Пирамида Минто как техника развития критического мышления науроках истории в 7–11-м классах

- 11:23II И III СТУПЕНИ, ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, История и обществоведение. Идеи

Развитие критического мышления у учащихся – действенная методика для определения причинно-следственных связей и структурированного изучения материала.

Дарья ГЛИНСКАЯ,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Средняя школа № 14 г. Пинска»,
Брестская область

 

 

 

 

 

 

Все мы знаем о важности применения навыков критического мышления в различных жизненных ситуациях. Критическое мышление – это ключевой навык, необходимый для успешного разрешения сложных проблем. И так как одной из важнейших задач преподавания истории является выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям, то важно развивать в школьниках способности самостоятельного отбора необходимых знаний – путем критического анализа и системного осмысления информации, умения применять ее в нестандартных ситуациях, умения находить альтернативные способы решения проблемных ситуаций и самостоятельно принимать решение. Эффективной когнитивной стратегией, помогающей учителю создать условия для формирования указанных компетенций, является, на мой взгляд, технология развития критического мышления.

Наше мышление устроено так, чтобы во всем искать порядок и образовывать логические связи. Древние греки в скоплении звезд на небе видели не беспорядочные точки, а фигуры животных. Одним из способов системно осмыслить ситуацию является «принцип пирамиды Минто». Доказано, что наш мозг лучше воспринимает информацию, в том числе текст, по иерархическому принципу, т.е. «сверху вниз». Именно таким способом и предлагает изучать, систематизировать или доносить информацию «пирамида Минто», где на вершине находится обобщающая идея, а в основании – аргументация. Нижний пласт основания пирамиды – ожидаемые (предполагаемые) результаты, позволяющие оценить целесообразность принятых решений. В пирамиде может быть несколько уровней, и при этом каждый уровень и каждая идея связаны между собой логически.

 

Барбара Минто разработала свою методику для подготовки деловой документации и публичных выступлений. Я же ее адаптирую в учебную деятельность на уроках истории и обществоведения. Универсальность методики позволяет использовать ее и на уроках русской и белорусской литературы при анализе поступка определенного героя, а также на других учебных предметах. Эта методика может использоваться как педагогом на этапе изучения нового материала, так и в самостоятельной деятельности учащихся.

Пирамида Минто включает в себя следующие этапы [1, c. 33]:

– ситуация
– проблема
– вопрос
– ответ – главная мысль
– первый уровень аргументов
– другие уровни аргументов (факты)
– вывод

 

Ситуация. Изначально, нужно описать текущую ситуацию и объяснить, о чем будем говорить.

Проблема. Чтобы сфокусировать внимание учащихся на конкретном вопросе, обозначьте проблему – событие, актуальную задачу, повестку дня, которой посвящено ваше занятие или его часть.

Вопрос. Когда обозначили проблему, задайтесь вопросом, как её решить. Предложите своё видение ответа и переходите к главной мысли. 

Ответ – главная мысль. Решение обозначенной проблемы. Важно озвучить главную мысль в самом начале, чтобы её запомнили.

Первый уровень аргументов. Начинаем доказывать главную мысль, доводы приводим по цепочке и объединяем их в группы: внутри они могут быть связаны по хронологии, быть частью общей структуры или логически вытекать друг из друга. Главное правило: аргументы обязательно относятся к главной мысли и доказывают её.

Другие уровни аргументов (Факты). Когда объясняем сложную мысль, полезно спуститься на уровень ниже и доказать каждый из ваших аргументов. Таких уровней может быть много, но не больше, чем нужно для доказательства главной мысли.

Вывод. В заключение предлагаем желаемый результат и (или) дальнейшие шаги.

 

Пример построения «пирамиды Минто» на уроке истории Беларуси в 11-м классе по теме «Социально-экономическое развитие в 1918-1941 годах»

Ситуация: экономика разрушена вследствие революций, Первой Мировой и Гражданской войн, неэффективность методов Политики Военного коммунизма.

Проблема: необходимо выработать программу по выводу страны из экономического кризиса.

Вопрос: как восстановить экономику?

Ответ – Ключевая идея: проведение Новой Экономической Политики.

Аргументы и факты

АРГУМЕНТ 1
Нормализация финансовой системы

АРГУМЕНТ 2
Восстановление сельского хозяйства

АРГУМЕНТ 3
Удержание власти в вопросе собственности

Денежная реформа

Товарно-денежные
отношения

Хозрасчет

Продразверстка заменена продналогом

Свободный
выбор форм землепользования

Развитие кооперации

Мелкая
частная собственность

Аренда земли

Наем рабочей силы

 

Вывод:

– снижение социальной напряженности;
– укрепление социальной базы советской власти;
– ликвидация разрухи, выход из кризиса;
– восстановление хозяйства.

 

Такая техника поможет структурно обозначить проблемное поле, усвоить причины принятия того или иного решения, разработать базу аргументации и сделать выводы, исходя из накопленных фактов и другого наработанного материала.

Умение структурировать мысли – действенный инструмент для личного и профессионального успеха. Пирамида Минто – универсальный принцип, которым пользуются не только в рамках урока. Как показывает практика, область применения этой техники достаточно обширна. Выступления на публике, презентации проектов, ведение переговоров, написание текстов, общение с коллегами и друзьями – все это становится гораздо легче и эффективнее благодаря принципу пирамиды Минто. Таким образом, включая в работу этот инструмент, мы не только находим причинно-следственные связи относительно проблемного поля урока, но и получаем четкий системный инструмент, который можем использовать для решения задач в различных социальных сферах.

 

 

Список использованных источников

1 Минто, Б. Принцип пирамиды Минто. Золотые правила мышления, делового письма и устных выступлений / Б.Минто. – Москва : МИФ, 2021. – 320 с.

2 Пирамида Минто. Аналитический сторителлинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://blog.bitobe.ru/article/piramida-minto-analiticheskiy-storitelling/. – Дата доступа: 24.06.2024.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий