Дидактическая игра «Умная стирка» предназначена для детей от 3 до 5 лет. Она включает четыре развивающие игры с математическим содержанием, основанных на игровых действиях с картинками предметов одежды: «Подбери по цвету», «Большая – маленькая», «Наведи порядок», «Помоги кукле».
Анна МАКРИЦКАЯ,
Антонина ГУРЬЯН,
воспитатели дошкольного образования
ГУО «Беняконский детский сад» Вороновского района,
Гродненская область
beniakonisad@tut.by
Целью нашей игры является содействие познавательному развитию воспитанников через освоение элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей. Это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но для выработки определенных элементарных математических умений и навыков важно развивать логическое мышление дошкольников. Необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Математическое развитие – значимый компонент формирования картины мира ребенка.
Представленная игра направлена на развитие логического мышления и формирование элементарных математических представлений. В игре воспитанник сможет развивать зрительное восприятие, память, мелкую моторику; проявить умение считать, узнавать цифры, определять цвет и величину предмета, ориентироваться в пространственном положении, выполнять игровое задание, данное педагогом.
Игра может быть использована педагогом для организации индивидуальной и подгрупповой работы с воспитанниками на занятиях по образовательной области «Элементарные математические представления», а также в нерегламентированной деятельности.
При работе с дидактической игрой используются такие формы работы, как беседа, рассматривание, чтение стихов, отгадывание загадок, дидактические игры «Подбери по цвету», «Большая – маленькая», «Наведи порядок» и «Помоги кукле».
Набор дидактической игры «Умная стирка» состоит из пластиковых контейнеров в виде «стиральных машин»; сушилки для одежды, изготовленной из дерева; прищепок; набора картинок с изображением предметов одежды; съёмные игровые сигнальные карточки, на «стиральных машинах (квадраты красного, желтого, синего и зелёного цветов; большой и маленький мячи; цифры от 1 до 5;); двух корзин для одежды и прищепок.
«Подбери по цвету» (от 3 до 4 лет)
Задачи: формировать умение сопоставлять цвета, содействовать закреплению представления о цвете; развивать внимание, логическое мышление.
Дидактический материал: 4 «стиральные машины»; игровые сигнальные карточки с изображением квадратов красного, синего, жёлтого и зелёного цветов; картинки с изображениями предметов одежды соответствующих цветов; «сушилка» для одежды, прищепки.
Игровые правила: подобрать предметы одежды заданного цвета.
Игровые действия: по заданию взрослого определить цвет квадрата на игровой карточке-сигнале «стиральной машины» и найти одежду соответствующего цвета.
Ход игры
Играет взрослый с подгруппой детей. Он загадывает загадку:
Машина, а без колес,
С барабаном, но не стучит.
Полный бак, но нет бензина.
Что же это… (стиральная машина)
У детей – карточки с изображениями предметов одежды разного цвета (красная, синяя, жёлтая, зелёная).
Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением предметов одежды разного цвета (красного, синего, жёлтого и зелёного цвета). Просит назвать предметы одежды и определить её цвет. Сообщает, что вся одежда перепуталась и её нужно разложить в «стиральные машины», показывает игровые карточки-сигналы на стиральных машинах, объясняет, что каждая стиральная машина стирает одежду определённого цвета.
После слов:
На одежду посмотри,
Какого цвета, определи.
Правильно реши
И в нужную стиральную машину опусти!»
– необходимо определить, в какую стиральную машину опустить одежду.
Дети опускают изображения одежды в «стиральные машины». После выполнения этих действий, взрослый подходит к «стиральной машинке» и спрашивает детей: «Какого цвета одежду вы стираете?».
Затем предлагает детям развесить одежду предлагаемого цвета на сушилку: «Развесьте всю одежду красного и зелёного (синего и жёлтого) цветов».
После окончания действий детей, взрослый уточняет, какого цвета одежду развесили на сушилку.
Игра повторяется 2–3 раза.
Быстро справились ребятки,
Белье лежит в двух кучках.
А машинка вновь заданьем
Ребятишек учит:
– А теперь, мои друзья,
Старанье проявите –
И белье уже теперь
По цвету разложите!
Вновь работа закипела,
Дети принялись за дело.
«Большая – маленькая» (от 3 до 4 лет)
Задачи: формировать умение группировать объекты по одному признаку; упражнять в умении определять и показывать величину объекта, называть соответствующие характеристики (большой, маленький), сравнивать по величине на глаз; развивать глазомер, внимание.
Дидактический материал: 2 «стиральные машины», игровые сигнальные карточки с изображением большого и маленького мячей; картинки с изображением предметов одежды, «сушилка» для одежды, прищепки.
Игровые правила: правильно соотнести величину картинки с изображением одежды с обозначенной на игровой карточке-сигнале характеристикой величины (большой – маленький), изображением большого и маленького мячей на игровых карточках-сигналах; картинки с изображением предметов большой и маленькой одежды.
Игровые действия: определяют величину изображения одежды, соотносят его с обозначением характеристики величины на игровой карточке-сигнале и объединяет в группу нужные картинки.
Ход игры
Игра проводится с группой воспитанников.
Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением предметов одежды разной величины (большая – маленькая). Просит назвать предметы одежды, определить, разные они или одинаковые, чем отличаются. (Величиной: есть большая, а есть маленькая.) Сообщает, что вся одежда перепуталась и её нужно разложить в «стиральные машины» (показывает игровые карточки-сигналы на стиральных машинах, объясняет, что они обозначают большую и маленькую одежду). После слов:
На одежду посмотри,
Большая или маленькая, определи.
Правильно реши
И в нужную стиральную машину опусти!
– необходимо определить, в какую стиральную машину опустить одежду.
Дети опускают изображения одежды в «стиральные машины». После выполнения этих действий взрослый подходит к «стиральной машинке» и спрашивает: «Ваша одежда большая или маленькая? Покажите руками, какая большая ваша одежда».
Затем подходит ко второй «стиральной машинке» и спрашивает: «А ваша одежда большая или маленькая? Покажите руками, какая она маленькая».
Затем предлагает детям развесить одежду соответствующей величины на сушилку: «Развесьте всю большую (маленькую) одежду».
После окончания действий детей, взрослый уточняет, какую одежду развесили на сушилку(большую или маленькую).
Игра повторяется.
«Наведи порядок» (от 4 до 5 лет)
Задачи: закреплять представления о цифрах; упражнять в умении считать количественным и порядковым счётом до 5; развивать зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность.
Дидактический материал: 4 «стиральные машины» с изображением на них цифр (от 1 до 5) на игровых сигнальных карточках; картинки с изображением предметов одежды; «сушилка» для одежды, прищепки.
Игровые правила: положить в «стиральную машину» столько картинок с изображением одежды, сколько показывает цифра на игровой карточке – сигнале; соблюдать правила порядкового счёта (вариант 3).
Игровые действия: определяют количество предметов одежды, которое надо взять; выбирают предметы одежды из общего числа, количественный счёт; раскладывают картинки с изображением предметов одежды в «стиральные машины»; определяют места предмета одежды в ряду при помощи порядкового счёта (вариант 3).
Ход игры
Вариант 1
Играют взрослый и двое детей.
Взрослый сообщает детям, что нужно «навести порядок»: положить в «стиральные машины» столько картинок с изображением предметов одежды, сколько обозначено цифрой на сигнальной игровой карточке. Предлагает каждому выполнить задание и ответить на вопросы: «Сколько предметов одежды ты положил?», «Почему?» и т.д.
После выполнения заданий сигнальные игровые карточки с цифрами на «стиральных машинах» меняются.
Вариант 2
Играют взрослый и двое детей.
Взрослый, как и в варианте 1, объясняет детям правила игры, но добавляет, что они будут соревноваться и победит тот, кто первым правильно разложит предметы одежды в «стиральную машину».
После определения победителя игра повторяется со сменой сигнальной игровой карточки с цифрами на «стиральной машине».
Затем взрослый предлагает детям развесить одежду на сушилку в соответствии с цифрой на сигнальной игровой карточке. Предлагает каждому выполнить задание и ответить на вопросы: «Сколько предметов одежды ты развесил?», «Почему?» и т.д.
После окончания действий детей, взрослый уточняет, сколько предметов одежды развесили на сушилку.
Вариант 3
Взрослый раскладывает картинки с изображением предметов одежды в ряд и просит запомнить их последовательность (их порядковое место слева направо или справа налево), закрыть глаза (это время взрослый меняет местами два предмета), после чего открыть и рассказать, что изменилось (например, юбка и платье поменялись местами: юбка была на втором месте, а теперь лежит на первом; платье лежало на первом, а теперь – на втором).
Игра повторяется 2–3 раза.
«Помоги кукле» (от 4 до 5лет)
Задачи: формировать умение находить предметы в разных пространственных положениях: между, справа, слева; на первом, втором (шнурах); развивать внимание, наблюдательность, память.
Дидактический материал: картинки с изображением предметов одежды; «сушилка» для одежды, прищепки; кукла.
Игровые правила: снять предметы одежды с «сушилки», определяя их место в пространственном положении (на шнуре).
Игровые действия: играющие снимают предметы одежды со шнура, определяя их пространственное положение.
Ход игры
Играют взрослый и двое детей.
Взрослый развешивает картинки с изображением предметов одежды на шнуры и предлагает представить себе, что скоро пойдет дождь и нужно помочь кукле снять одежду со шнуров. Просит назвать предметы одежды. Предлагает каждому выполнить задание в соответствии с условием. Например, снять одежду, которая находится справа (слева) от рубашки, снять одежду, которая находится между шапкой и курткой, снять одежду на первом (втором) шнуре.
Игра повторяется 2–3 раза.