Классный час предназначен для проведения первого урока 2024/2025 учебного года в 9–11 классе.
Людмила АМЕЛЬЧЕНКО,
учитель биологии и химии,
ГУО «Берёзовичская средняя школа» Пинского района,
Брестская область
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Задачи:
– способствовать формированию бережного и уважительного отношения к истории Беларуси, её культуре и традициям;
– способствовать сохранению исторической памяти о вкладе белорусского народа в победу над фашизмом и преемственности поколений через формирование чувства гордости за свою страну и выдающихся земляков;
– способствовать развитию чувства гордости за достижения современной Беларуси.
Оборудование: политическая карта Беларуси, карта полезных ископаемых Беларуси, телевизор, бумажные «ладошки», кроссенс «Беларусь», раздаточный материал.
Эпиграф: «Беларусь – это сильная и независимая страна особенных, гордых людей, с обостренным чувством справедливости», – А.Г.Лукашенко.
Ход урока
1 Поздравительное слово учителя
Дорогие ребята! Примите самые искренние поздравления с Днём знаний, началом нового учебного года! День знаний – это праздник для тех, кто учится, и тех, кто учит. Сегодня мы начинаем новый учебный год, полный новых знаний, открытий, интересных уроков и ярких впечатлений!
2 Актуализация знаний учащихся
На доске кроссенс. Учащимся предлагается решить его: найти взаимосвязь между изображениями, назвать ключевое слово. (Ответ: Беларусь. Приложение 1. Дополнительная информация)
3 Определение темы урока
Правильно! Всё это наша Родина Беларусь! Всем этим мы с вами гордимся и точно знаем, что по этим маркам, символам, логотипам нашу Республику Беларусь знают во всём мире!
Обратите внимание на облако слов на экране. Что, на ваш взгляд, со всем этим нужно делать? (Педагог в ходе беседы подводит учащихся к слову «беречь»)
Тема нашего занятия «Нам есть чем гордиться, нам есть что беречь!»
В Год качества и 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков сегодня разговор пойдёт о достижениях белорусского народа, которыми мы по праву гордимся, о тех ценностях, которые важно сохранить во имя будущего.
4 Работа по теме урока
Беларусь – это страна с древней историей и богатыми традициями; с великолепной природой и удивительной архитектурой, которая сочетает в себе наследие западноевропейских и восточнославянских традиций зодчества. Беларусь славится своими лесами и озерами – недаром ее называют «легкие Европы». Беларусь – это широкие светлые проспекты и узкие мощеные улочки, католические костелы и православные соборы, величественные замки и деревянные хаты в деревнях, сытная и вкусная национальная кухня…
Ребята, посмотрите на карту полезных ископаемых нашей страны. Белорусская земля очень богата. В ее недрах выявлено более 4 тыс. месторождений полезных ископаемых. Наша страна полностью обеспечивает свои потребности в калийных и поваренных солях, керамических глинах, строительных песках, строительном камне, пресных и минеральных водах.
У нас есть чем удивить гостей в каждом уголке нашей Родины! Можно смело сказать, что в Беларуси есть множество мест, которые с гордостью можно назвать жемчужиной Беларуси. И нам действительно есть, что показать и есть чем гордиться. Давайте вспомним хотя бы небольшую часть достопримечательностей, которые у нас есть.
На карте Беларуси необходимо разместить в нужной области фото достопримечательности и кратко рассказать об этом месте (на обратной стороне карточки имеется дополнительная информация). (Приложение 2. Достопримечательности Республики Беларусь)
Как много у нас талантливых земляков! Своими земляками нужно гордиться. В числе белорусов немало тех, кто отличился незаурядными способностями и впечатляющими достижениями. Среди них исторические личности, прославившиеся благодаря своим делам и поступкам, олимпийские чемпионы, ставшие сильнее и быстрее всех в мире, лауреаты Нобелевской премии и другие достойные представители своей нации. Предлагаю проверить, знаете ли вы этих людей в лицо.
Необходимо соотнести фото знаменитого земляка и данные о его заслугах. (Приложение 3. Знаменитые белорусы)
Отдельного уважения заслуживают спортсмены. Вы знаете, что XXXIII летние Олимпийские игры 2024 года в Париже прошли с 24 июля по 11 августа.
На главном старте четырехлетия наши спортсмены выступили в нейтральном статусе в десяти видах спорта: велоспорте на шоссе, академической гребле, плавании, пулевой стрельбе, прыжках на батуте, греко-римской борьбе, вольной борьбе, гребле на байдарках, тхэквондо и тяжелой атлетике. За награды парижских игр боролись 8 мужчин и 9 женщин.
Приложение 4. Олимпиада в Париже. Учитель рассказывает о спортивных достижениях этих спортсменов и показывает их фото.
Медали белорусских спортсменов на Олимпийских играх – 2024 в Париже:
– золото – Иван Литвинович (прыжки на батуте)
– серебро – Виолетта Бордиловская (прыжки на батуте)
Евгений Золотой (академическая гребля)
– бронза – Евгений Тихонцов (тяжелая атлетика, до 102 кг)
Нам есть кем гордиться!
Наша с вами Родина славится не только талантливыми земляками, прекрасными памятниками истории и культуры, надежной техникой. Продукты из Беларуси можно встретить в самых разных странах. И это не удивительно. Ведь они славятся за границей своим непревзойденным вкусом и, самое главное, качеством!
Я буду вам на экране показывать логотип предприятия нашего родного города Пинска, а вы должны назвать предприятие и чем оно занимается, что производит.
(Приложение 5. Предприятия города Пинска)
Культурно-историческое наследие Пинска и Пинского района очень богато, является неотъемлемой частью достопримечательностей всей Беларуси и известно далеко за пределами страны. Это многочисленные памятники природы, археологии и архитектуры. В регионе активно развивается экологический, ностальгический, водный, сельский и другие виды туризма.
Но я хочу вам напомнить о существовании вот этих памятных мест (фото на экране): Памятник партизанам Полесья, Мемориальный комплекс освободителям Пинска, Памятный знак (д. Посеничи у дороги Пинск – Логишин).
Памятник |
Мемориальный комплекс освободителям Пинска |
Памятный знак «Взрыв» |
А ещё есть множество памятников землякам и братских могил по всему району, в том числе и в нашей деревне Берёзовичи… О чём они нам напоминают? Нужно ли всё это помнить и зачем? (Высказывания учащихся)
Педагог подводит детей к теме освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
Освобождение Беларуси – это значимая страница в истории нашего государства, апофеоз трехлетней борьбы белорусского народа против гитлеровских оккупантов.
Просмотр (частично, по усмотрению педагога) и обсуждение фильма «Геноцид белорусского народа. Как фашисты уничтожали мирных жителей?»
https://www.youtube.com/watch?v=2BG9XNun5SM&t=827s
Эта правда жестока, эта память тяжела… В 2022 году принят Закон «О геноциде белорусского народа», который предусматривает юридическое признание геноцида белорусов, совершенного нацистскими преступниками и их пособниками в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (до 1951 года).
2024 год – год 80-летия со дня полного освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, юбилейная дата операции «Багратион», в ходе которой вся территория Беларуси была освобождена от гитлеровских захватчиков! В ходе Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион», проведенной в июне-июле 1944 года, советские войска полностью освободили территорию Беларуси.
Не могу не вспомнить слова нашего Президента: «Беларусь – это сильная и независимая страна особенных, гордых людей, с обостренным чувством справедливости. На каждом из белорусов лежит ответственность за судьбу страны. И главное – у всех есть равные, благоприятные стартовые условия для того, чтобы стать успешным и менять жизнь в Беларуси к лучшему. В этом суть справедливости, запрос на которую в мире, как видим, только растет. В этом смысл нашей модели социально-ориентированного государства, доказавшей свою жизнеспособность, невзирая на мировые санкции и политическое давление».
5 Подведение итогов
Мы живемв самой красивой стране в мире! У нас нет высоких гор и глубоких морей, но мы гордимся множеством живописных возвышенностей, густых лесов и бескрайних лугов, голубых рек и озер, уникальных болот. Наша общая задача – сохранить мир в Беларуси, чтобы мы и наши потомки продолжали спокойно трудиться и растить детей, чтить традиции, наслаждаться богатством родной природы, культуры, истории. Всё это в наших с вами руках!
6 Рефлексия
На столах у вас лежат бумажные «ладошки». Напишите, пожалуйста, на пальчиках левой руки, что вызывает у вас гордость в своей стране, на пальчиках правой – что, по вашему мнению, нужно беречь. (По желанию учащиеся дополнительно раскрашивают ладошки)
Учащиеся делятся своим мнением и крепят ладошки на доску.
А на этом наше занятие окончено. Всем спасибо!
Приложения: АМЕЛЬЧЕНКО Приложения 1-5