Деловая игра «Семейный бюджет»

- 9:15Классный час

Классный час нацелен на формирование финансовой грамотности у учащихся 3–4-х классов. Деловая игра дает возможность детям понять взрослых (родителей), которые должны распределить заработанные деньги; помогает ощутить свою значимость в семье при планировании семейного бюджета. Игру можно использовать дома, в семейном кругу.

 

Наталья ТИМОФЕЕВА,
учитель начальных классов
ГУО «Прудковская средняя школа Мозырского района»,
Гомельская область

 

 

Цель: развитие у младших школьников интереса к изучению вопросов финансовой грамотности, формирование понимания правильного поведения в мире финансов.

Задачи:

– формировать умение планировать свои расходы в соответствии с доходами;
– показать учащимся значимость планирования своих действий;
– формировать умение защищать свою точку зрения, анализировать и интерпретировать получаемую информацию, работать в группе;
– способствовать привитию определенных социальных навыков и воспитанию правильной самооценки.

Оборудование: наглядность «Семейный бюджет», «Доходы», «Расходы», примерные суммы основных доходов и расходов средней семьи из 4 человек в месяц (надписи), круг с секторами для каждой группы «Расходы», условные деньги для каждой группы.
Р
исунки необходимые для игры:  https://drive.google.com/drive/folders/1Ul5xZreGy3BV2CJhRs2ol_qFq06F_n9t?usp=sharing

Участники: учащиеся 3–4-го класса.

 

Ход занятия

Организационно-мотивационный этап

Жизнь любого человека так или иначе связана с деньгами. Необходимо уметь правильно ими распоряжаться, для того чтобы избежать финансовых трудностей. Сегодня мы с вами побудем в роли взрослых.

Работа по теме занятия

Поиграем в деловую игру «Семейный бюджет».

(Рисунок 1)

Скажите, что такое бюджет? (Ответы детей)

Слово бюджет означает финансовый план определённого субъекта, устанавливаемый на определённый период времени.

Как вы понимаете, что такое семейный бюджет? (Ответы детей)

Семейный бюджет – это финансовый план семьи, в нашем случае на месяц.

Из чего состоит семейный бюджет? ( Ответы детей)

Из доходов и расходов семьи. Под рисунком 1 «спрятался» рисунок 2, лист 2. (Разрезать на сектора и прикреплять по очереди).

Как вы думаете, какими должны быть доходы и расходы, чтоб все запланированное было выполнено?

Правильно. Расходы должны быть равны доходам. Рисунок 2, лист 2.

А что будет, если расходы превысят доходы? (Долги, задолженность)

Рисунок 2, лист 1

А может ли быть так, что доходы превышают расходы? (Ответы детей)

Правильно. Может. Если экономить. То есть, уменьшить расходы. Рисунок 2а

Разберемся, из чего состоят ежемесячные доходы семьи в среднем?

(Зарплата родителей и пособий.) Рисунок 2, лист 3

Прикрепить на доске при помощи магнитов разрезанные сектора, собирая их в круг.

Из чего состоят расходы? Прикрепляю на доске. Рисунок 2, лист 3

Работа в группах

А сейчас мы с вами разделимся на две группы. И побудем в роли родителей, которые каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают: на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать.

У каждой группы есть круг, разделенный на сектора. Это основные ежемесячные расходы средней семьи, состоящей из 4 человек. Рисунок 3

Ваша задача: деньги (Рисунок 5), которые вам выдаст банк, необходимо распределить по секторам расходов. Сегодня в роли банка буду я. Деньги вы получите в соответствии с зарплатой на двух взрослых (доходы). Рисунок 4, листы 7–8.

(На доске есть примерные суммы, которые в среднем тратит семья из 4 человек (двое взрослых и двое детей) на оплату электроэнергии, газа, воды, продукты, проезд и т.д. На это дается 10 минут. Хранитель времени следит за этим. Чтобы вам было легче, используем суммы расходов на доске.

Рисунок 4, листы 1–6)

После того как вы распределите, спикер (ответственный в группе) объясняет, куда вы потратите деньги в первую очередь.

Повторим правила работы в группе:

– выбрать спикера (ответственного);
– выбрать хранителя времени;
– работаем тихо;
– выслушиваем каждого;

Работа в группах

Направляю, регулирую. Оказываю помощь, если нужно.

Защита (обоснование выбора каждой группы)

Подведение итогов

Понравилась ли вам наша игра? (Ответы детей)

У нас с вами появился небольшой опыт составления семейного бюджета.

Скажите, легко ли было распределять деньги?

Так и вашим родителям приходится делать выбор, на что потрать доходы в первую очередь, а что может подождать.

Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке, – они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, как и куда пойдут деньги в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнена или в ущерб питанию, или в ущерб еще каким-то покупкам. А может быть, родителям даже придется занимать деньги. Поэтому, прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий