Формирование представления обучающихся о природном сообществе, о группах живых организмов и взаимосвязи между ними.
Анна БУЛАВКО,
учитель биологии
ГУО «Творичевская базовая школа Мозырского района»,
Гомельская область
Цель: формировать представление обучающихся о природном сообществе, о группах живых организмов и взаимосвязи между ними.
Задачи:
– познакомить учащихся с понятием «биоценоз», объяснить сущность взаимосвязи между живыми организмами;
– содействовать развитию умений наблюдать за живыми организмами и описывать их;
– способствовать воспитанию сотрудничества и взаимодействия в группе.
Учебно-методическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, фотографии природных сообществ, презентация к уроку (скачать здесь).
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока
1 Организационный этап
Проверка готовности учащихся к уроку по методике «Активные ладошки» (обозначения вывешиваются на доске: две ладошки на учителя – готов активно работать; две ладошки на себя – я не готов сегодня активно работать; одна ладошка на учителя, одна на себя – я готов работать, но у меня сегодня не очень хорошее настроение).
Учителю необходимо выяснить причины, почему некоторые учащиеся не готовы работать.
2 Этап проверки домашнего задания
Письменный биологический диктант (проводится в течение 10 минут).
1. Смородина красная и смородина черная – это организмы … .
2. Вид – это … .
3. Сколько видов насчитывают перечисленные организмы: ромашка аптечная, ромашка золотистая, василек синий, василек луговой, астра разноцветная.
4. Капустная белянка, которая летает в огороде и в поле, – это организмы … .
5. Сколько видов и сколько особей насчитывается в перечне организмов: 5 кроликов, 10 крольчат, 1 заяц-русак, 2 зайца беляка?
6. Найдите лишний вид в приведенном перечне: домовой воробей, полевой воробей, ласточка городская, черногрудый воробей, каменный воробей, рыжий воробей. Почему он лишний?
Проверка и обсуждение результатов. (Обмен тетрадями в парах, взаимопроверка).
3 Этап целеполагания и актуализации
Сказка
Жил-был мужик, и была у него корова. Сходит старик на луг, накосит корове клевера, а вечером та даёт ему молоко. Выпьет мужик молока и хвалит свою корову. Но вот однажды прилетела к нему сова и говорит:
– Дай мне, мужик, молоко попробовать, ведь я тебе помогаю: мышей ловлю, чтобы твой клевер лучше рос.
Жалко стало мужику молока. И сказал он сове:
– Я и без тебя обойдусь.
Обиделась сова и улетела к себе в лес. Обрадовались мыши, запели, заплясали и побежали разрушать шмелиные гнёзда. Негде стало жить шмелям. Собрались они и улетели на другой луг. Некому стало опылять клевер, он стал вянуть и погибать. Такую траву даже корова отказалась есть. Перестала она давать молоко. Пошёл старик на поклон к сове:
– Прости меня, сова. Прилетай ночью на луг и лови мышей, а за это мы с тобой вечером будем пить коровье молоко. Вернулась сова на луг, и стали дружно жить с мужиком, мыши исчезли, а клевер рос большой и сочный.
– О чём говорится в этой сказке? (О том, что в природе всё взаимосвязано.)
– Верно. Сегодня мы с вами поговорим о сообществах живых организмов.
На доске записывается тема урока. Совместно составляются задачи урока и вывешиваются на доске:
– познакомиться с понятием «биоценоз»;
– выяснить сущность взаимосвязи между живыми организмами;
– выяснить, какие «профессии» живых организмов существуют в природных сообществах;
– выяснить, что произойдет, если убрать звено природного сообщества.
– Где мы с вами можем применить эти знания в жизни? Стоит ли нам добросовестно разбираться в этих вопросах?
4 Этап изучения нового материала
Творческое задание
Учащиеся делятся на две группы. Вытягивают каточки, на которых написаны виды (домовый воробей, полевой воробей, рыжий воробей, ласточка городская, береговая ласточка, деревенская ласточка). Те, у кого карточки разных видов одного рода – объединяются в одну группу, остальные – во вторую.
Каждая группа должна составить рассказ на определенную тему (тема определяется путем вытаскивания карточки с заданием):
1. Опишите место, где вы бы могли собрать чернику.
2. Опишите место, где вы бы могли любоваться цветением василька.
3. Опишите место, где вы бы могли наблюдать за шмелями.
4. Опишите место, где вы бы могли наблюдать за лягушками.
5. Опишите место, где вы бы могли слушать пение соловья.
Для составления описания учащиеся могут воспользоваться фотографиями леса, поля, луга, болота, пруда, размещенными да доске.
После того как учащиеся зачитывают свои рассказы, учитель, обобщая все сказанное, делает вывод:
Одни виды существуют совместно с другими на одной территории, составляя сообщество живых организмов – биоценоз.
Рассказ учителя с элементами беседы
– Что такое природное сообщество?
Природное сообщество или биоценоз – это совокупность организмов разных видов, совместно обитающих на одной территории. (Рассказ о предположениях Ч.Дарвина)
Самостоятельная работа учащихся
Задание: Прочитайте фрагмент «Пищевые связи организмов, цепи питания» § 21. Выпишите ключевые понятия. Определите их значение.
Подведение итогов самостоятельной деятельности о различных «профессиях» живых организмов в природных сообществах.
– В любом природном сообществе все живые организмы можно разделить на три группы:
– производители;
– потребители;
– разрушители.
– Производители – это зелёные растения, они производят органические вещества в процессе фотосинтеза. Часть образованных веществ растение расходует в течение своей жизнедеятельности, часть откладывает про запас.
– Потребители – это организмы, которые потребляют органические вещества, произведенные зелёными растениями. Сами органические вещества, богатые питательными веществами, служащие источником энергии, потребители создавать не могут. Они их получают в готовом виде, потребляют, отсюда и название – потребители. К потребителям относят растительноядных, всеядных и хищных животных.
– И третья группа живых организмов в природном сообществе – разрушители. К ним относятся многочисленные микроскопические бактерии, грибы, а также почвенные черви, жуки-могильщики и некоторые другие животные. Они питаются мертвыми растительными и животными останками. В результате их деятельности органические вещества превращаются в минеральные, возвращаются в почву. Эти минеральные вещества могут вновь усваиваться растениями.
– В экосистеме между этими организмами устанавливаются пищевые связи – цепи питания. Обычно они состоят из трех-пяти звеньев. Начинается пищевая цепь всегда с производителей, т.е. с зелёных растений. Второе звено цепи – травоядные организмы, затем хищники. Например, лист яблони – гусеница – синица.
– Какие связи существуют между организмами в биоценозе?
Живые организмы в сообществах связаны друг с другом прежде всего пищевыми связями. Кроме пищевых связей, в природных сообществах между организмами устанавливаются и другие, непищевые взаимодействия. Например, растения создают условия для проживания животных: дают возможность укрыться от врагов, построить гнездо, логово, уберечь от хищников потомство и т. п. Животные опыляют растения, распространяют плоды и семена. Кроме того, они удобряют почву, разрыхляют ее.
5 Этап первичной проверки понимания изученного. Физкультминутка
– Давайте немножко отдохнем и разомнемся. У вас на столах лежат картинки с изображением животных и растений. В разных частях класса имеются вывески с «профессиями» живых организмов в природных сообществах. Каждый из вас берет картинку и подходит к той вывеске, к которой, по его мнению, относится изображение.
Дополните недостающими элементами цепи питания:
Древесина – ____________ – дятел.
Семена – ____________ – гадюка – _____________ – аист.
Трава – кузнечик – ______________ – уж – ______________.
6 Этап закрепления и применения изученного
– Ребята, обратите внимание, что в пищевой цепи каждый организм служит пищей предыдущему. Однако лист растения могут есть и гусеницы, и слизень, а гусеница может стать как пищей для жука, так и лакомством для птицы, которая, кстати говоря, может съесть и самого жука. Поэтому в природных сообществах складываются не пищевые цепи, а пищевые сети.
(Анимированная схема на доске и в презентации)
Задание: Распределите по категориям.
Производители |
Потребители |
Разрушители |
Одуванчик, червяк, лягушка, паук, бактерии, береза, росянка, сова, ворон.
Задание: Заполните пропуски.
Цепи питания – это____________ связи, которые устанавливаются между живыми организмами в __________. Обычно они состоят из __________ звеньев.
(1–2, всевозможные, сложные, экосистеме, пищевые, природе, 3–5)
Задание: Расставьте подписи.
7 Этап применения изученного
Задание: Найдите и запишите лишнее звено в цепи питания:
Трава → кузнечик → лягушка → мышь → аист
Задание (на каточках): Определите правильно и неправильно составленные цепи питания знаками + и –
Ёж → растение → кузнечик → лягушка
Кузнечик → растение → ёж → лягушка
Растение → кузнечик → лягушка → ёж
Ястреб → синица → личинка насекомых → сосна
Сосна → синица → личинка насекомых → ястреб
Сосна → личинка насекомых → синица → ястреб
Чайка → окунь → мальки рыб → водоросли
Мальки рыб → водоросли → окунь → чайка
Водоросли → мальки рыб → окунь→ чайка
Задание: Запишите недостающие звенья цепей питания:
Пшеница → мышь →______________________________
___________ → кузнечик → ________________________
Сосна → сосновая пяденица → _____________________
– Порассуждайте, что будет, если нарушить хотя бы одно из звеньев цепи питания? (При выпадении одного звена пищевой цепи может наблюдаться ее полное разрушение – если следующее звено не нашло другой источник питания). Например, при исчезновении всех зайцев количество лисиц сильно уменьшится или полностью исчезнет. В случае исчезновения всех лис количество зайцев сильно увеличится, и они уничтожат многие растения, что приведет к их исчезновению.
8 Этап информации о домашнем задании
§ 21 учебного пособия, ответить на вопросы.
9 Этап подведения итогов урока и рефлексии
Учитель раздает учащимся канцелярские цветные скрепки. Каждый учащийся строит самостоятельно цепочку из скрепок.
– Напоминает ли вам ваша цепочка пищевую цепь? Почему? Что произойдет, если одно из звеньев удалить?
– Как вы считаете, пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке в вашей жизни?
– Давайте проверим, выполнили ли мы поставленные задачи.
– Спасибо за урок!