На протяжении многих лет с целью доступности изучения учащимися истории, активизации их познавательной деятельности и умений ориентироваться в информационных потоках исторических знаний автор использует учебную экскурсию как эффективное наглядное средство обучения.
Яков ЗАЯЦ,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Ворониновская базовая школа»
Быховского района,
Могилевская область
1 Информационный блок
1.1 Название темы опыта
Использование образовательного потенциала экскурсии при изучении истории Беларуси с целью активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
1.2 Актуальность опыта
Перед учителем всегда стоит вопрос о поиске наиболее оптимальных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Современному обществу нужны образованные, духовные, предприимчивые люди, способные к сотрудничеству, умеющие работать в команде, владеющие мобильностью и развитым чувством ответственности.
Работа по организации экскурсий среди учащихся в современной школе является одним из важных средств формирования исторических знаний непосредственно во внеурочное время, развивает опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности учащихся. Как отмечено в инструктивно-методическом письме «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Всемирная история» и «История Беларуси»: «Учитывая большой образовательный потенциал экскурсий, значительное количество экскурсионных объектов и туристических маршрутов в Республике Беларусь, в 2023/2024 учебном году рекомендуется продолжать организацию и проведение экскурсий». Экскурсия позволяет объединить учебный процесс в школе с реальной жизнью, наполнить воспитательный потенциал практическим содержимым. Учащиеся учатся воспринимать и оценивать исторические события, принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные результаты.
Актуальность организации и проведения экскурсий в современном образовательном процессе подчёркивают “Методическими рекомендациями по организации экскурсий для учащихся I–XI (XII) классов учреждений образования», утверждённые Министерством образования Республики Беларусь 8 сентября 2023 г., где очень четко прописаны основные цели организации экскурсий [7, с. 2].
На протяжении многих лет с целью доступности изучения учащимися истории, активизации их познавательной деятельности и умений ориентироваться в информационных потоках исторических знаний я использую учебную экскурсию как эффективное наглядное средство обучения.
1.3 Цель опыта
Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся, развитие их творческих способностей посредством организации и проведения учебной экскурсии.
1.4 Задачи опыта
1 Отбирать и систематизировать традиционные и инновационные методические приёмы по использованию экскурсии с целью активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
2 Продолжить формирование образов исторического прошлого у учащихся 6–9-х классов при изучении истории Беларуси через экскурсию.
3 Определять эффективность использования экскурсии в учебно-воспитательном процессе и возможности применения экскурсии в своем педагогическом опыте.
1.5 Длительность работы над опытом
Работа над опытом продолжается с 2020 по 2024 гг.
1 этап. Сентябрь 2020 – май 2021 г. Изучение нормативных документов, отбор и систематизация методических приемов по использованию экскурсии как средства формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
2 этап. Сентябрь 2021 – май 2022 г. Разработка методических приёмов организации и проведения учебной экскурсии. Практика проведения урока-экскурсии.
3 этап. Октябрь 2022 – по настоящее время. Совершенствование опыта путём поиска новых приёмов проведения учебной экскурсии, которые соответствуют развитию современных педагогических технологий и содействуют формированию учебно-познавательной активности учащихся.
2 Описание технологии опыта
2.1 Ведущая идея опыта
Использование учебной экскурсии при изучении истории Беларуси в качестве ведущего компонента активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и дидактического средства организации воспитательного процесса во внеурочной деятельности.
2.2 Описание сущности опыта
Теоретической базой опыта можно считать работы ведущих советских, российских и отечественных учёных по проведению экскурсий как важного наглядного средства обучения учащихся: А.А.Вагина, С.В.Панова, Н.И.Миницкого, А.А.Корзюка. Возрождение внимания к разработанным ранее в дидактике вопросам использования наглядности в соответствии с возрастными и познавательными возможностями обучающихся обусловлено формированием современной образовательно-информационной среды. Для современного ученика становится характерным такой феномен как «клиповое мышление» – привычка воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла [1, с. 15]. Такое мышление характеризуется фрагментарностью поступающей информации, разнородностью, отсутствием логической связи между ее частями, а значит отсутствием в сознании человека целостной картины окружающего мира. Более восприимчивыми к изменениям современной информационной среды являются именно дети и подростки, у учащихся отмечается неспособность воспринимать длительную текстовую информацию.
Как отмечают представители современной психолого-педагогической науки, информация, внедряясь в детское сознание посредством оптических эффектов и телеобразов, создает новые механизмы передачи культуры. В то же время при разработке содержания учебной программы предмета авторы руководствуются принципом научности. Но такое преимущественно научнотеоретическое содержание материала не является для учащихся эмоционально окрашенным и личностно-востребованным.
Обозначенное противоречие определяет необходимость поиска совокупности традиционных и новых методических приёмов для организации обучения в условиях, когда визуальные формы представления знания становятся одним из главных средств познавательных операций [3, с. 4].
Я считаю, что методика проведения урока экскурсии как визуального источника при обучении истории Беларуси в качестве компонента познавательной деятельности учащихся способна компенсировать эти негативные моменты.
На протяжении многих лет уделяю большое внимание подготовке и проведению уроков-экскурсий, которые являются действенным средством конкретизации и углубления исторических знаний, идейно-морального и гражданско-патриотического воспитания учащихся.
При подготовке урока-экскурсии выделяю следующие этапы:
1. Выбор темы и определение цели урока-экскурсии. Считаю, что методически обоснованный выбор темы и цели экскурсии является особенно важным, ибо они определяют круг источников, отбор объектов и методов проведения экскурсии.
Примером образовательного потенциала экскурсии, используемого для формулировки темы урока, может служить учебная экскурсия по теме «Наш край в Отечественной войне 1812 года».
Я предлагаю учащимся самостоятельно определить тему урока, опираясь на следующие факты:
А) Не лёгкий путь прошли по полям и лесным дорогам Быховщины отступающие войска 2-й Западной армии под предводительством «льва Русской армии». Прибыв в Старый Быхов и став на его окраине штабом в д. Сапежинка, Багратион в соответствии с ранее принятым планом решил провести силами 7-го пехотного корпуса разведку боем. В какой деревне располагался штаб?
Б) 12 (24) июля у села Барколабово казачий корпус Платова вплавь переправился через Днепр и двинулся по направлению, указанному Багратионом. У нового Быхова был наведён мост, и 13 (25) июля по нему началась переправа частей 8-го пехотного и 4-го кавалерийского корпусов 2-й Западной армии. В) Напоминанием об этих событиях на Быховщине являются два памятных знака. Назовите их. (Один – на месте штаба П.И.Багратиона в д. Сапежинка. Второй – на месте переправы 2-й Западной армии в аг. Новый Быхов).
Задание: Опираясь на приведённые факты, назовите тему нашего урока.
2. Отбор и изучение литературы, источников и объектов. На этом этапе для меня важно составить список литературы и источников по теме, при необходимости получить консультацию музейного работника или экскурсовода.
3. Работа над структурой и текстом экскурсии. К каждой экскурсии я разрабатываю технологическую карту, где обязательно прописываю цели, задачи, ход экскурсии и ожидаемые результаты (Приложение 1). Важно актуализировать знания учащихся по теме урока. На мой взгляд, на организационно-мотивационном этапе урока продуктивным является приём «символ-ассоциация». Этот приём содействует актуализации субъектного опыта учащихся и мотивирует их на активную деятельность. Например, при организации урока-экскурсии по историческим местам г. Быхова я предлагаю учащимся изображения Быховского замка Яна Ходкевича и Сапег, Свято-Троицкой церкви, Свято-Вознесенского женского монастыря в Барколабово, усадьбы Толстых в Грудиновке, мемориального комплекса «Лудчицкая высота» (Приложение 2). Учащиеся выбирают иллюстрацию, которая может являться, по их мнению, наиболее содержательным символом города. По результатам формируются микрогруппы. Участники групп объясняют свой выбор при помощи ответов на следующие вопросы:
А) Почему у вас появилась ассоциация именно с этой иллюстрацией?
Б) Что повлияло на ваш выбор?
В) Что вы знаете об этом объекте?
4. Работа по проведению урока-экскурсии. Основные методы, которые я применяю в ходе урока-экскурсии, – демонстрация, беседа, рассказ. Как правило, они не употребляются по отдельности. Каждый из названных методов рассчитан на активное восприятие учащимися учебного материала. В зависимости от темы, целей, характера объектов экскурсии, возраста и уровня знаний учащихся роль и соотношение экскурсионных методов может меняться [4, с. 66]. Говоря о соотношении демонстрации и рассказа, отмечу, что на уроке-экскурсии ведущим источником является не только сообщение учителя, но и экскурсионный объект. Поэтому учитель должен стремиться связать визуальные впечатления учащихся с содержанием изучаемого материала. В этом мне помогают следующие методические приёмы:
1. Прием зрительной реконструкции (воссоздания).
Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Этот прием широко использую при показе памятных мест, где проходили военные сражения, народные восстания, революционные события; места, связанные с жизнью и деятельностью государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников. Задача данного приема дать учащимся возможность «зрительно» восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое произошло на данном месте.
2. Прием локализации событий.
Важную роль в конкретизации событий играет методический прием локализации, т. е. связь событий с конкретным местом. Этот прием дает нам возможность ограничить внимание учащихся известными рамками, приковать их взгляды в данной конкретной территории, именно к тому месту, где произошло событие. При изложении материала этот прием предусматривает переход от общего к частному.
3. Прием абстрагирования.
Этот приём представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо частей с целью последующего глубокого наблюдения. Этот методический прием позволяет учащимся рассмотреть те признаки предмета (памятника истории и культуры, монументальной скульптуры), которые служат основой для раскрытия темы урока. Абстрагирование позволяет учащимся «не видеть» того, что не имеет отношения к данной теме.
4. Прием переключения внимания.
После наблюдения объекта, учащиеся по моему предложению переносят свой взгляд на другой объект (например, перенос взгляда с дома, построенного в начале прошлого века, на современное многоэтажное или переход наблюдения панорамы города к наблюдению объектов природы) [5, с. 184]. Наличие контраста обогащает нас новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.
5. Методические приемы рассказа.
Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи. На мой взгляд, их основная задача – преподнести факты, примеры, события так, чтобы учащиеся получили образное представление о том, как это было.
6. Прием репортажа.
Репортаж является жанром журналистики, который оперативно сообщает о каком-либо событии, представляет собой информацию о том, что в данный момент происходит перед глазами репортера. Журналист, использующий данный жанр, всегда является очевидцем или участником отмечаемого события. В уроке-экскурсии – это краткое сообщение учителя о событии, явлении, процессе, очевидцами которых являются учащиеся. Рассказ при этом идет об объекте, попавшем в поле их зрения. Я считаю, что этот прием эффективен лишь тогда, когда объект показывается в развитии, он помогает увидеть, как изменяется объект в ходе наблюдения и рождается что-то новое (Приложение 3).
Для меня сложность использования такого приема состоит в том, что рассказ в значительной своей части не готовится заранее, а носит характер импровизации.
7. Прием цитирования.
К цитированию я прибегаю в следующих случаях: для подтверждения, яркого и убедительного выражения своей мысли, сохранения особенностей языка и колорита определенного исторического периода времени, воспроизведения картины события и ознакомления с чьим-то авторитетным мнением (прием ссылки на авторитет). Часто на уроке-экскурсии, на основе приема цитирования, я использую прямую речь. При этом ставлю задачу – сделать учащихся участниками разговора между историческими личностями, очевидцами исторических событий.
8. Прием вопросов-ответов и дискуссионной ситуации.
Суть этого приема состоит в том, что в ходе рассказа учитель задает различные вопросы учащимся с целью активизации их познавательной деятельности. Отвечая на вопросы, учащиеся учатся аргументированно высказывать свою точку зрения на решение проблемы и определять альтернативные пути её решения.
Используя прием дискуссионной ситуации, учитель выдвигает в своем рассказе такое положение, которое вызывает дискуссию. Этот прием дает возможность в части урока-экскурсии заменить монологическую форму материала открытым диалогом. Свою точку зрения по выдвинутому положению высказывают два-три учащихся. Затем учитель, подводя итоги, делает выводы.
В своей педагогической практике я использую разные приёмы и методы организации урока-экскурсии. Надо отметить некоторые недостатки урока-экскурсии:
– лекционность – отрыв от показа объектов и восхищение повествованием;
– фрагментарность раскрытия определённых объектов без обнаружения их взаимосвязи;
– отсутствие логической и хронологической последовательности.
Поэтому, я считаю, чтобы правильно определить место и роль урока-экскурсии в системе уроков по теме предмета, необходимо знать их классификацию [5, с. 65].
Всё новое в процессе обучения увлекает и мотивирует учащихся. Активная работа учащегося на уроке – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету в целом и к изучаемому материалу в частности. А в развитии интереса нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, и средства, с помощью которых учащиеся вовлекается в процесс познания. Поэтому использование учебно-воспитательного потенциала экскурсии при изучении истории Беларуси значительно повышает познавательные компетенции учащихся во внеурочной и внеклассной деятельности.
На протяжении многих лет с целью повышения познавательного интереса учащихся мною были организованы экскурсии, которые я объединил в блок «По историческим местам Быховщины и Могилёвщины».
Во-первых, я считаю, что такие экскурсии позволяют вызвать интерес к региональной истории.
Во-вторых, участие в поездках позволяет актуализировать социальный опыт учащихся. Важно, что наши поездки позволяют расширить горизонты культуры для детей общеобразовательных школ из сельской местности. Поездка из такой маленькой деревни, как наша, становится настоящим событием для учащихся.
Однако экскурсии могут принести пользу лишь при соблюдении выдержанной тематики, при наличии опережающих заданий, творческих, практических заданий для учащихся (Приложение 4). Прежде чем организовать учебную экскурсию «Быховщина в Великой Отечественной войне» я предлагаю учащимся, используя дополнительные источники (материалы хрестоматии, справочников, интернет-источники), собрать информацию об организаторе народного сопротивления в Быховском районе Сергее Ерофеевиче Подольцеве, юных героях – Марате Козлове, Вере Самолётовой, Вале Куракиной. При проведении учебной экскурсии учащиеся делятся информацией, высказывают своё мнение об изучаемом периоде истории родной Быховщины. Я считаю, что очень важно при проведении учебной экскурсии знакомиться с историческим объектом согласно строго определенного плана, в связи с определенной темой. В этом отношении требования, предъявляемые к экскурсии и к уроку в классе, совершенно аналогичны. Простой, бессистемный осмотр какого-нибудь исторического памятника может принести иногда даже вред. Так, посещение какого-нибудь музея-усадьбы, если при этом не раскрывается определенная историческая тема, может вызвать у учащихся вредное «любование» прошлым. Не менее отрицательно следует отнестись и к ознакомлению учащихся одновременно с несколькими историческими эпохами. В этом случае у учащихся неизбежно получится смещение хронологических граней, перенесение предметов, характерных для одной эпохи в другую. Например, при посещении историко-краеведческого музея г. Быхова я показываю каждую экспозицию музея, связывая её с четко сформулированной темой. Наглядность, конкретность и эмоциональность восприятия, при наличии темы, дадут, конечно же, большую эффективность учебной экскурсии.
Отмечая эффективность учебной экскурсии в области познавательного процесса, надо особо отметить их огромное воспитательное значение. Хорошая историческая экскурсия является самой убедительной иллюстрацией к материалу учебника. Четкость и методическая продуманность – обязательные требования при проведении урока-экскурсии.
Существует немалое количество средств для повышения познавательной активности учащихся. На протяжении многих лет я применяю их на своих уроках, но именно использование образовательного потенциала учебной экскурсии при изучении истории Беларуси, истории малой родины позволило мне сделать уроки запоминающимся, эмоциональными, практическими для учащихся и, как следствие, способствовать развитию их учебно-познавательных компетенций.
2.3 Результативность и эффективность опыта
Для определения эффективности своего опыта мною использованы следующие критерии: 1) рост интереса учащихся к урокам истории; 2) динамика знаний учащихся; 3) участие учащихся в творческих конкурсах, конкурсах научно-исследовательских работ; 4) рост активности учащихся в проведении внеклассных и внешкольных мероприятиях.
Я использовал следующие методы диагностики:
– анкетирование – для мониторинга были выбраны учащиеся 9-го класса, так как проследить результативность и эффективность опыта в этом классе наиболее целесообразно: это самый большой по численности класс в школе, состав класса не менялся на всем протяжении работы над опытом, в классе имеются учащиеся с различным уровнем мотивации и познавательной активности, разными индивидуальными особенностями (Приложение 5);
– анализ продуктов учебной деятельности учащихся;
– наблюдение – используя метод наблюдения, я убедился, что мои учащиеся проявляют активность в обсуждении увиденного, эффективно и компетентно участвуют в дискуссиях, деловых и ролевых играх, проектах, подготовке опережающих сообщений, рефератов, презентаций; они охотно включаются в обсуждение проблем, аргументированно отстаивают свою позицию;
– беседа – использование этого метода позволило уточнить стремления учащихся к познавательной деятельности, их отношение к познанию и самостоятельной деятельности, что подтвердил мониторинг результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «История Беларуси» (Приложение 6).
Таким образом, результативность работы учителя зависит от способности эффективно реализовывать в практике принцип многовекторности усвоения и представления исторических знаний, стремления педагога к саморазвитию, творческому подходу в организации образовательного процесса. Как результат – рост познавательной и социальной активности учащихся, развитие их интеллектуальных способностей и ответственности за принятые решения.
3 Заключение
Использование образовательного потенциала учебной экскурсии при изучении истории Беларуси способствует формированию у учащихся учебно-познавательных компетенций, развивает у учащихся логическое, образное и ассоциативное мышление и воображение. Современная образовательная система организована таким образом, чтобы учащиеся получали не только значительные исторические знания, но и определённые учебные навыки. Я считаю, что организация и проведение уроков-экскурсий способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений учащихся, формирует навыки работы с различного рода информацией, воспитывает нестандартное мышления и креативность.
Вместе с тем, учитель должен понимать, что использование образовательного потенциала экскурсии при изучении истории Беларуси является лишь одним из многочисленных методов обучения учащихся. Следовательно, применение экскурсии на уроках должно быть целесообразным и в меру.
Свой опыт планирую усовершенствовать: продолжу работу по составлению методических разработок уроков-экскурсий по темам школьного курса учебного предмета «История Беларуси» для учащихся на II ступени общего среднего образования, буду транслировать педагогический опыт через собственные статьи и выступления с ним в педагогических аудиториях. На данном этапе работы осуществляю трансляцию педагогического опыта через проведение серии открытых уроков-экскурсий в рамках работы учебно-методического объединения учителей гуманитарного цикла ГУО «Ворониновская базовая школа» Быховского района, защиту методических разработок уроков с использованием педагогического опыта в рамках работы районного методического объединения учителей истории и обществоведения. Возросла моя потребность в участии различного рода семинарах, конференциях с целью повышения личного педагогического мастерства.
Литература
1 Вяземский, Е.Е. Материалы курса «Как преподавать историю в современной школе: теория и методика»: лекции 5–8 /Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова. – М. : Пед. ун-т «Первое сентября», 2006. – 100 с.
2 Гинчук, В.В. Организация контрольно-оценочной деятельности в процессе обучения истории / В.В.Гинчук // Беларускi гiстарычны часопiс. – 2013. – № 5.
3 Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Всемирная история» и «История Беларуси».
4 Корзюк, А.А. Использование различных форм представления учебного материала на уроках истории / А.А.Корзюк // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2011. – № 3. – С. 10.
5 Корзюк, А.А. Настольная кніга настаўніка гісторыі / А.А.Корзюк. – Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2023. – 264 с.
6 Кулаев, К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. – М. : Турист, 2004. – С. 182–189.
7 Методическими рекомендациями по организации экскурсий для учащихся I–XI(XII) классов учреждений образования», утверждённые Министерством образования Республики Беларусь 8 сентября 2023 г.
8 Степанов, В.В. Перспективы развития туризма в регионах Могилёвской области. Тенденции развития туризма в мире. Автореферат. – Мг. : Могилевское областное общество охраны памятников истории и культуры, 2005. – С. 2–12.
Приложение 1
Технологическая карта автобусной экскурсии «Война оставила свой след»
(Площадь им. Красовского С.А. – ул. Ленина – Октябрьская площадь – ул. Дорохова – музей боевой Славы ГУО «Лудчицкая средняя школа» – мемориальный комплекс «Лудчицкая высота»)
Продолжительность экскурсии – 1,5 часа.
Цели и задачи: воспитывать чувство патриотизма и гражданского долга, любви к своей малой родине; развивать любознательность, потребность самостоятельного познания мира, стимулировать познавательный интерес к истории Беларуси.
Маршрут экскурсии |
Объекты показа |
Основное содержание экскурсии |
Начало экскурсии – площадь им. С.А.Красов-ского |
Памятный знак в честь 50-летия освобождения Быховского района от немецко-фашистских захватчиков. Аллея Героев. |
Введение. Маршрут экскурсии и объекты показа связаны с событиями Великой Отечественной войны, происходившими на территории г. Быхова и Быховского района. |
Движение |
Памятник юному герою Марату Козлову у здания средней школы № 1 г. Быхова. Мемориальная доска К.И.Орловскому на здании музея. |
Подтемы: |
Октябрьская площадь |
Памятник на братской могиле борцам за Советскую власть, советским воинам и партизанам, погибшим в годы ВОВ. |
Подтемы: |
Выезд из г. Быхова. Движение |
Памятный знак жертвам Холокоста на склоне Гонькова рва |
Подтемы: |
Движение по трассе Быхов – Рогачёв |
Музей боевой славы в Лудчицкой школе |
Подтемы: |
Выезд из д. Лудчицы. Движение по трассе Быхов – Рогачёв |
Мемориальный комплекс «Лудчицкая высота» |
Подтемы: |
|
|
Заключение |
Приложение 2
Урок-экскурсия по историческим местам г. Быхова
Задание: Рассмотрите изображения Быховского замка Яна Ходкевича и Сапег, Свято-Троицкой церкви, Свято-Вознесенского женского монастыря в Барколабово, усадьбы Толстых в Грудиновке, мемориального комплекса «Лудчицкая высота». Выберите иллюстрацию, которая может являться, по вашему мнению, наиболее содержательным символом города.
Приложение 3
Репортаж корреспондента школьной газеты, учащегося 9-го класс ГУО «Ворониновская базовая школа» Максима Мерененкова
Холокост в годы Великой Отечественной войны на Быховщине
Добрый день! Я веду свой репортаж недалеко от деревни Воронино, где установлен памятный знак жертвам Холокоста. Здесь было убито 4670 человек!
В июле 1941 года Быхов был занят немецкими войсками, и оккупация продолжалась 3 года – до 28 июня 1944 года.
Часть евреев не успела эвакуироваться, часть вернулась обратно, потому что дороги оказались уже перекрыты, а некоторые, помня немецких солдат по Первой мировой войне как вполне добропорядочных людей, и не пытались бежать на восток.
Оккупанты сразу организовали полицейский участок, расположившийся там, где сейчас находится почта на углу улицы Днепровской, немецкая комендатура была около сушильного завода, жандармерия – в помещении школы № 1.
Уже 28 августа 1941 года была проведена первая «акция» (таким эвфемизмом гитлеровцы называли организованные ими массовые убийства). В этот день 252 человека, молодых евреев, юношей и девушек, отправили якобы на ремонт дороги Быхов – Рогачёв, привезли на окраину города к противотанковому рву глубиной 10–12 метров, который местные жители называли «Гоньковым» (1 километр от Быхова и 6 километров от деревни Воронино), и всех убили. В городе были слышны выстрелы и крики, но полицаи никого туда близко не подпускали.
В начале сентября 1941 года комендант Быхова обер-лейтенант Мартус организовал принудительную перепись населения с обязательным выяснением национальности. Используя результаты переписи, немцы начали реализацию гитлеровской программы уничтожения евреев и первым делом, тогда же, в сентябре 1941 года, организовали в городе гетто.
Евреев Быхова согнали на территорию между старинным городским трехэтажным замком и Преображенской церковью и в само здание замка. С собой разрешили взять только минимум самых необходимых вещей. Никаких продуктов и воду людям не выдавали.
Быховское гетто просуществовало всего лишь неделю, и немцы со своими пособниками-коллаборационистами начали массовые убийства полуживых от голода, жажды и холода узников. В течение двух дней колонны евреев выводили в сторону деревни Воронино за реку Днепр и расстреливали. Тех, кто уже не мог идти сам, больных, стариков и детей вывозили к месту убийства на грузовых машинах. Чтобы не возиться с обессиленными людьми, некоторых из них, а также тех, кто сопротивлялся, сбрасывали в кузова машин прямо из окон второго и третьего этажей замка. Машины возвращались пустые и опять везли людей к месту убийства – так продолжалось больше половины дня.
Обреченных евреев гнали к противотанковому рву в 6 километрах от деревни Воронино в урочище Масловичи за мостом через Днепр (и сейчас в Быхове единственная оставшаяся мощенная камнем улица ведет вниз к старому уже разрушенному мосту). Людей заставляли раздеться, а одежду, обувь и личные вещи полицаи-мародёры забирали и тут же тщательно проверяли – искали золото и драгоценности. Евреев ставили по 10 человек на широкую доску, перекинутую через ров, и расстреливали. По мере заполнения ямы доску передвигали. На месте расстрела осталось валяться много бутылок от водки.
Всего в сентябре 1941 года в этом рву было расстреляно более 4000 евреев.
На местах массовых расстрелов евреев во время Катастрофы в Быховском районе памятники были установлены только много лет спустя.
Один установлен около противотанкового рва в километре от деревни Воронино, у дороги Воронино – Быхов (рядом с Гоньковым рвом по дороге на Рогачев) – здесь были убиты 4670 человек.
Второй – около деревни Сапежинка в урочище Масловичи на въезде в город со стороны трассы Могилев – Гомель. Председатель еврейской общины Быхова С.П.Двоскин также установил памятный знак (камень с надписью) на месте расстрела в Гоньковом рву, где были расстреляны 252 еврея.
В 2006 г. на местах расстрела и массовых захоронений на средства фонда семьи Лазарус был установлен памятник (возле Гонькова рва по дороге на Рогачев) расстрела (Гоньков ров).
Приложение 4
Задание. Проследите последовательность освобождения населённых пунктов Быховского района от немецко-фашистских захватчиков. Используя данные, создайте картосхему (контурную карту), нанесите на неё данные населенные пункты. Опираясь на конструктор карт онлайн для создания интерактивных карт, составьте свою интерактивную карту.
25 ноября 1943 года |
Поляниновичи, Искань, Селец, Обидовичи, Веть |
2 декабря 1943 года |
Бахань, Б.Зимница. |
11 декабря 1943 года |
Хачинка, Поповка, Красная Слобода, Усохи |
4 января 1943 года |
Радьков, Ф. Слобода |
5 января 1944 года |
Никоновичи |
21 февраля 1944 года |
Истопки, Кр. Берег, Великий лес |
24 февраля 1944 года |
Н. Быхов, Лазаревичи, Виляховка, Верхняя Тощица |
27 февраля 1944 года |
Золотое Дно |
26 марта 1944 года |
Красница |
24 июня 1944 года |
Лудчицы, Хомичи |
27 июня 1944 года |
Следюки, Прибор, Седич, Хутор, Чечевичи, Чигиринка |
28 июня 944 года |
Быхов, Барсуки, Барколабово, Косичи, Забродье |
Приложение 5
Анализ анкеты «Урок-экскурсия как форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения истории»
Количество респондентов: 20 учащихся 6–9-х классов
1. Нравится ли тебе экскурсии, организованные в нашей школе?
а) Да – 100%
б) Нет – 0%
в) Затрудняюсь ответить – 0%
2. Считаешь ли ты, что использование экскурсии делает урок более интересным и познавательным?
а) Да – 100%
б) Нет – 0%
в) Затрудняюсь ответить – 0%
3. Считаешь ли ты, что экскурсии помогают тебе лучше усвоить учебный материал?
а) Да – 100%
б) Нет – 0%
в) Затрудняюсь ответить – 0%
4. Знания, полученные во время урока-экскурсии, имеют ли для тебя практическое значение?
а) Да – 95%
б) Нет – 0%
в) Затрудняюсь ответить – 5%
5. Какая организация формы работы для тебя наиболее привлекательна?
а) Индивидуальная – 20%
б) Парная – 40%
в) Групповая – 40%
6. Интересны ли тебе экскурсии, которые требуют изучения дополнительного материала для саморазвития?
а) Да – 95%
б) Нет – 0%
в) Затрудняюсь ответить – 5%
7. Из каких источников чаще всего ты получаешь дополнительную информацию?
а) Интернет-источников – 40%
б) Справочной, научно-популярной литературы и т.д. – 55%
в) Не использую дополнительные источники информации – 5%
Приложение 6
Мониторинг результатов учебой деятельности учащихся 9-го класса
ГУО «Ворониновская базовая школа» по учебному предмету
«История Беларуси» за 2020/2021 – 2022/2023 уч. гг.
Учебный год |
Средний балл |
2020/2021 |
6,5 |
2021/2022 |
6,8 |
2022/2023 |
7.2 |
Мониторинг результатов участия в олимпиадном движении
по учебному предмету «История Беларуси» учащихся 9-го класса
ГУО «Ворониновская базовая школа» за 2020/2021 – 2022/2023 уч. гг.
Учебный год |
Ф.И. участника |
I (школьный) этап |
II (районный) этап |
||
Баллы |
Диплом |
Баллы |
Диплом |
||
2020/2021 |
Ермоленко Вика |
8 (40%) |
– |
– |
– |
Стибло Никита |
7,5 (37,5%) |
II |
7 (35%) |
III |
|
2021/2022 |
Ермоленко Вика |
9,5 (47,5%) |
– |
– |
– |
Стибло Никита |
10 (50%) |
I |
12 (55%) |
II |
|
2022/2023 |
Ермоленко Вика |
12 (60%) |
I |
– |
– |
Стибло Никита |
12 (60%) |
I |
– |
– |