Игра проводилась во время практикума по решению олимпиадных заданий для учителей русского языка и литературы Сморгонского района. Материалы можно использовать при подготовке к олимпиадам, проведении внеклассных мероприятий, предметных недель в 9–11-х классах.
Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»,
Гродненская область
Мероприятие представляет собой командную интеллектуально-познавательную игру, состоящую из 10 тем. Ответы каждой темы объединяются одной из букв, входящих в слово «литература». Темы включают 5 вопросов разной степени сложности: 10 баллов – самый простой, 50 – самый сложный. В зависимости от уровня подготовки участников играть можно как с минусами, когда за неправильный ответ снимается количество баллов в соответствии со стоимостью вопроса, так и без минусов.
Эта игра проводилась во время практикума по решению олимпиадных заданий для учителей русского языка и литературы Сморгонского района. Материалы можно использовать при подготовке к олимпиадам, проведении внеклассных мероприятий, предметных недель в 9–11-х классах.
Цель: актуализировать, расширить и углубить знания по литературе, вызвать интерес к изучению предмета.
Ход игры
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на литературном соревновании «Своя игра». Французский сценарист и драматург Марсель Ашар сказал: «Успех приходит к тем, кто рано встаёт… Нет. Успех приходит к тем, кто встаёт в хорошем настроении!» Пусть вам сопутствует успех, а ход игры и её результат подарит прекрасное настроение.
В игре принимают участие три команды. Поприветствуем их! Свои ответы вписывайте в бланк для ответов (Приложение).
Оценивать результаты будет строгое, но справедливое жюри.
Итак, мы начинаем!
Тема 1. «Л» (все ответы начинаются на букву Л)
10. «Такой точно коммерш происходил в г. … перед небольшой гостиницей под вывескою Солнца, в саду, выходившем на улицу. Над самой гостиницей и над садом веяли флаги; студенты сидели за столами под обстриженными липками; огромный бульдог лежал под одним из столов; в стороне, в беседке из плюща, помещались музыканты и усердно играли, то и дело подкрепляя себя пивом. На улице, перед низкой оградой сада, собралось довольно много народа: добрые граждане городка … не хотели пропустить случая поглазеть на заезжих гостей». Как называется город? (город Л)
20. Какому герою принадлежат эти строки?
Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он.
Нет нужды; прав судьбы закон. (Ленский)
30. О какой героине идёт речь в отрывке?
«Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу». (Лиза)
40. Какой герой произносит эти слова:
«Ваш брат, вот Леонид Андреич, говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решительно все равно. Пускай говорит. Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде. Боже милосердный! Мой отец был крепостным у вашего деда и отца, но вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную… больше, чем родную». (Лопахин)
50. «Блуждающая комета» – спецотряд, состоящий из сотни «конных охотников»: разжалованных офицеров, казаков и кабардинцев. Назовите фамилию классика русской литературы, который руководил этим отрядом. (Лермонтов)
Тема 2. «И» (все ответы начинаются на букву И)
10. Имя заглавного героя повести В.Богомолова. (Иван)
20. Имя главного героя рассказа А.П.Чехова «Тоска». (Иона)
30. Одно время к этому течению примыкал С.Есенин. (Имажинизм)
40. Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…
Процитируйте первую строчку этого стихотворения. («И скучно и грустно, и некому руку подать»)
50. Узнайте поэта по приведённым эпитетам: «свежий хлеб», «алый цвет», «звонкий месяц», «тихий свет», «тёплое лето», «кисти спелые», «незримый канат». (М.В.Исаковский)
Тема 3. «Т» (все ответы начинаются на букву Т)
10. Повесть памятной годины,
Эту книгу про бойца,
Я и начал с середины
И закончил без конца.
Назовите фамилию бойца. (Тёркин)
20. «В хату вошла большая рыжая собака с чёрным ремешком по всей спине. У неё под глазами были чёрные полоски с загибом вроде очков. И от этого глаза казались очень большими, и ими она спрашивала: «Зачем позвал меня, хозяин?» Как зовут собаку? (Травка)
30. Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Назовите автора этих строк. (И.С.Тургенев)
40. «Ну, князь, Генуя и Лукка – поместья фамилии Бонапарте. Нет, я вам вперёд говорю, если вы мне не скажете, что у нас война, если вы ещё позволите себе защищать все гадости, все ужасы этого Антихриста (право, я верю, что он Антихрист), – я вас больше не знаю, вы уж не друг мой, вы уж не мой верный раб, как вы говорите». Назовите фамилию автора книги, которая начинается данной репликой. (Л.Н.Толстой)
50. «Правда правдой остаётся, а молва себе молвой». Какой литературный приём использовал А.Твардовский в строчке из поэмы «Василий Тёркин». (Тавтология)
Тема 4. «Е» (все ответы начинаются на букву Е)
10. Назовите имя жениха мёртвой царевны. (Елисей)
20. Назовите автора строк:
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье. (С.Есенин)
30. Какое своё произведение русский поэт назвал «собраньем пестрых глав»? («Евгений Онегин»)
40. Укажите автора слов песни «Чёртово колесо». (Е.Евтушенко)
(https://youtu.be/K3ThAJ7rfgc?si=9aLVB_RWE3SRInEU)
50. Герой комедии А.П.Чехова по кличке «двадцать два несчастья». (Епиходов)
Тема 5. «Р» (все ответы начинаются на букву Р)
10. «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту». Назовите имя и фамилию героя произведения, начало которого процитировано. (Родион Раскольников)
20. Стань у окна, убей луну соседством;
Она и так от зависти больна,
Что ты её затмила белизною.
Назовите имя героя, который произносит эти слова. (Ромео)
30. «О, мои грехи… Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла замуж за человека, который делал одни только долги. Муж мой умер от шампанского, – он страшно пил, – и на несчастье я полюбила другого, сошлась, и как раз в это время, – это было первое наказание, удар прямо в голову, – вот тут на реке… утонул мой мальчик, и я уехала за границу…» Назовите фамилию героини, которая произносит этот монолог. (Л.А.Раневская)
40. Узнайте поэта по кратким фактам из биографии: «Рано потерял родителей, воспитывался в детских домах, служил на флоте, учился в Литинституте, любил, как отец, играть на гармошке и петь, читал Тютчева и Фета, переводил Верлена, мечтал быть похороненным рядом с Батюшковым, предсказал себе смерть «в крещенские морозы». (Н.Рубцов)
50. Укажите автора слов песни «Город детства».
(https://youtu.be/3Q-tV__XdD8?si=9dSYOWl_g0jTrYpm)
(Р.Рождественский)
Тема 6. «А» (все ответы начинаются на букву А)
10. Настоящее имя этой героини – Анна Николаевна, но в произведении И.С.Тургенева её называют … (Ася)
20. Имя этой героини означает «к солнцу». (Ассоль)
30. Повесть Б. Васильева. («А зори здесь тихие»)
40. Кто, предлагая ходить голенькими и разутыми, не договаривал: «Не знавши броду, не лезьте в воду». (Антипыч)
50. Каким словом французского происхождения называется литературоведческий термин, обозначающий перенос, перескок, несовпадение синтаксической паузы, остановки, с ритмической – концом стиха, строфы? (Анжамбеман)
Тема 7. «Т» (все ответы заканчиваются на букву Т)
10. Настоящая фамилия этого поэта Шеншин. (Фет)
20. Так и рвётся душа
Из груди молодой!
Хочет воли она,
Просит жизни другой! (А.В.Кольцов)
Охарактеризуйте особенность построения данного четверостишия словом греческого происхождения, означающим «отражённый назад». (Анапест)
30. Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн.
Назовите этого мастера аллитерации. (К.Бальмонт)
40. Определите форму стихотворения, которое перевел на русский язык С.Маршак.
Её глаза на звёзды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И чёрной проволокой вьётся прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щёк.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдёшь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали. (Сонет)
50. Узнайте термин по определению: «Художественно-публицистическое произведение сатирического характера, направленное против какого-либо политического или общественного явления или отдельного лица». (Памфлет)
Тема 8. «У» (все ответы начинаются на букву У)
10. Русский синоним термина «фольклор». (Устное народное творчество)
20. Этому герою принадлежат слова: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, всё прахом будет…» (Уж)
30. ТАКИМ прилагательным характеризуется небольшой город, в административном подчинении которого находятся с десяток сёл и деревень. Именно в ТАКОМ городе происходит действие комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». (Уездный)
40. Военное звание Иванова, чья вдова, по утверждению одного из персонажей, сама себя высекла. (Унтер-офицер)
50. «Но когда он пришёл к ручью и взглянул на своё отражение, то его лицо исказилось ужасом. Он увидал, что стал похож лицом на жабу, а телом – на змею. У него было плоское серое лицо, зелёные глаза и как бы змеиного цвета кожа на теле». Я не прошу вас назвать произведение. Назовите автора. (Оскар Уайльд («Мальчик-звезда»))
Тема 9. «Р» (все ответы заканчиваются на букву Р)
10. Вид художественного произведения. (Жанр)
20. Один из видов комического в литературе. (Юмор)
30. Слепой поэт-рапсод, создавший поэмы, написанные гекзаметром. (Гомер)
40. Имя-псевдоним писателя Игоря Можейко. (Кир (Булычёв))
50. Из какого произведения герой, который описывается в отрывке: «Лицо у него было некрасивое, но выразительное и с очень тонкими чертами; несколько наивный вид ему придавали вихры тёмных волос, завивающихся «гнёздышками» по обеим сторонам высокого лба, но большие серые глаза – слишком большие для такого худенького детского лица – смотрели умно, твердо и не по-детски серьёзно. По первому впечатлению мальчику можно было дать лет одиннадцать-двенадцать. («Тапёр»)
Тема 10 «А» (все ответы заканчиваются на букву А)
10. Словесный вид искусства. (Литература)
20. Назовите имя и фамилию героини.
В глуши, под сению смиренной,
Невинной прелести полна,
В глазах родителей, она
Цвела, как ландыш потаенный,
Незнаемый в траве глухой
Ни мотыльками, ни пчелой. (Ольга Ларина)
30. Добролюбов отмечает, что эта пьеса – «самое решительное произведение Островского», но при этом производит «впечатление менее тяжкое и грустное», нежели все остальные пьесы автора. В произведении чувствуется «что-то освежающее и ободряющее». Назовите пьесу. («Гроза»)
40. «Ездить-то к ней все ездят, потому что весело очень: барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет». Назовите имя и фамилию барышни. (Лариса Огудалова)
50. Назовите автора романса «А напоследок я скажу…», который звучит в фильме «Жестокий романс»? (Белла Ахмадулина)
(https://youtu.be/H1JE8sL84n8?si=mGxiBggV2Lrn5_E8)
Ведущий: Уважаемые участники игры! Разыграны все темы. Пришло время подвести итоги. А пока жюри считает баллы, предлагаю послушать песню в исполнении группы «Сплин» на стихи русского поэта XX века. Если вы узнаете автора слов и название стихотворения, заработаете дополнительные 20 баллов для своей команды.
(https://youtu.be/A2jEQmC1nwg?si=l5TXVOQXubyX5eWI)
(В.В.Маяковский «Лиличка» («Вместо письма»))
Ведущий: А сейчас для подведения итогов игры слово предоставляется жюри.
Поздравляем победителей! Надеемся, что независимо от результата ваше настроение такое же прекрасное, как и в начале мероприятия. До новых встреч!