Занятие позволяет ребятам практиковаться в установлении причинно-следственных связей между явлениями природы, используя экспериментирование.
Наталья ОСТРИКОВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребёнка»,
Гродненская область
Тема: «Капитошка в гостях у ребят».
Программные задачи:
– формировать умение выявлять свойства природных материалов в процессе игр, экспериментирования;
– продолжать формировать умение устанавливать простейшие взаимосвязи между явлениями природы;
– развивать восприятие и обследовательские действия для выявления свойств объектов природы;
– воспитывать чувство радости по поводу познания нового.
Оборудование: аудиозапись звука капающей воды, аудиозапись песенки Капитошки («Волшебники двора») для физкультминутки; игрушка капельки Капитошки; игрушечное ведерко для воды; пластиковые стаканчики для воды (по два для каждого ребенка); емкость с молоком; цветные камешки (по два для каждого ребенка); игрушка холодильник, термос с кубиками льда, бутылка с водой для каждого ребенка (внутренняя часть крышки окрашена гуашью); три картинки-схемы с изображением состояний воды.
Ход занятия
Воспитатель с ребятами входят в группу и приветствуют гостей.
Воспитатель. Ребята, сегодня я хочу с вами поиграть, а вы хотите? (Ответы детей)
Ушки наши – слушают.
Глазки наши – смотрят,
Ручки нам помогают,
А ножки нам не мешают.
Тогда начнем.
Раздается звук капающей воды.
– Что это за звук? (Ответы детей) Да, это капает вода. Наверное, наш помощник не закрыла плотно кран. Вы меня подождите, а я закрою кран. (Уходит в мойку и возвращается с игрушкой – капелькой Капитошкой). Посмотрите, кто к нам пришел.
Капитошка. Ой-ой-ой, а вот и я. Здравствуйте, ребята.
Воспитатель. Ты кто?
Капитошка. Я капелька Капитошка.
Воспитатель. Что ты здесь делаешь?
Капитошка. Я путешествую по всему свету и попала к вам в детский сад. Но я пришла не одна, а со своими подружками. Хочу вас познакомить. Вы готовы? (Ответы детей) Протяните мне свои ладошки, и я посажу вам на ладошки своих подружек.
Дети протягивают ладошки, здороваются с капельками.
Воспитатель. Давайте с ними поиграем, давайте спрячем их в наших ладошках. Накройте капельку второй рукой. (Накрывают) А теперь раскройте. Какие стали ладошки? (Ответы детей)
Что сделали капельки с ладошками? (Ответы детей)
Остальные капельки поместим в ведерко. Капелька – это частичка воды, посмотрите, как много воды стало в ведерке. Давайте мы с ней немножко поиграем и посмотрим, что она умеет делать. Садитесь за столы, я налью из ведерка воду в ваши стаканчики. (Перед ребятами на подносах стоит по одному пустому стаканчику. Воспитатель наливает воду в стаканы).
Ребята, что я сделала? (Ответы детей) Да, я смогла налить воду, потому что она жидкая. (Воспитатель уточняет у детей, какая вода, просит повторить.)
На мольберт выставляется схема 1.
Эта картинка будет напоминать нам, что вода льётся – она жидкая.
Посмотрите на свой стакан и скажите, какого цвета вода? (Ответы детей) Воспитатель ставит на свой стол и перед ребятами по одному стакану с молоком.
В моем стакане молоко. Какого оно цвета? (Ответы детей)
Воспитатель уточняет у детей, какого цвета вода.
Правильно она прозрачная. Вода не имеет цвета.
Воспитатель ставит на стол разноцветные камешки.
Смотри, Капитошка, у меня есть разноцветные камешки, сейчас мы с ребятами эти камешки от тебя спрячем.
Мы спрячем один камешек в стаканчиках с молоком (бросают камешек в стакан с молоком).
Капитошка, ты его видишь? А вы, ребята, видите? (Ответы детей) А теперь, ребята, возьмите камешек и спрячьте его в своем стаканчике с водой. (Дети бросают камешек в стаканчики с водой). Вы его видите? (Ответы детей) А ты, Капитошка? Все верно, камешек не спрятался, потому что вода прозрачная.
Воспитатель уточняет у детей, какая вода, просит повторить.
На мольберт выставляется схема 2.
Эта картинка будет напоминать нам, что вода не имеет цвета, она прозрачная.
Капитошка. Ребята, что-то вы ребята засиделись. Выходите ко мне – я спою песенку, а вы немножко разомнетесь.
Физминутка (аудиозапись песенки Капитошки)
Капитошка. Как у вас весело. Ребята, а мы с подружками тоже любим веселиться. Мы играли в прятки, и мои подружки спрятались в холодильник.
Воспитатель. Как в холодильник? Там же холодно. Давайте скорее их выпустим. (Воспитатель открывает холодильник и достает термос (трясет его), открывает и высыпает в емкость льдинки). Посмотрите, что с ними случилось? (Ответы детей) Правильно. Когда холодно, вода замерзает и превращается в лед.
На мольберт выставляется схема 3.
Эта картинка будет напоминать нам, что, когда холодно, вода превращается в лед.
Воспитатель. Ребята, мы накроем наши капельки-льдинки салфеткой и оставим в группе, пусть они согреются и опять с нами поиграют.
Капитошка. Ну, мне пора в путь, мне с вами было интересно. А что нового вы сегодня узнали о воде?
Воспитатель. Ребята, ответить на вопрос нам помогут картинки.
Ребята подходят к мольберту.
Воспитатель. Если мы смогли налить воду в стакан, значит, вода какая? (Ответы детей)
Если мы не смогли спрятать камешек в воде, значит, вода какая? (Ответы детей)
Если в холодильнике холодно или на улице мороз, что происходит с водой? (Ответы детей)
Капитошка. Какие вы внимательные. Вы молодцы.
На прощанье я приготовила для вас сюрприз. (Обращает внимание детей на коробку, в которой находятся прозрачные бутылки с водой) Возьмите в руки по одной бутылке, я скажу волшебные слова, и вы увидите, что произойдет.
Капитошка.
Была водичка простой,
Стань водичка цветной,
1, 2, 3 – потряси…
Дети трясут бутылки с водой, и она окрашивается в разные цвета. Благодарят Капитошку и уходят.