плюс/минус». «+» у нас уже собраны в ходе вашего социологического опроса. В их качестве выступили «Профессионально значимые и личностные качества современного учителя». А в качестве минусов назовите, пожалуйста, «Профессиональные противопоказания для работы педагогом».
Ответы учащихся:
– беспечность
– рассеянность, нерешительность, неуверенность в себе
– подозрительность, мнительность
– капризность, вспыльчивость, нервозность, несдержанность, обидчивость, импульсивность
– злопамятность, мстительность
– некоммуникабельность
– эгоизм
– равнодушие
– зависимость, наличие дурных привычек (наркомания, алкоголизм и др.), нравственная распущенность
– высокомерие, холодность
– завистливость
– безалаберность, безответственность, необязательность
– рукоприкладство, грубость и жестокость
– беспринципность
– некомпетентность в области преподаваемого предмета
– низкий уровень общительности
– пассивность
– Спасибо.
4 Подведение итогов. Рефлексия
– Обратимся к представителям наших групп, которые исполняли роль экспертов. Огласите свой вердикт – какими самыми главными качествами и чертами должен обладать современный учитель.
– Так каждый ли человек может стать учителем? (Ответы учащихся).
– Вывод: учитель должен сочетать в себе и привлекательный визуальный образ, и внутренний образ (голос, темперамент, настроение), и менталитет (интеллект, духовная практика).
– И всё же самое главное, на мой взгляд, осознанно идти в профессию. Как сказал один французский философ: «Счастье заключается в том, чтобы любить делать то, что должны делать». На память о нашем сегодняшнем уроке я хочу предложить вам памятки «Десять советов будущему учителю» (Приложение 3). Эти советы дает заслуженный учитель России С.Р.Богуславский (https://ug.ru/zhivite-milye-stihi-kto-uchenik-a-kto-uchitel-ne-tak-uzh-prosto-razlichit/)
– А для завершения нашего занятия предлагаю вам создать педагогический коллаж на тему: «Модель современного педагога» из фотоснимков, иллюстраций, заголовков и текстов средств массовой информации и интернет-ресурсов.
Приложение 1
Обобщённые результаты социологического опроса «Профессионально значимые и личностные качества педагога»:
– гражданственность (социальная ответственность и активная гражданская позиция; готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем);
– патриотизм (любовь к Родине, гордость за её достижения, уважение к историко-культурному наследию и традициям своего народа);
– любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, душевность, вежливость и т.д.);
– оптимизм (вера в силы и возможности успешного, позитивного развития ученика);
– справедливость (честность, совестливость, способность действовать беспристрастно);
– общительность (педагогический такт, умение уважать чужое мнение, коммуникабельность);
– коммуникативность, умение работать в коллективе;
– требовательность к себе и к детям (ответственность, организованность, самокритичность, добросовестность, правдивость, дисциплинированность, гордость, чувство собственного достоинства, разумность, скромность, инициативность, активность);
– альтруизм, бескорыстие (бескорыстная забота о благе других), чуткость, внимательность, щедрость;
– волевые качества (целеустремленность, выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость);
– толерантность, терпимость, снисходительность к людям;
– педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогическая зоркость);
– эрудированность, богатый лексикон, грамотная речь;
– знание предмета, умение хорошо объяснять, профессиональный опыт, постоянное самообразование и самосовершенствование, новаторство;
– эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ученика и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость);
– интеллигентность (обаяние, духовность);
– современность (наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учениками);
– хорошие манеры поведения, элегантность, умение хорошо одеваться и следить за своим внешним видом, опрятность, аккуратность;
– креативность (творчество);
– обладание юмором, позитивность, жизнерадостность, энергичность.
Приложение 2
Контрольный Лист
Камни |
Галька |
Песок |
|
|
|
Выделите три самых необходимых качества и запишите их в порядке значимости. |
Выделите три самых необходимых качества и запишите их в порядке значимости. |
Выделите три самых необходимых качества и запишите их в порядке значимости. |
|
|
|
Приложение 3
Десять советов будущему учителю
Совет первый. Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей, местом, куда тебя как бы сослали. Школа не нуждается в твоем снисхождении. Да, она тебя ждет, и, можно сказать, с распростертыми объятиями, она хочет, чтобы ты у нее был, но у нее есть свое достоинство. И это достоинство – дети. Поэтому не надо смотреть на школу свысока, не надо делать ей одолжение.
Совет второй. Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, приглядывайся к мастерам. Бери на вооружение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует.
Совет третий. Не замыкайся в своем учительстве. Если учитель – только учитель, это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй в волейбол, ходи в горы, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Расширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разными людьми. Люби жизнь в разных ее проявлениях. Ты должен быть интересен детям, но это не получится, если ты будешь сосредоточен только на самом себе. Кроме обязательной программы, у тебя, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная программа.
Совет четвертый. Помни о комплексном характере учительского труда. Увлеченность, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Про иного учителя говорят: он – эрудит, или он – хороший методист, или он – энтузиаст внеклассной работы. Это комплимент только в том случае, если все другие стороны деятельности учителя тоже хороши. Все имеет значение, все нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, все это взаимосвязано. И если мы говорим об этом отдельно, то это число условно. Заметь: любой рассказ о школе, эпизод, даже анекдот заключает в себе комплекс учительских качеств. Иначе получается нелепо, смешно или даже, хуже того, непрофессионально.
Совет пятый. Будь счастливым. Будь оптимистом. Верь! Ужасно, когда учитель не видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Ходит и ноет, как учителя из чеховских пьес. Строй планы, пусть иногда несбыточные, но конструктивные.
Совет шестой. Будь честным и правдивым. Дети очень высоко ценят честность.
Совет седьмой. Цени юмор в общении с учениками. Если ты сам, как говорится, не блещешь остроумием, цени юмор в других. Не бойся смешного, не бойся быть смешным сам: бывают совсем невинные и безобидные смешные ситуации.
Совет восьмой. Будь естественным, не притворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть. Бесполезно: дети тебя все равно раскусят. Часто учителя сравнивают с актером, и в этом есть свой резон. Сходство между учителем и актером заключается, может быть, в том, что и тот и другой выходят на аудиторию, на публику. Если между актерами и зрительным залом не устанавливается незримый контакт, спектакль рушится. Так и в классе. Некоторые кричат и стучат кулаком по столу, а ребятам не страшно. Другие говорят тихо и смотрят в сторону, но какое-то колдовство завораживает детей, и они не сводят с учителей глаз. Это феномен учительского гипноза, такого, впрочем, хрупкого, но значимого.
Совет девятый. Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. В общем, не задирай нос, даже если что-то удалось. Радуйся и торжествуй, но не увлекайся в торжестве. Это опасно. Не бойся честолюбия и не слушай ханжей и бездарных завистников, но честолюбие должно быть внутри, демонстрировать его неприлично. Помни: ты всегда на виду, тем более у детей, которые все видят и все замечают. От их внимательного взгляда не ускользнет ничто! И ты не думай, что мнением детей, их отношением можно пренебречь. Они-то и есть твои главные ценители и судьи.
Совет десятый. Обрети свою гражданскую позицию. Может быть, она у тебя уже есть, эта позиция. Но она формируется, стабилизируется и кристаллизируется в деле. Помни, что у тебя есть дети и эта позиция нужна им. Гражданская позиция прежде всего – нравственная. Запомни: какие бы прекрасные учебники ни издавали, какие бы замечательные программы ни составляли, истинный проводник гражданской идеи – ты. И от себя зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте или будет так хитроумно перевернута и извращена, что результат окажется противоположным. Да, в наше время крушения устоявшихся политических стереотипов важно помочь детям сформироваться и вырасти стойкими и убежденными гражданами своей страны.