В результате организованной деятельности учащиеся познакомятся со старинными мерами длины, научатся переводить старинные единицы измерения в современные, расширят свой кругозор. Мероприятие можно провести в рамках предметной недели.
Ирина ОПИМАХ,
учитель начальных классов,
ГУО «Средняя школа № 2 г.п. Россь»
Волковысского района,
Гродненская область
Тема: «Старинные и современные системы мер. Меры длины у разных народов».
Цель: организовать деятельность по ознакомлению со старинными системами мер, системами мер у разных народов.
Задачи:
– способствовать формированию умений переводить старинные единицы измерения в современные;
– создать условия для развития кругозора учащихся;
– содействовать воспитанию интереса к математике.
Ход занятия
Организационный момент
Математика сложна,
Но скажу с почтением:
Математика нужна
Всем без исключения!
– Ребята, любите ли вы играть? Игра творит чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Желаю, чтобы игра сделала для вас математику увлекательной, интересной и полезной.
Разминка. Упражнение «Алфавитный шифр»
Задание: с помощью шифра расшифровать тему сегодняшнего мероприятия
Вступительное слово
– Обратимся к истории возникновения величин. Если исходить из реальных практических истоков математики, то естественно предположить, что первыми возникли величины, связанные с измерением длины, массы, времени.
– Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерения. Даже первобытный человек прибегал к измерениям в ходе строения своего жилища. Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня, шаг.
Работа с таблицей «Старинные единицы измерения длины»
Занимательная игра «Отгадай-ка»
1. По дороге я иду,
Меры я с собой несу:
На руках и на ноге, и ещё на голове.
Вспомни меры и тогда…
Назови их не спеша. (Дюйм, вершок, ладонь ….)
2. Она бывает прямая,
она бывает косая,
Но никогда-никогда
Она не бывает кривая. (Сажень)
3. Мизинец, безымянный, средний,
Есть указательный, большой.
Какой из них послужит мерой,
Мерой длины, и небольшой. (Большой палец – дюйм)
4. Что за дружная семья?
Мама, папа, сыновья,
Дочки: Миля и Верста,
Сажень, Точка, Линия.
Вспомни фамилию семьи
И имя братьев назови. (Фамилия семьи – Длина, имена братьев – Аршин, Дюйм)
5. Миллиметры, метры, мили,
Версты, дюймы и аршины,
Сажени и сантиметры,
Километры, дециметры.
Я запутался, дружок.
Как распутать мой клубок? (Старинные русские меры перепутались с метрическими)
Физкультминутка
Чтобы эрудитом стать,
Надо очень много знать,
Все движенья повтори,
В рифму слово говори,
Прыжки на месте скок-поскок –
Небольшой всегда …… (вершок).
А сейчас надо цокать –
Измерять поможет ……. (локоть).
Руки вверх, до гор вершин –
Больше локтя был …….. (аршин).
Раза три быстрей присядь –
Чтобы мерить, нужна …… (пядь).
Бей в ладони меньше ста –
Далеко вела ……. (верста).
Громко «Раз, два, три!» мы скажем,
И запомним слово …….. (сажень).
Спасибо математике
За старую грамматику.
Работа в группах «Старинные меры длины в задачах»
Карточка 1 (П.П.Ершов «Конек-Горбунок»)
Что ж он видит?
– Прекрасных двух коней золотогривых
Да игрушечку-конька
Ростом только в три вершка.
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
Вопрос: Какого роста был Конёк-Горбунок? Какой длины у него уши?
Карточка 2 (В.В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»)
Этот, хоть и сам с вершок,
Спорит с грозной птицей.
Храбрый мальчик, хорошо,
В жизни пригодится.
Вопрос: Начерти отрезок, равный росту мальчика, о котором говорится в стихотворении.
Карточка 3 (Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Вопрос: Какова ширина островка? Какова длина островка?
Карточка 4 (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
В те поры война была.
Царь Салтан с женой простятся,
На добра коня садятся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя,
Между тем, как он далеко
Бьётся долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына Бог им дал в аршин,
И царица над ребёнком,
Как орлица над орлёнком;
Шлёт с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
Вопрос: Большой или маленький ребёнок родился у царицы?
Карточка 5 (А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
Сел Балда на кобылку верхом,
Да версту проскакал, так что пыль столбом.
Испугался бесёнок и к деду
Пошёл рассказывать про такую победу.
Вопрос: Чему равно расстояние, которое проскакал Балда, в метрической системе мер?
Карточка 6 (Х.К.Андерсен «Дюймовочка»)
В ту же минуту в сердцевине цветка что-то щелкнуло, и он раскрылся. Это был в самом деле большой тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом.
Вопрос: Какого роста была Дюймовочка?
Коллективная проверка.
Ответы:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Рост – |
Длина отрезка – |
Ширина –меньше 71 см, |
Большой, |
1 км 67 м |
2 см 5 мм |
Дидактическая игра «Почему так говорят?»
– Отголоски древних мер сегодня можно встретить разных пословицах и поговорках, во фразеологизмах. Прочитайте фразеологизмы и пословицы, найдите старинную единицу измерения и объясните смысл:
– аршин с шапкой (мал ростом);
– быть семи пядей во лбу (быть очень умным, способным);
– от горшка два вершка (мал ростом, молод ещё, неопытен);
– мерить на свой аршин (судить со своей точки зрения о ком-либо или о чём-либо);
– косая сажень в плечах (рослый, плечистый);
– ни пяди не уступить (не хотеть отдавать даже самое малое);
– видеть на три аршина в землю (отличаться глубокой проницательностью, прозорливостью).
Игра «Покажи старинные единицы измерения длины»
Один учащийся показывает длину с помощью частей тела, а другие угадывают единицу измерения или наоборот: говорит название единицы, другие показывают. И так по очереди.
Подведение итогов
– С какими единицами измерения мы сегодня познакомились?
Запомни, расчёт очень важен.
Два метра – приблизительно сажень.
Рисуем, чтоб каждый запомнить мог.
Четыре сантиметра – один вершок.
Запомни из этого стишка:
Один сантиметр – четверть вершка.
– Для измерения длины – какими вы будете пользоваться единицами измерения: старинными или современными? (Ответы детей)
– Насколько удобными были изначальные меры – локоть, пядь, ладонь, сажень, вершок – ведь они всегда при себе, настолько они были неточными, ведь у разных людей единицы различны.
– Таким образом, для более точного определения длины лучше пользоваться современными единицами: километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр.
Рефлексия
Учащимся предлагается провести оценку своей деятельности на мероприятии, используя начала фраз.
Сегодня я узнал(а)…
Было интересно…
Я понял (а), что…
Теперь я могу…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Учитель желает всем ребятам удачи и благодарит за хорошую работу.