Жить здорово! Занятие по образовательной области «Ребенок и общество» для детей среднего и старшего возраста (4–6 лет)

- 14:19ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Формировать представления о здоровом образе жизни, простейших правилах сохранения и укрепления здоровья человека, воспитывать интерес к теме здорового образа жизни.

 

Виктория СИНКУТЬ,
заместитель заведующего по основной деятельности

ГУО «Детский сад № 35 г. Лида»,
Гродненская область

  

Задачи

Средний возраст:

– формировать представления о здоровом образе жизни, простейших правилах сохранения и укрепления здоровья человека;
– развивать познавательные процессы, воображение, логическое мышление;
– воспитывать интерес к теме здорового образа жизни, потребность в соблюдении правил гигиены;

Старший возраст:

– формировать представления о здоровом образе жизни, простейших правилах сохранения и укрепления здоровья, о влиянии настроения на состояние здоровья человека;
– развивать диалектичность и вариативность мышления, воображение, умение воссоздать целостный образ предмета;
– воспитывать интерес к теме здорового образа жизни, внимательное отношение к своему здоровью как предпосылку здорового образа жизни, желание помочь.

Материал и оборудование: стебель и серединка цветка из картона, зеркало, разноцветные лепестки из картона с изображением полезных продуктов питания, смайлика, мальчика с гантелями в руках, умывальника из сказки «Мойдодыр» К.Чуковского, мальчика, который обтирает свое тело полотенцем; макет солнца из картона, на котором по кругу приклеены изображения глаза, сердца, головного мозга, зуба, кости, мальчика, который делает зарядку с гантелями, лучи солнца из картона с изображением сыра, молока, черники, морковки, грецкого ореха, хлеба, банана, помидора, творога, рыбы; карточки с изображением продуктов питания (лимон, сыр, молоко, апельсин, пирожное, яблоко, конфета, шоколад, мороженое); карточки с изображением расчёски, зубной щётки и пасты, мыла, шампуня, мочалки, носового платка, полотенца, ватных палочек, влажных салфеток, детского крема; медальоны-цветы; аудиозапись голоса Цветка Здоровья, музыкальная заставка «Жить здорово!», 3 мольберта.

Предварительная работа: беседа «Как продукты питания здоровье укрепляют».

 

Ход занятия

Дети заходят в группу.

Организационная часть

Воспитатель.

Все в сборе –
Взрослые и дети!
Мы можем начинать,
Но для начала
Надо «здравствуйте» сказать!

Дети приветствуют друг друга.

Что такое «здравствуй?» –
Лучшее из слов,
Потому что «здравствуй» –
Значит, будь здоров!

Вводная часть

Ребята, мы не просто поздоровались – мы подарили друг другу частичку здоровья. Как вы понимаете, что такое здоровье? (Здоровье – это когда ничего не болит, это сила, красота, когда настроение хорошее и все получается).

Предлагаю порассуждать, почему плохо, когда человек болеет. А может, болеть – это хорошо?

Игра «Хорошо – плохо»

Когда человек болеет – это хорошо. Почему? (За ним ухаживают, его жалеют, угощают вкусной едой, можно не идти в сад, на работу).

Когда человек болеет – это плохо. Почему? (У него плохое настроение, ему больно, он не может встретиться с друзьями, заниматься любимым делом, ему нужно пить горькие лекарства, соблюдать постельный режим).

 

Гимнастика

Мы сегодня с вами вместе в передачу попадем,
Все вопросы о здоровье непременно там найдем.
Начинаем колдовать,
Здоровью двери открывать. (Сжимают и разжимают пальцы).
Хоть замочек очень крепкий, (Складывают пальцы в «замок»).
Металлический и цепкий, (Разводят ладони в стороны, пальцы сцеплены).

Мы его сперва покрутим, (Сводят ладони, вращают ими).
А потом три раза дунем, (Делают вдох через нос и три коротких выдоха через рот).
Покачаем – раз, два, три,

Дверь, замочек, отомкни! (Поднимают ладони на уровне груди, поворачивают «замок» от себя и к себе).
Двери открываются,

Передача начинается.
(Разводят руки в стороны).

Внимание! Внимание! В эфире экстренный выпуск программы «Жить здорово!».

Звучит музыкальная заставка к телевизионной передаче «Жить здорово!».

Гость программы – волшебный Цветок Здоровья. (На мольберте изображение грустного цветка без лепестков). Посмотрите, с ним что-то произошло: он печальный, и у него опали лепестки.

Цветок Здоровья (в аудиозаписи). Добрый день. Я – Цветок Здоровья. У меня были очень красивые, яркие, разноцветные лепестки. Но случилась неприятность. Целую неделю я жил в одном детском саду и видел, что ребята не соблюдают правила здоровья. Мои лепестки начали засыхать и опадать. Новые лепестки теперь появятся только тогда, когда кто-нибудь сможет рассказать все правила здорового образа жизни.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, сможем мы помочь Цветку Здоровья? (Да). Чтобы на нем распустились новые яркие лепестки, нужно знать правила сохранения и укрепления здоровья.

Первый лепесток распустится, если мы расскажем все о здоровом питании. Не всегда детям нравится есть полезные продукты. Продукты, которые на самом деле приносят вред здоровью, им кажутся вкуснее. Назовите продукты, которые вредны для здоровья. (Чипсы, кока-кола, леденцы).

Предлагаю поиграть. Сейчас посмотрим, что вы знаете о значении полезных продуктов питания для организма человека. Представим, что мы – продукты! Попробуем выделить важное для нас.

Основная часть

Игровое упражнение «Умейка – неумейка»

На мольберте – макет солнца, на котором по кругу приклеены изображения глаза, сердца, головного мозга, зуба, кости, мальчика, который делает зарядку с гантелями (укрепляет мышцы). Рядом на столе – «лучи солнца» с изображением продуктов питания. Каждый ребенок выбирает «луч» с изображением продукта питания и, проговаривая его полезные свойства для здоровья определенного органа человека, прикрепляет рядом с этим органом.

Например:

– Я морковь, я могу улучшить зрение.
– Я молоко, я могу сделать зубы крепче.
– Я рыба, я могу сделать мышцы крепкими.
– Я помидор, я могу укрепить сердце.
– Я грецкий орех, я могу улучшить работу мозга.

Молодцы! Предлагаю поиграть в следующую игру. 

Игра «Да – нет»

Для игры используется демонстрационная лента с карточками с изображением продуктов питания. Воспитатель дошкольного образования загадывает продукт питания (лимон). Дети отгадывают, задавая вопросы, начиная от предмета, расположенного посередине ленты.

Дети. Это пирожное?

Воспитатель. Нет.

Дети. Этот продукт находится ниже, чем пирожное?

Воспитатель. Нет.

Дети. Это молоко?

Воспитатель. Нет.

Дети. Это сыр?

Воспитатель. Нет.

Дети. Это лимон?

Воспитатель. Да.

Игра «Путешествие Лимона»

Воспитатель. Среди продуктов питания жил Лимон. Он часто слышал, как они хвастаются, что очень полезны для здоровья человека, а про себя ничего не знал. Решил он отправиться в путешествие по волшебной дорожке. Прибежал в долину Запахов, где жили носики. Что почувствовал Носик, когда встретился с Лимоном?

Дети. Носик почувствовал, что Лимон ароматный, душистый, свежий.

Воспитатель. Пошел Лимон дальше и встретился в городе Слушателей с Ухом. Услышало его Ухо?

Дети. Нет.

Воспитатель. Как мы можем услышать Лимон?

Дети. Только если он упадет.

Воспитатель. Какой звук издаст Лимон?

Дети. Глухой.

Воспитатель. Прибежал Лимон в город Ладошек. Что почувствовал Ладошка?

Дети. Что Лимон гладкий, неровный, твердый.

Воспитатель. Попрощался Лимон и побежал дальше.

Прибежал в город Вкусов, где жили язычки. Встретился он с Язычком. Что почувствовал Язычок? Какой по вкусу Лимон?

Дети. Сочный, кислый.

Воспитатель. Попал Лимон в город Зоркий. Встретился с Глазом. Что увидел Глаз? Какой формы Лимон? Какого цвета, величины?

Дети. Лимон овальной формы, желтого цвета, может быть большой и маленький.

Воспитатель. Ребята, если бы Лимон попал в страну Здоровья, что бы он узнал о себе?

Дети. Что он содержит витамин С, который укрепляет иммунитет, защищает от простуды, дарит здоровье и молодость. Это очень полезный продукт питания.

Воспитатель. Сделаем вывод: какая еда нам необходима для здоровья?

Дети подходят к мольберту, на котором находятся стебель и серединка цветка без лепестков. Воспитатель дошкольного образования прикрепляет к серединке лепесток с изображением полезных продуктов питания – символ «правильное питание».

Воспитатель. Вот и распустился один из лепестков волшебного Цветка Здоровья. Идем дальше.

Волейбол и баскетбол,
Теннис, плавание, футбол –
Вместе как это назвать?
Кто мне может подсказать? (Виды спорта).

Как спорт влияет на здоровье человека? (Развивает силу, выносливость, быстроту, ловкость).

И кто зарядкой занимается, тот здоровья набирается. Приглашаю всех на веселую зарядку.

Физкультминутка

А теперь на месте шаг. (Ходьба на месте).
Выше ноги! Стой, раз, два!

Плечи выше поднимаем, (Поднимать и опускать плечи).
А потом их опускаем.
Руки перед грудью ставим (Руки перед грудью, рывки руками).
И рывки мы выполняем.

Десять раз подпрыгнуть нужно, (Прыжки на месте).
Скачем выше, скачем дружно!

Мы колени поднимаем – (Ходьба на месте).
Шаг на месте выполняем.
От души мы потянулись, (Потягивания – руки вверх и в стороны).
И друг другу улыбнулись.

Кто любит спорт, тот здоров и бодр! Какой вывод сделаем? (Чтоб быть здоровым, надо заниматься спортом).

Воспитатель дошкольного образования вместе с детьми прикрепляет лепесток с изображением мальчика с гантелями в руках – символ «спорт». 

Ребята, что происходит с человеком, который любит гулять на свежем воздухе и не боится холода? (Он закаливается).

Верно. Закаленные ребята – сильные, бодрые и веселые. Что еще помогает сохранить здоровье, мы узнаем в следующем задании.

Существует много видов закаливания, давайте их назовем. Запомните важное правило закаливания: крепким стать нельзя мгновенно – закаляйся постепенно.

Игра «Фантастическое сложение»

На столе лежат наборы предметных карточек и карточек с изображением знаков «+» и «=». Детям необходимо соединить между собой подходящие карточки с помощью арифметических знаков и назвать вид закаливания. (Работа в парах)

Ванна + воздух = воздушная ванна.
Снег + ладошки = обтирание снегом.
Солнце + ванна = солнечная ванна.
Душ холодный + душ горячий = контрастный душ.
Вода + ведро = обливание водой.
Ноги + трава = ходьба босиком по траве.

Сделаем вывод: тот, кто закаляется, с болезнями не знается. Как вы думаете, почему? (Потому что становится крепким, сильным, бодрым, а значит, здоровым).

Воспитатель дошкольного образования вместе с детьми прикрепляет лепесток с изображением мальчика, который обтирает свое тело полотенцем – символ «закаливания».

Ребята, давайте приступим к следующему заданию.

Игра «Сложи целое из частей»

Здесь собрались все наши друзья,
Свой день начинать без них нельзя.

Они всегда нам рады служить,
Но их ни у кого нельзя одолжить.

Дети собирают картинки из частей.

Дети, для чего нам нужны предметы гигиены? (Чтобы содержать тело в чистоте и бороться с вредными микробами).

А зачем содержать тело в чистоте? (Чтобы быть здоровым).

Сделаем вывод: чистота – залог здоровья.

Воспитатель дошкольного образования вместе с детьми прикрепляет лепесток с изображением умывальника – символ «гигиены». 

Если хочешь быть здоровым,
Обойтись без докторов –
Закаляйся, умывайся
И почаще улыбайся!

Улыбка – тоже защита от многих болезней. Подарим друг другу улыбку, а с ней и хорошее настроение. (Дети улыбаются друг другу).

Воспитатель дошкольного образования вместе с детьми прикрепляет к серединке последний лепесток с изображением смайлика – символ «хорошего настроения».

Ребята, посмотрите, волшебный Цветок Здоровья снова распустил свои лепестки! И это благодаря вам, потому что вы знаете правила здоровья.

Вот и подошла к концу наша передача. Как она называлась? («Жить здорово!»)

Зеркальце волшебное нас не подведет,
Из передачи в группу быстро донесет.

Дети глядят в зеркало, улыбаются своему отражению.

Заключительная часть

Воспитатель дошкольного образования подводит итог занятия:

Каждый твердо должен знать,
Как здоровье сохранять:
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься,
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться
И всегда дружить с водой.
И тогда все люди в мире
Долго-долго будут жить.
И запомните, здоровье
В магазине не купить!

Я хочу подарить каждому из вас маленький Цветок Здоровья, чтобы вы никогда не забывали и всегда выполняли правила здорового образа жизни!

(Раздает детям медальоны-цветы).

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий