С целью развития познавательного интереса и активизации речевой деятельности учащихся с нарушениями речи на коррекционно-развивающих занятиях используется авторское интерактивное пособие «Квест-чемодан».
Татьяна ЯКУБОВСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Вселюбская средняя школа» Новогрудского района,
Гродненская область
Общеизвестно, что дети с нарушениями речи отличаются низкой познавательной активностью, неумением работать самостоятельно с информацией, строить логическую последовательность своей речевой деятельности.
С целью развития познавательного интереса и активизации речевой деятельности учащихся с нарушениями речи на коррекционно-развивающих занятиях используется интерактивное пособие «Квест-чемодан».
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
– формировать умения работать в системе «учащийся – наглядный учебный материал»;
– развивать просодические компоненты речи (силу голоса, речевое дыхание), мелкую моторику рук, ориентировку в пространстве;
– воспитывать потребность соблюдать правила дорожного движения.
Квест-чемодан – это интерактивное развивающее пособие, состоящее из пяти подвижных граней в виде открывающихся дверок, закрытых на замок. Внутри чемодана размещён тематический реквизит, используемый на занятии. Верхняя грань чемодана представлена в виде квест-карты, где каждая остановка, отмеченная на карте, представляет собой отдельную дверцу чемодана с изображением соответствующих символов.
Занятия проводятся в виде квест-игры. Каждая грань чемодана используется на определённом этапе занятия.
І Подготовительный этап
Задача: мотивировать активность учащихся на занятии.
Задача реализуется с опорой на 1-я грань чемодана, где изображен обесцвеченный светофор для создания сюжета квест-игры. Например: Светофор сломался – его три цвета обесцветились, и девочка не может перейти дорогу. Он просит помощи и приглашает нас совершить путешествие по квест-карте, которая поможет нам отыскать все цвета светофора.
ІІ Основной этап
Задачи: развивать просодические компоненты речи (силу голоса, речевое дыхание), мелкую моторику рук, ориентировку в пространстве.
На этом этапе используются 2-я, 3-я и 4-я грани чемодана. По сюжету квест-игры 2-я грань называется «Сортировка». Она направлена на развитие мелкой моторики рук и представлена в виде открывающейся справа налево двери.
Задание. Чтобы открыть следующую дверь, нам необходимо найти нужный сигнал светофора и ключ; они спрятаны в коробке. Для этого надо рассортировать мелкие предметы по банкам. Рассортировав предметы, дети находят на дне коробки ключик и красный сигнал светофора. Ключ используется для открывания 3-й двери, которая открывается сверху вниз. Эта грань направлена на развитие просодической стороны речи, поэтому называется «Сигнальные ладошки».
Задание. Перед вами вверху расположены в кармашках картинки, а внизу – ладошки жёлтого и оранжевого цвета. Посмотрите внимательно на карту и соотнесите цвет и силу голоса. Вы должны соединить свою ладошку с цветной и произнести название картинки с соответствующим голосом.
После выполнения задания дети получают жёлтый цвет светофора и ключ от замка 4-й двери. Открыв 4-ю дверь сверху вниз, они видят пешеходный переход и новое задание.
Задание «Прочитай-составь». Из белых и чёрных полос выложить пешеходный переход так, чтобы могли попасть на заданный пункт. На каждой полосе есть кармашек с вложенным словом (слогом), которое при переходе необходимо прочитать. Попав в пункт назначения из прочитанных слогов выложить слово (из слов составить предложение). По итогу выполненного задания вручается последний зелёный цвет светофора.
ІІІ Заключительный этап
Задача: формировать умения осуществлять словесную регуляцию деятельности.
На этом этапе используется 1-я грань чемонада: на светофор прикрепляются цвета светофора и подводится итог занятия.
Для периодического использования пособия в «Квест-чемодане» предусмотрены кармашки для обновления учебно-дидактического материала в зависимости от изучаемой темы и формирования умения.
Использование интерактивного пособия на коррекционно-развивающих занятиях позволило:
– повысить уровень познавательной активности и мотивации;
– активизировать взаимодействие анализаторов: зрительно-слухового, речеслухового и речедвигательного в процессе речевой деятельности;
– способствовать формированию умения учиться самостоятельно с помощью вспомогательных средств интерактивного пособия;
– наладить взаимодействие в системе «учитель – учащиеся» и обратную связь «учащиеся – содержание учебного материала»;
– систематизировать учебно-дидактический материал по изучаемой теме в одном пособии.