2-й урок по теме. Разработан в форме урока-путешествия. Комбинированный: погружение в тему прошлых уроков с изучением нового материала.
Юрий ЯЦЕВИЧ,
учитель музыки
ГУО «Гимназия № 1 имени Я.Ф.Перца г. Пинска»,
Брестская область
Тип урока: комбинированный – погружение в тему прошлых уроков с изучением нового материала.
Форма: урок-путешествие.
Цель: формирование представления о характерных особенностях музыкальной культуры Африки как родины музыки и музыкальных жанров, сопоставление её с белорусской музыкальной культурой.
Задачи урока
Образовательные:
– учить слушать и анализировать музыкальные произведения;
– дать понятие об общих чертах музыки Африки, отражающей национальные черты и особенности африканских народов;
– формировать умения, навыки для развития метроритма у детей.
Развивающие:
– формировать познавательный интерес к музыке при установлении связи изучаемого музыкального материала с жизнью;
– демонстрировать новизну знаний, их несоответствие прежним представлениям;
– развивать слуховое, зрительное, ритмическое, интонационное, тембровое восприятия;
– обогащать словарный запас музыкальными терминами.
Воспитательные:
– воспитывать способность к сопереживанию, состраданию – эмпатии, без которой музыка как духовное явление лишена смысла;
– воспитывать у учащихся эмоциональную отзывчивость, умение видеть прекрасное в жизни и в искусстве;
– воспитывать чувство коллективной ответственности, необходимое в хоровом исполнительстве.
Музыкальный и видеоматериал урока: фонограмма традиционной африканской песни «Сияхамба»; фонограмма песни «Бьют тамтамы»; видеоматериалы об африканских инструментах, танцах, жизни и быте африканских народов; видеоматериал вокально-хореографической композиции «Карапэт» в исполнении белорусского фольклорного ансамбля «Купалiнка».
Средства обучения:
– ТСО: компьютер, проектор, инструмент аккордеон.
– ЦОР: видеоматериал, компьютерная презентация.
Дополнительный материал: учебник «Музыка, 4-й класс» М.Б.Горбунова; тетрадь «Музыка, 4-й класс» М.Б.Горбунова, презентация; наглядные пособия: карта Африки, изображения музыкальных инструментов, быта людей, животных и природы.
Ход урока
I Организационный момент
Вход в класс под музыку: звучит традиционная африканская песня «Сияхамба».
Музыкальное приветствие:
Учащиеся: Сейчас музыкальный начнётся урок,
Сказал, заливаясь на нотке высокой:
«Друзья, поздравляю с началом урока!»
Учитель: Здравствуйте, ученики!
Учащиеся: Здравствуйте, учитель!
Учитель: На этой позитивной ноте мы продолжим наше музыкальное путешествие. Вы, наверное, вспомнили музыку, которая звучала, когда вы входили в класс. Да, это прозвучала традиционная африканская песня «Сияхамба».
II Целеполагание
– Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие по Африке. Что вы можете рассказать об африканской культуре? Об африканской музыке, об особенностях африканских народов? Как и чем отличается музыкальная культура Африки от белорусской музыкальной культуры?
– Мы постараемся ответить на эти вопросы в конце урока, и вы сами оцените свою активность на уроке.
– Какова же цель урока? А цель нашего сегодняшнего урока – узнать как можно больше об Африке, ее жителях, африканской культуре и музыке. А поможет нам в этом искусство Африки. Вы готовы?
– А теперь давайте исполним гимн Республики Беларусь.
Учащиеся по стойке смирно исполняют гимн.
– У нас гимн более мужественный, торжественный, величественный по характеру.
III Основной этап
1 Знакомство с особенностями музыкальной культуры Африки. Слушание традиционной африканской музыки. Продолжение знакомства с музыкальными инструментами африканских народов.
– В плане музыкальной культуры Африка – континент, на котором расположены более пятидесяти государств, – представляет собой пеструю мозаичную панораму. В ней тысячелетние традиции африканских народов соединились с музыкальными культурами Европы, Азии, Индии и Америки. Ее отличает общность музыкального языка и музыкального инструментария, закономерности ритмики и ладовой системы, а также стойкость традиционных элементов.
Музыкой насыщена практически вся жизнь африканских племен. Будучи сегодня развлечением, многие века африканская музыка была неотъемлемой частью магических ритуалов и обрядов, связанных с самыми важными событиями жизни.
Многие африканские племена очень серьезно относятся к исполнительскому ремеслу, поэтому музыкантов, особенно барабанщиков, обучают этому с самого раннего возраста. В Африке, южнее Сахары, можно встретить инструменты всех типов. Чаще всего встречаются погремушка и ксилофон, а также флейта, труба и рог. По всему континенту играют на барабанах самых разных видов, а у некоторых племен, барабан имеет важное ритуальное значение.
Народы африканских стран очень музыкальны. Игра на музыкальных инструментах, песни и танцы – неотделимая часть повседневной жизни африканцев всех регионов континента. Музыка, пение и танцы являются важными элементами разнообразных обрядов, многие из которых сохранили свою значимость и основную структуру до наших дней.
– Познакомимся с некоторыми африканскими музыкальными инструментами:
валиха – мадагаскарский струнно-щипковой инструмент, разновидность трубчатой цитры;
крар – струнный инструмент;
кора – струнный инструмент.
– О каких инструментах вы сейчас узнали? (О струнных инструментах.) Правильно!
– А следующий инструмент – это калимба – африканское ручное фортепиано. это небольшая деревянная коробочка, к которой прикреплены металлические, деревянные или бамбуковые пластины-язычки разной толщины и длины, которые при колебании извлекают различные музыкальные звуки;
– маримба – африканский ксилофон – деревянные брусочки разной длинны и толщины, связанные веревочками; по ним ударяют палочками с деревянными шариками на концах;
– тамтам – это барабан, с двух сторон обтянутый кожей и имеющий форму чаши; на нём играют, ударяя рукой, палочкой или колотушкой; в древние времена барабан выполнял сигнальную функцию, а также использовался для сопровождения танцев, имитации разговорной речи.
– А теперь посмотрите небольшой фрагмент, как африканцы изготавливают инструменты.
2 Знакомство с танцевальной и вокальной культурой Африки
– В Африке старейшая форма хореографии. Особенности африканских танцев – отсутствие партнера: мужчины танцуют для женщин, женщины танцуют для мужчин. Песни и танцы сопровождают многочисленные традиционные ритуалы – свадебные, погребение и пр. Особую группу составляют «воинственные танцы».
– Сейчас мы познакомимся с ритуальными танцами:
– танец шамана;
– танец вызова дождя;
– танец погребения.
Анализ детьми просмотренных танцев.
Знакомство с «воинственными танцами».
Проведение параллели с белорусской музыкой: просмотр и прослушивание вокально-хореографической композиции «Карапэт» в исполнении белорусского фольклорного ансамбля «Купалiнка».
3 Физкультминутка
Повтор задания 1 на странице 26 в тетрадях с усложнением ритмов.
4 Разучивание и исполнение песни «Бьют тамтамы»
– Вы уже знаете, что самые большие барабаны в Африке называются тамтамы. И сейчас давайте разучим песню «Бьют тамтамы».
– Сначала послушайте и попробуйте определить, какой характер музыки и о чем рассказывается в песне. При повторном прослушивании определите размер и другие ритмические особенности. (Размер четырёхдольный, каждая фраза припева начинается с сильной доли, присутствует пунктирный ритм).
Разучивание по фразам.
Исполнение песни «Бьют тамтамы».
При необходимости отработать легкость и четкость артикуляции, артистично, объемно передать два ярких образа! (Оценить исполнение) .
– Полагаю, мы спели песню весело.
Учитель отмечает активность, внимательность ребят на уроке, их правильные и интересные ответы.
IV Итог урока
– Итак, музыкальная культура Африки была представлена своими образцами в разных жанрах музыкального искусства. Мы познакомились с национальными инструментами, танцами, песнями. Выяснили в чем оригинальность музыкальной культуры африканских народов, одновременно проводя параллели с белорусской музыкальной культурой.
V Рефлексия
– Давайте ответим на вопросы.
– Что было самым интересным на уроке?
– Какими результатами урока вы довольны или даже гордитесь?
– Какое музыкальное произведение из тех, что были прослушаны на уроке, понравилось вам больше всего?
– Всего доброго. Урок окончен. До свидания.