Интерактивные методы как инструмент формирования функциональной грамотности учащихся при работе с исторической информацией. Опыт работы в рамках занятий «История после уроков»

- 9:23II И III СТУПЕНИ, ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, История и обществоведение. Материалы к урокам, Методичка

Интерактивные методы обучения развивают активность и самостоятельность мышления учащихся, их коммуникативные навыки, зрительную память, а также позволяют как включить в работу с исторической информацией всех учащихся, так и организовать индивидуальную или групповую работу.

Мария БОНДАРЕНКО,
библиотекарь
ГУО «Средняя школа № 13 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

 

 

 

Задачи реализации интерактивных методов обучения:

– развитие активности и самостоятельности мышления учащихся, коммуникативных навыков, зрительной памяти, положительной мотивации в деятельности;

– оперативное включение в работу с исторической информацией всех учащихся, организация индивидуальной и групповой деятельности по решению той или иной проблемы;

– создание благоприятной атмосферы.

 

Метод «Кроссенс»

Задания с использованием кроссенса повышают инициативность и креативность учащихся, развивают логическое и творческое мышление. Даже при недостаточном уровне знаний по предмету ребята любят порассуждать и высказать свою точку зрения, что способствует включению в учебный процесс учащихся с разной мотивацией к обучению.

Рамочные условия реализации метода

Целевая аудитория: 10–11-е классы
Оптимальное количество участников – до 30 человек.
Время реализации метода – 10–15 минут.

Вводная беседа

Педагог знакомит участников с названием метода, порядком его реализации.

Слово «кроссенс» обозначает «пересечение смыслов». Это вид головоломки, который состоит из девяти картинок, связанных между собой. Изображения расставлены таким образом, что каждая картинка логически или хронологически связана с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу все элементы. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными. При этом необходимо не только найти эти связи, узнать события по картинкам, но и объяснить кроссенс, посредством взаимосвязи изображений составить рассказ – ассоциативную цепочку.

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном пятом квадрате. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки.

Для облегчения процесса создания кроссенса имеет смысл сначала заполнить словами каждый квадрат, а потом заменить их образами. Применяемые на разных этапах урока картинки могут быть хаотично разложены, расставлены с ошибкой. Кроссенс может иметь пустые клеточки, в которые необходимо вставить изображение, выбрав из нескольких. Можно предложить учащимся в группе составить кроссенс из картинок, между которыми нет однозначной связи.

Вариантов заданий множество.

Алгоритм реализации метода

Объяснение условий реализации метода.

Этап 1. Необходимо определить тематику, общую идею.

Этап 2. Подобрать девять элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее.

Этап 3. Найти связи между элементами, определить последовательность.

Этап 4. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).

Этап 5. Подобрать картинки, иллюстрирующие элементы.

Этап 6. При необходимости заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими.

Например, кроссенс на тему Великой Отечественной войны «Битва за Берлин»

Алгоритм реализации метода:

1. Берлинская операция (16 апреля – 2 мая 1945 г.).
2. Встреча союзных войск на Эльбе (25 апреля).
3. Прорыв советских войск к центру Берлина – Рейхстагу (30 апреля).
4. Атака советских войск.
5. 30 апреля над Рейхстагом было поднято Знамя Победы.
6. Падение нацистской Германии произошло благодаря мужеству и героизму советских людей.
7. Капитуляция немецкого гарнизона (2 мая).
8. Битва за Берлин в цифрах.
9. Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии (8 мая).

Аргументация своего ответа обязательна.

Разгромив силы гитлеровцев на подступах к Берлину, советские войска начали его штурм. 25 апреля в районе г. Торгау на мосту через реку Эльбу состоялась встреча советских и американских войск. Преодолевая отчаянное сопротивление врага, войска Красной Армии освобождали квартал за кварталом, улицу за улицей. Благодаря мужеству и героизму советские войска побороли фашистских захватчиков. 30 апреля Гитлер покончил жизнь самоубийством, а 2 мая германские войска прекратили сопротивление в Берлине. 8 мая был подписал Акт о безоговорочной капитуляции нацистской Германии.

Таким образом, общая тема сконцентрирована в пятом элементе – «одержать победу над фашистами, добиться полной и безоговорочной капитуляции Германии».

Комментарий

Этот прием позволяет изучать особенности исторических личностей, внутренней и внешней политики государств, сущность отдельных исторических событий на основе ассоциативного мышления, помогает запомнить последовательность этапов какого-либо общественного процесса, а также «оживить» историю образами – портретами исторических личностей, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными полотнами современников.

Как любое нестандартное задание, кроссенсы способствуют проявлению креативности и развитию логического и образного мышления. Его применение может быть организовано индивидуально, в парах, в группах, в любом классе и, к слову, на уроке по любому предмету. При составлении подобных заданий можно опираться на межпредметные связи.

Используется кроссенс всех этапах обучения:

– при объяснении нового материала, выведении темы урока – предложить учащимся найти связь между изображениями на доске и догадаться, о чем пойдет речь на уроке, или предложить самостоятельно сформулировать тему урока, выявив связь между изображениями кроссенса;

– постановке проблемной ситуации или повторении, а также закреплении – кроссенс помогает рассказать о материале урока – в этом случае учитель заранее готовит иллюстрации, а учащиеся находят нужные; свой выбор аргументируют;

– контроле и систематизации знаний, при работе с текстом – учащимися составляется кроссенс на заданную тему из предложенных изображений, после чего дается их сравнительная характеристика;

– выполнении домашних заданий – можно предложить самостоятельно заменить конкретные изображения картинками-символами (например, вместо портретов руководителей СССР использовать плакаты, лозунги, фотографии, значимые события периода их правления и т.д.); приветствуется обращение к дополнительным источникам информации; при условии самостоятельного выполнения у каждого учащегося или группы будет свой вариант кроссенса, что вызывает особый интерес при сопоставлении и аргументации; стремясь отразить свое видение, учащиеся ищут интересный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции;

– обобщении – можно предложить составить кроссенс из картинок, которые появлялись в ходе урока.

Таким образом, «кроссенс» – это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей.

Использование этого приема дает возможность учащимся переводить имеющиеся у них знания из одной плоскости в другую; систематизировать исторические факты, оперировать ими, анализировать, сравнивать и сопоставлять; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; визуализация способствует использованию источников информации разных типов (в том числе исторической карты, иллюстрации) для решения познавательных задач; делает восприятие более полным, ярким и запоминающимся.

 

Метод «Домино»

Среди интерактивных приемов обучения, основанных на продуктивном взаимодействии учащихся, к универсальным относится «Домино», так как соответствует интересам и познавательным возможностям учащихся, а также повышает качество и прочность усвоения знаний. Его важным преимуществом является то, что составить домино можно по любой теме программы, при этом охватывается довольно большой объем теоретического материала.

Игра популярна, имеет простые правила, конструируется в соответствии с содержанием изучаемой темы и помогает, в том числе, разнообразить урок при повторении, проверке, обобщении и систематизации знаний.

Рамочные условия реализации метода

Целевая аудитория: учащиеся среднего и старшего звена.
Оптимальное количество участников – до 30 человек.
Время реализации метода – 5–15 минут.

Вводная беседа

Педагог знакомит участников с названием метода.

Домино – настольная игра, в процессе которой выстраивается цепь костяшек, соприкасающихся половинками с одинаковым числом очков.

Разновидностей домино очень много. Самым простым и быстрым в исполнении на уроках истории является классический вариант детского домино с использованием вместо точек набора из семи символов (букв, цифр) иллюстраций, исторических дат, названий сражений, фамилий исторических персонажей, а также понятий.

Алгоритм реализации метода

Объяснение условий реализации метода.

Этап 1. Класс нужно разделить на две команды.

Этап 2. Каждая команда получает набор карточек. Нужно разделить карточки на всех участников команды, прочитать, проанализировать.

Этап 3. Игра начинается с карточки «начало», названия обсуждаемой темы или любым другим способом. Каждая команда путем группового обсуждения выстраивает версию ответа, подробно объясняя свою позицию и отвечая на все поставленные вопросы. Педагог может дополнять ответы, давать пояснения, направлять работу.

Этап 4. Подведение итогов. Зачитывается вся цепочка игры, команды сверяют свои работы.

Этап 5. Обмен мнениями между участниками: каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных перед игрой целей, свою активность, эффективность работы команды.

Домино для повторения и обобщения материала при изучении исторических личностей Древней Руси

Также метод позволяет в игровой форме проверять знания исторической терминологии.

Домино «Привилегированные группы населения России в 15-16 вв.»

Как вариант, можно использовать карточки для дальнейшей игры: отдавать их ведущему или разбирать домино, откладывая карточки в соседнюю стопку, если учащийся устно проиллюстрирует понятия примерами. Поскольку у всего класса домино одинаковое, то получается соревнование или викторина между парами учащихся.

В качестве домашнего задания можно предложить сделать домино по теме параграфа, используя учебник и словарь, или воспользовавшись дополнительной информацией.

Комментарий

Такую игру можно проводить по одному или нескольким параграфам, объединенным одной темой. Когда накапливается много понятий по теме, домино становится большим помощником.

Данный интерактивный прием позволяет быстро повторить материал, задействовав весь класс, помогает формировать понятийное мышление для развития умения правильно видеть сущность понятия, его признаки, для заучивания понятий и их применения на практике.

Таким образом, «Домино» является не только эффективным способом повышения мотивации учащихся на уроках истории, но и средством повышения качества их знаний по предмету. Кроме того, он нравится детям всех возрастов интерактивностью и подвижным характером выполнения.

 

Метод «Пазлы»

Целью метода является формирование внимания, сосредоточенности, умения собирать и анализировать полученную информацию.

Собирание пазлов хорошо тренирует память, развивает пространственный интеллект, что очень важно на уроках истории, когда речь идет о далеко минувших днях (пазлы предоставляют возможность собственноручно реконструировать образы исторических деятелей, непонятных изобретений и т.д.). Это пробуждает своего рода азарт, и в то же время, успокаивает нервную систему, позволяет расслабиться.

Рамочные условия реализации метода

Целевая аудитория: учащиеся среднего и старшего звена.

Оптимальное количество участников – до 30 человек, с учётом разделения на подгруппы.

Время реализации метода –10–30 минут. Временной фактор способен повлиять на многие составляющие. Применение метода может длиться на протяжении нескольких уроков, одного урока или являться частью урока. Если ученики собирают пазл самостоятельно, без помощи учителя, задание не должно выйти за рамки 30 минут.

Вводная беседа

Педагог знакомит участников с названием метода, порядком его реализации.

Алгоритм реализации метода

Материал или понятие делится на отдельные элементы, которые собираются в одну общую картинку. Задание педагог может варьировать в зависимости от целей и задач, поставленных в рамках урока. Ученики могут собирать итоговую картинку сами, отгадывать закодированный ответ или составлять рассказ, строить логическую цепочку, объяснять: почему детали картинки сложились именно в таком порядке и т.д.

Этап 1. Выбор учебной темы, определение образовательной цели.

Этап 2. Описание правил и принципов взаимодействия учащихся в процессе реализации метода.

Этап 3. Определение центрального понятия, которое ученики должны прочитать или сами выявить, при сборе готовой картинки.

Этап 4. Разделение понятия на составляющие. При этом не стоит смешивать несколько тем в одном пазле. Один пазл – одно центральное понятие.

Этап 5. Графическое оформление пазла. Информация, размещенная на пазле, должна быть доступна всему классу.

Этап 6. Работа в группах, установление связи между элементами, определение последовательности всех собранных пазлов.

Этап 7. Анализ результатов.

Задание 1. Великая Отечественная война 1812 г.

Метод может быть использован и для изучения дополнительного материала. Например, при желании педагога показать учащимся историческую личность с новой, неизвестной ранее стороны, или разнообразить изучение серьезной сложной темы информацией, которая ненадолго расслабит учащихся.

Задание 2. Интересные факты о Петре I:

 

Задание 3. Интересные факты из жизни Николая II:

 

Еще одним преимуществом применения данного метода является то, что, располагая подобными материалами на разные темы, педагог может воспользоваться ими на самых разных этапах учебного процесса. В данном случае, например, можно предложить учащимся проследить связь и отличия между Петром I и Николаем II и временем их правления, и внести в таблицу ключевые моменты своего мини-исследования.

Таким образом, использование приема «Пазл» позволяет сталкивать события, взаимосвязанные исторические термины, личности разных эпох. Это дает возможность повторить какой-либо материал при изучении новой темы, расширить кругозор учащихся, вызвать интерес к дальнейшему самостоятельному изучения темы.

Комментарий

Этот метод может быть задействован при всех формах обучения, а задания при работе с пазлом могут меняться при выборе формы обучения.

Составляется для любой возрастной группы и на любой стадии изучения материала.

В то же время, пазлы лучше использовать при работе в небольших группах – метод удобен для передачи небольшого объема информации. Поэтому следует учитывать, что, имея дело с пазлом большого размера, ученики могут не воспринять всю информацию и потерять логику сбора отдельных составляющих.

На мотивационном этапе педагог может предложить детям собрать пазл, соединив нужные элементы правильно. Например, имя исторического деятеля и годы его правления. При выявлении затруднений ставится цель урока.

На основном этапе хорошо зарекомендовал себя такой простой прием, как ответы на вопросы, написанные на каждом пазле по методу эстафеты. То есть, ответив на вопрос на первом пазле, ученик сразу получает второй элемент от общей картины. И так нужно дойти до момента, пока картина не соберётся.

На этапе завершения урока пазлы используются для закрепления и обобщения знаний. Если у кого-то из учащихся в начале урока возникали трудности в правильном соотнесении пазлов, то после изучения темы следует проверить, насколько им удалось усвоить материал, найти ошибки и исправить их.

Достоинства метода следующие: у детей раскрываются творческие способности на уроке, подключается воображение; весь материал складывается наглядно в одну общую картинку, где ученики могут отследить, как одно понятие связано с другим.

Использование метода «Пазлы» позволит активизировать учебно-познавательную деятельность учеников, развить их внимание и сосредоточенность, а также будет способствовать развитию умения собирать и анализировать полученную информацию.

 

Рассмотренные интерактивные методы могут быть использованы как на занятии, так и во внеурочной работе. Они доступны всем участникам учебного процесса.

Процессуальной же основой этих методов является развитие положительной мотивации в предстоящей деятельности, спектра позитивных эмоций и чувств, а также организация коммуникации для оперативного включения учащихся в совместную деятельность.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий