Тип урока: комбинированно-поисковый урок. Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, словесный, наглядный. Формы деятельности: индивидуальная работа, работа в парах, самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы.
Светлана УКРАИНЕЦ,
учитель химии
ГУО «Средняя школа № 9 г. Пинска»,
Брестская область
Цель: планируется, что к концу урока учащиеся будут
– знать особенности класса диенов, как класса ненасыщенных углеводородов, содержащих в своем составе две двойные связи; особенности строения, номенклатуры, изомерии диеновых углеводородов;
– уметь составлять уравнения химических реакций, отражающие химические свойства алкадиенов (галогенирования, гидрирования, полимеризации).
Задачи
Образовательные:
– сформировать представление о диеновых углеводородах на примере бутадиена-1,3 и 2-метилбутадиена-1,3;
– рассмотреть химические свойства диенов, показать общность химических свойств диенов и алкенов;
– рассмотреть способы получения диеновых углеводородов;
– показать применение и практическую значимость каучуков и веществ, получаемых на их основе.
Развивающие:
– развивать представление о зависимости химических свойств веществ от их строения, умение составлять уравнения химических реакций.
Воспитательные:
– воспитывать культуру умственного труда, дисциплинированность, чувство ответственности.
Тип урока: комбинированно-поисковый урок.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, словесный, наглядный.
Формы деятельности: индивидуальная работа, работа в парах, самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы.
Оборудование: технологическая карта, учебник, инструктивные карточки.
Эпиграф к уроку: «Просто знать – ещё не все, знания нужно уметь использовать», – Гете.
Ход урока
I Организационный момент
Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф к уроку.
II Мотивационно-ориентационный этап
– Изучение новой темы начнем не совсем традиционно. Посмотрите, на доске отсутствует запись темы урока. И это неслучайно, поскольку тему вы сегодня назовете сами.
– Посмотрите на доску (на доске представлена модель молекулы этилена).
– Модель какого вещества представлена на нем? (Этилена)
– Представителем какого класса веществ он является? (Алкены)
– Какая связь в молекуле этилена? (Двойная)
– Как обозначается одна двойная связь? (Суффиксом -ен)
– Посмотрите на модель другого вещества. Чем отличается это вещество от этилена? (Имеет две двойные связи)
– А какой приставкой обозначается число два? (Ди)
– Каким суффиксом отмечаются две двойные связи? (Суффиксом -диен)
– Тогда попробуйте назвать новый класс ненасыщенных углеводородов? (Новый класс ненасыщенных соединений: алкадиены)
– Это и будет темой нашего урока. Сформулируем цели нашего урока.
III Актуализация знаний
Работа по инструктивной карточке, заполнение первого столбика.
Признак сравнения |
Алкен |
Алкадиен |
Определение и общая формула |
|
|
Особенности строения |
|
|
Виды изомерии |
|
|
Номенклатура |
|
|
Физические свойства |
|
|
Химические свойства |
|
|
Получение |
|
|
Применение |
|
|
IV Изучение нового материала
Индивидуальная работа с технологической картой с помощью учебника.
Технологическая карта по теме «Алкадиены»
№ |
Задание |
Руководство к выполнению |
1 |
Дайте определение алкадиенам, запишите общую формулу. |
С. 91 |
2 |
Особенности строения |
С. 91–93 |
3 |
.Ознакомьтесь с особенностью номенклатуры алкадиенов и попытайтесь назвать вещества: Составьте формулы веществ: пропадиен-1,2 |
С. 91 |
4 |
Изучите физические свойства бутадиена-1,3 |
Стр. 91 |
5 |
Изучите химические свойства алкадиенов: Ответьте на дополнительные вопросы: |
С.94–95 |
6 |
Как можно получить алкадиены, предложите варианты химических реакций. |
С. 94, 96 |
7 |
Просмотрите видеоролик и ответьте на вопросы: |
Видеоролик и материал учебника, с. 96 |
V Закрепление изученного материала
Индивидуальная работа по карточкам. Двое учащихся работают на обратной стороне доски. В качестве проверки предлагается ключ. Осуществляется самопроверка.
Задание № 1
Гексадиен-1,3 взаимодействует
1) с бромоводородом;
2) водородом;
3) гидроксидом калия;
4) водой;
5) гидроксидом бария;
6) кислородом.
Запишите соответствующие цифры по порядку.
Напишите соответствующие им уравнения реакций.
Задание № 2
Работа в парах.
Составить логическую цепочку превращения с участием алкадиенов органических соединений и ранее изученных классов, предложить решить классу.
VI Подведение итогов
Прием «Облако слов».
Учащиеся на стикерах пишут ключевые слова: что они узнали на уроке и чему научились.
VII Домашнее задание
§ 17, задание 2, 3, 5.