Нам есть чем гордиться, нам есть что беречь! План-конспект первого урока в 2024/2025 учебном году, 2-й класс

- 11:49I СТУПЕНЬ, Единый урок, Методичка

На каждом этапе урока для создания эмоционально-положительного настроения и продуктивной работы используются приёмы креативного мышления. Разные виды деятельности направлены на воспитание у младших школьников гражданственности и патриотизма.

 

Валентина АДАМИЦКАЯ,
учитель начальных классов
ГУО «Вороновская средняя школа»,
Гродненская область
valya.adamitskaya@mail.ru

 

Цель: воспитание у младших школьников гражданственности и патриотизма.

Задачи:

– способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за свою страну, уважения к своему народу, к достижениям своей Родины;
– развивать социальную и творческую активность;
– формировать активную гражданскую ответственность, а также осознание (понимание) того, что Беларусь – суверенная страна, народ которой объединён историей, традициями, культурой, уважением и равенством.

Оборудование: глобус, государственная символика – герб и флаг Республики Беларусь; иллюстрации (олимпийские кольца, картинки видов спорта: теннис, биатлон, фристайл, хоккей, прыжки на батуте, гребля, фотографии спортсменов Беларуси); карточки с пословицами; иллюстрации с достопримечательностями Беларуси; пазлы с изображением предприятий Беларуси; простые карандаши, таблички с нумерацией команд, музыкальный центр.

Ход урока

1 Организационный момент

«Здравствуйте», – ты скажешь человеку.
«Здравствуй», – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

2 Вводная часть. Сообщение темы и цели урока

На нашей планете очень много разных стран. (Показать на глобусе.) Но есть одна из них особенная. У этой страны красивое и светлое имя. В ней много зелёных лесов и голубых озёр. О какой стране я говорю?

Это наша Родина – Республика Беларусь, здесь мы родились, живём, учимся.

А ещё нашу страну называют поэтично: «Зямля пад белымі крыламі», «сінявокая». Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся)

Расправив белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями они как бы накрывают нашу страну. Поэтому ее так и называют – земля под белыми крыльями.

Всем нам рождении родители дали имена: Макар, Арсений, Софья, Агата. Наше государство вам также дало имя, которое с вами «всегда, везде и всюду». Это имя «гражданин». Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение этого слова.

Каждый из нас носит имя «гражданин Республики Беларусь».

И сегодня я предлагаю, доказать, что мы достойные граждане нашей страны, мы знаем, чем нам гордиться и что беречь.

3 Основная часть

Сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие по родной стране, для того чтобы выяснить, чем гордиться и что нужно беречь нашему народу. А нашими спутниками в путешествии будут задания и слова-помощники, которые мы найдём на станциях.

Ну что ж, в путь, друзья!

Станция «Символика»

Начнём с загадок.

1 Свет-светочек в сыру землю шел, синю шапку нашел. (Лён)
2 Я – розовый и белый
Цветочек луговой.
С округлыми листочками
И круглой головой,
Привлекает пчёлок
Мой душистый сок.
Ученик-биолог,
Я – какой цветок? (Клевер)
3 Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят. (Колос)

Как вы думаете, на каком символе Беларуси мы можем встретить эти растения?

Какие ещё есть государственные символы нашей страны?

А теперь небольшой блицопрос, хорошо ли вы знаете нашу символику.

Блицопрос» Символы Беларуси»

1 Какого цвета цветки льна?
2 Что находится на самом верху нашего герба?
3 Что символизирует пятиконечная звезда?
4 Как размещены колосья на гербе?
5 Есть ли голубой цвет на флаге?
6 Что значит зелёный цвет на флаге страны?
7 Венок из колосьев перевит красно-голубой лентой?
8 Гимн нужно слушать сидя?

Молодцы. Мы говорили о государственных символах страны. Мы можем гордиться символикой? О чём говорят наши символы? (О независимости и дружелюбии страны.) (Прикрепляются таблички «независимость», «дружелюбие».)

Мы с вами живём под мирным небом. Но не всегда оно было безоблачным и мирным. В этом году наша страна празднует великую дату – 80 лет со дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Эта страшная война унесла с собой жизни миллионов советских людей. Вот какой ценой завоёвано мирное небо. И в этом огромная заслуга наших дедов и прадедов, которые ценою своих жизней защитили нашу землю от фашистов. Вам сложно представить, что и сейчас в разных уголках земли мирное небо затянуто копотью и гарью от разрывающихся снарядов и бомб, пожаров, которые уничтожают дома мирных жителей. На войну отправляют совсем юных солдат, вчерашних школьников. А как приходится переживать их родителям! Многие жители вынуждены покидать свои родные дома, уезжать из своей страны, прячась от бомб и снарядов.

Мы можем гордиться мирным небом над нашей страной. (Вывешивается табличка «мирное небо»)

Станция «Спортивная»

(Иллюстрация олимпийских колец.)

Что обозначают эти кольца?

Кто может объяснить, что такое Олимпиада?

Рассмотрите рисунки и назовите, какие виды спорта представляет наша страна.

(Картинки видов спорта: теннис, биатлон, фристайл, хоккей, прыжки на батуте, гребля)

Каких спортсменов вы знаете? (Дети называют, на доску под картинку вида спорта прикрепляем фото спортсмена.)

Фристайл – Антон Кушнир, Алла Цупер, Алексей Гришин.
Биатлон – Дарья Домрачева (5 золотых медалей, Герой Беларуси).
Теннис – Виктория Азаренко, Максим Мирный.
Гребля – Анастасия Карстон.
Прыжки на батуте – Иван Литвинович.

На главном старте четырехлетия в столице Франции выступили 17 белорусских спортсменов. Кто из вас знает, сколько медалей наша страна привезла домой из Парижа в этом году? (4)

 

За две недели соревнований наши атлеты выиграли одну золотую, две серебряные и одну бронзовую медали. Две медали из четырех были добыты в прыжках на батуте: у мужчин Иван Литвинович защитил звание олимпийского чемпиона, а у женщин Виолетта Бордиловская заняла вторую позицию. Также серебро в мужской академической гребле завоевал Евгений Золотой, а в турнире тяжелоатлетов в весовой категории до 102 кг Евгений Тихонцов стал бронзовым призером. (Показать фото олимпийцев.)

Наши спортсмены – гордость нашей страны. Своим трудолюбием они прославляют нашу страну во всём мире.

(Вывешивается табличка «спорт».)

Станция «Трудолюбивая»

Белорусский народ – трудолюбивый народ. На фабриках и заводах нашей страны работают настоящие мастера своего дела. Они прославляют Беларусь своей работой. Продукция, которая вырабатывается на наших предприятиях, ценится далеко за пределами территории нашей страны.

Чем славится наша страна, какая продукция выпускается на белорусских фабриках и заводах? Ответить на эти вопросы вы сможете, сложив пазлы.

Ребята у вас лежат конверты, соберите рисунки – и мы узнаем эти производства.

Рисунки: конфеты «Коммунарка», «Спартак», «Красный пищевик», «БелАЗ», «Беларуськалий», «Атлант», «Савушкин продукт», «МАЗ», «МТЗ», «Полесье», «Милавица», «Conte».

Назовите, чем же славится наша страна?

(Вывешивается табличка «промышленность».)

Станция «Мудрая»

В пословицах и поговорках отразилась мудрость народа. Во все времена человек любил и ценил свою родину. Я предлагаю вам поработать в парах и собрать рассыпавшиеся пословицы и поговорки о родине.

– Нет в мире краше Родины нашей.
– Человек без Родины, что соловей без песни.
– Одна у человека мать, одна у него и Родина.
– Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Какие традиции нашего народа вы знаете?

Культура и традиции белорусского народа являются отражением быта простых людей. Культура белорусов сильно связана с землей. Одним из таких проявлений стали праздники.

Соотнесите праздник с временем года.

Дожинки, Купалье, Каляды, Гуканне вясны

Зима. Весна. Лето. Осень.

Мы гордимся не только культурой, но и своей историей. В каждом уголке страны наши предки оставили нам о себе память, давайте вспомним какую.

Достопримечательности Беларуси

(Команды поочерёдно вытягивают листочки с изображением. Задача команд – назвать место и рассказать о нем).

Определите название по картинкам и расскажите, чем знамениты эти места.

(Беловежская пуща, Хатынь, Линия Сталина, Брестская крепость, Курган Славы, Мирский замок, озеро Нарочь, Несвижский замок)

Наши предки оставили нам свои традиции, историю, семейные ценности, чем мы можем гордиться. (Слова вывешиваются на доску: «история», «традиции», «семейные ценности»), а также и разнообразный животный и растительный мир.

Станция «Зелёная»

В нашей республике есть уникальный заповедник – Беловежская пуща. Это одна из важнейших достопримечательностей Беларуси. Сюда приезжают туристы из разных уголков Европы. Это остаток первобытного леса, простиравшегося когда-то от Балтийского моря до реки Буг и от Одера до Днепра. Беловежская пуща расположена в Брестской и Гродненской областях, входит в число четырех национальных парков Беларуси и является самым большим лесом в Центральной Европе. Давайте проверим, как вы знаете обитателей наших лесов, рек и озёр.

Ребята, я буду произносить названия растений и животных. Если они есть в Беларуси, то вы хлопаете, если не произрастают и не проживают, то топаете.

Сосна, берёза, бамбук, тополь, пальма, ива, ландыш, папоротник, рысь, сова, лебедь, малина, зубр, крокодил, волк, бегемот, медведь, барсук, колибри, синица, земляника, уж, удав.

Молодцы. Вы отличные знатоки родной природы, красотой которой мы тоже можем гордиться.

Станция «Небо»

Пришло время блеснуть своими знаниями и выяснить, что же ещё является гордостью страны.

Ребята, скажите, имя какого космонавта носит одна из улиц нашего посёлка? (Юрия Гагарина)

Что вы о нём знаете?

Сколько белорусских космонавтов побывало в космосе?

Назовите, пожалуйста, имена этих людей. (Ковалёнок, Новицкий, Василевская)

Как вы думаете, ребята, почему нашим людям удаётся достигать высот в разных областях? (Потому что у каждого человека в нашей стране есть возможность учиться.)

Мы можем прикрепить следующую табличку («образование»).

4 Итог урока

Наше путешествие подошло к концу. Давайте хором прочитаем, чем мы можем гордиться в своей стране.

(Дети читают хором слова на доске: гордимся СИМВОЛАМИ, МИРНЫМ НЕБОМ, ТРАДИЦИЯМИ, ИСТОРИЕЙ, КУЛЬТУРОЙ, СЕМЕЙНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ, ПРИРОДОЙ, СПОРТОМ, ПРИРОДОЙ, ОБРАЗОВАНИЕМ)

Как вы думаете, для того чтобы эта гордость не пропала, что должен делать каждый из нас? (Беречь то, чем мы гордимся.)

Ответили мы с вами на вопрос: чем гордиться и что нужно беречь нашему народу? (Да)

Я желаю всем нам только мирного неба, в котором ласково светит солнце и посылает нам свою улыбку. А лучиками солнца будут наши ладошки.

Наш урок заканчивается. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда оставались патриотами своей страны, старательно учились и работали, и может быть, в честь ваших заслуг перед Родиной когда-нибудь прозвучит гимн Беларуси и поднимется её флаг.

5 Рефлексия

Закончите предложения:

– Я горжусь тем, что…
– Для меня Беларусь…

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий