Сравнение рациональных чисел. Урок математики в 6-м классе (2-й урок по теме)

- 11:37II И III СТУПЕНИ, МАТЕМАТИКА, Математика. Сценарии, Методичка

 

Жанна ТЕТЕРИНА,
учитель математики
ГУО «Козловщинская средняя школа»
Дятловского района,
Гродненская область

 

 

Тема: «Сравнение рациональных чисел» (2-й урок).

Цель: совершенствование навыков сравнения рациональных чисел.

Задачи:

– совершенствовать навыки сравнения рациональных чисел с использованием правил и алгоритмов; повторить понятия «положительные и отрицательные числа», «модуль числа», правила изображения чисел на координатной прямой;

– развивать внимание, мышление, умение анализировать, математическую речь, навыки контроля и самоконтроля;

– воспитывать старательность, самостоятельность, умение объективно оценивать свои знания, ответственное отношение к учебе, познавательный интерес, культуру индивидуальной и коллективной учебной деятельности (умение слушать, доброжелательно относиться друг к другу, работать в паре), бережное отношение к своему здоровью.

Предполагается, что к концу урока учащиеся будут

знать: правила сравнения рациональных чисел;

уметь: сравнивать рациональные числа, аргументируя свой ответ.

Оборудование: карточки для учащихся, сигнальные карты, наглядный материал для демонстрации координатной прямой, учебное пособие «Математика 6 класс» (авторы В.Д.Герасимов, О.Н.Пирютко), презентация к уроку.

 

Ход урока

1 Организация начала урока

Создание эмоционального настроения

– Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? (Ответы учащихся).

– Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. Желаю вам отличного настроения и продуктивной работы на весь урок.

 

2 Проверка домашнего задания

– Когда-то древнегреческий философ Аристотель сказал: «Ум заключается не только в знании, но и в умении применить эти знания в деле». Давайте проверим, как при выполнении домашнего задания вы смогли применить полученные на прошлом уроке знания.

Самопроверка с помощью презентации.

Самооценка учащихся (карточки со знаками):

«+» всё понял
«–» не совсем усвоил
«?» не понимаю

– Ребята, вы можете знак «?» поднимать в течение урока, чтобы я видела, что вам нужна помощь.

 

3 Сообщение темы. Целеполагание

– Какую тему мы сейчас изучаем?

– Что вы знаете по этой теме и что умеете?

– Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшний урок? (Закрепить знания, отрабатывать навыки решения задач с использованием правил).

– Еще в древности одним из важнейших достоинств человека считали владение математическими знаниями. Сегодня на уроке мы отработаем навыки сравнения рациональных чисел, поэтому для успешного выполнения заданий нам необходимо повторить изученное на предыдущих уроках, вспомнить основные определения.

 

4 Актуализация опорных знаний

– Поднимите, пожалуйста, руку, кто из вас любит уроки физкультуры?

– А кто делает зарядку по утрам?

– Для чего нужно делать зарядку и заниматься физкультурой? (Физкультура способствует физическому развитию человека).

– А я хочу вам предложить комплекс упражнений для тренировки внимания и памяти. Готовы?

Фронтальный опрос

– Какая прямая называется координатной? (Это прямая с началом отсчёта, единичным отрезком и положительным направлением, отмеченным стрелкой. Модель координатной прямой на доске).

– Что такое модуль числа? (Модулем числа называется расстояние от начала отсчёта до точки, изображающей это число).

– Чему равен модуль положительного числа? (Положительному числу).

– Чему равен модуль отрицательного числа? (Положительному числу).

– Чему равен модуль нуля? (Нулю).

– Назовите число, противоположное числу 5. (–5).

– Ребята, вы уже знаете, что положительные числа в математике обозначаются с помощью знака …. (+) или …. (записываются без знака), а отрицательные числа – с помощью знака … (–).

– Давайте составим схемы правил сравнения рациональных чисел, используя символы и слова.

Составление схем правил (работа в парах, двое учащихся работают у доски)

……………….+…..0
……………….–…..0
……………….+…..–
Большее число с –
׀числа׀…………
…………… к 0

……………….+…..0
……………….–…..0
……………….+…..–
Большее число с –
׀числа׀…………
……………… к 0


Вариант оформления математического правила на доске

– А сейчас предлагаю повторить правила сравнения рациональных чисел

1. Положительное число больше нуля.
2. Отрицательное число меньше нуля.
3. Положительное число больше отрицательного.
4. Из двух отрицательных чисел больше то число, модуль которого меньше. На координатной прямой большее число расположено правее.

Выполнение задания устно (№ 78 с. 194)

 

5 Закрепление навыков решения задач

– Ребята, поднимите, пожалуйста, руки те, кто когда-нибудь играл в школу.

– А кто представлял себя в роли учителя?

– А кто хотел бы попробовать себя в роли учителя?

– Я хочу предложить вам задание, где каждый из вас сможет побыть учителем. Нужно быть очень внимательным и аккуратно проверить предложенную вам работу.

Задание 1. Проверить, верно ли поставлен знак. Если есть ошибка, то её нужно исправить. Если сравнение выполнено верно, то напротив ставим знак +, если есть ошибка, то ставим знак и исправляем ошибку.

–8,6 < 6
–3 > 0
0 < 16,1

+

+

0 > –2,1
–15 > 0
–13 > –1

+

Самопроверка с помощью презентации.

Самооценка учащихся (с использованием знаков «+», «–», «?»).

Задание 2.

№ 74 с. 194 устно.

№ 86 самостоятельно (числа обозначены буквами).

а) d > c, б) b > a, в) 0 < c, г) a < 0, д) b < d, е) –d < 0

Самопроверка.

Самооценка учащихся (с использованием знаков «+», «–», «?»).

Задание 3. Сравнить числа.

Вариант 1
а) –550 … 543;  
б) 0 … –56;   
в) –12 … –2;   
г) –7,5 … 16,1;   
д) –2,5 … –6,3

Вариант 2
а) –670 … 683;
б) –23… 0;  
в) –8 … –18; 
г) –6,3 … 16,1; 
д) –3,2 … –1,8

Взаимопроверка.

Самооценка.

 

6 Физкультминутка

Коль писать мешает нос,
Значит, это сколиоз.
Вас сгибает над тетрадкой?
Позвоночник не в порядке.
Мы сейчас ему поможем:
Руки за голову сложим.
Повороты влево-вправо
И наклоны влево-вправо,
Руки к солнцу потянулись,
Мы назад ещё прогнулись.
Повращаем мы плечами,
Чтоб они не подкачали.
Улыбнитесь тем, кто рядом,
Вот! Уже другой порядок!
Сядем ровно, ручки в руки,
Продолжаем путь к науке.

 

7 Практическое применение знаний. Решение задач

Коллективная работа с учебником

№ 81 (а). Расположите числа в порядке убывания.

Решение: 8,7; 8,33; 8,3; –8,36; –8,4; –8,43.

№ 83 (1 строка – а, в, д). Между какими двумя последовательными целыми числами расположено число?

Решение: а) 8 и 9;      б) 0 и –1;      в) –21 и –22.

Самооценка.

 

8 Самостоятельная работа

1) Положительное число … отрицательного

а) больше;        б) меньше.

2) Из двух рациональных чисел меньше то, которое на координатной прямой расположено…

а) правее;         б) левее.

3) Какое из данных чисел 0, –10, 12, –6 на координатной прямой расположено левее?

а) 0;         б) –10;         в) 12;         г) –6.

4) Между какими целыми числами расположено число –13,5?

а) 12 и 13;         б) –12 и –13;         в ) –14 и –13.        

5) Запишите числа –5, 0, 11, –2 в порядке возрастания.

а) 0, 12, –5, 11;         б) 11, 0, –2, –5;         в ) –5, –2, 0, 11.

 

9 Домашнее задание

§ 3, № 81 (б), № 99.

Комментирование и указания к выполнению.

 

10 Итог урока

Комментирование и выставление отметок за работу на уроке.

 

11 Рефлексия

– Ребята, наш урок подходит к завершению, и я предлагаю оценить свою работу с помощью координатной прямой.

– Если вам всё было понятно, и вы справились со всеми заданиями без ошибок, то встаньте правее нуля.

– Если вам многое непонятно и во многом нужна помощь учителя, то встаньте левее нуля.

– А если у вас возникали незначительные затруднения, то встаньте рядом с нулём.

– Я хочу каждого из вас поблагодарить за работу. Вы все молодцы! Те, кто достиг цели сегодня, не останавливайтесь, идите вперёд к знаниям. Если у кого-то сегодня что-то не получилось, помните, что всё в жизни зависит от каждого из нас. И если вы захотите чему-то научиться, то обязательно этому научитесь. Спасибо за урок!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий