Образование уменьшительно-ласкательных существительных на материале темы «Посуда». Конспект коррекционного подгруппового занятия

- 16:30КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Конспект занятия в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

Инна МИХАЛОВСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский ясли-сад № 4 г. Сморгони»,
Гродненская область
innamihalovskaa@gmail.com

 

Тема: «Образование уменьшительно-ласкательных существительных на материале темы “Посуда”».

Цель: совершенствование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи:

– расширять и активизировать словарь существительных по теме, формировать обобщающее понятие «посуда»;
– формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные;
– совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже;
– развивать артикуляционную и мелкую моторику; слуховое и речевое внимание;
– воспитывать интерес к обучающей деятельности.

Материалы и оборудование: наборы предметных картинок (чайник, чашка, тарелка, сковорода, кастрюля, ложка, корзинки – 4 шт.), сюжетная картинка «Магазин посуды», разрезные картинки (чайные чашки, чайники), пособия для развития речевого дыхания «Горячий чай» – 4 шт., кукла Маша, индивидуальные зеркала, картинки артикуляционной гимнастики.

 

Ход занятия

I Организационный этап

Учитель-дефектолог. Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

II Основной этап

Учитель-дефектолог. Ребята, послушайте загадки.

Мы в шкафу рядком стоим,
Чистотой всегда блестим.
Приглашаем вас на чай.
Знаешь нас? Так отвечай! (Выставляется картинка с изображением чайных чашек)

На плите – кастрюль начальник,
Толстый, длинноносый(Выставляется картинка с изображением чайника) 

И оладьи, и омлет,
И картошку на обед.
А блины – вот это да!
Жарит все(Выставляется картинка с изображением сковороды) 

Чайника подружка,
Имеет два ушка,
Варит суп для Маши, Юли,
А зовут ее(Выставляется картинка с изображением кастрюли) 

Чтоб поужинать всем дружно,
Что на стол поставить нужно?
Глубокую и мелкую
Для еды(Выставляется картинка с изображением тарелки) 

Учитель-дефектолог. Как мы назовем все эти предметы одним словом?

(Ответы детей) Ребята, слышите музыку? (Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь»)

Кто пришел к нам на занятие? (Ответы детей)

Смотрите, Маша сегодня очень грустная. Оказывается, она хотела приготовить Мишке угощение, но не знает, для чего какая посуда нужна. Послушайте, что говорит Маша: 

Я хочу бульон сварить,
Воду мне куда налить?
Чем нарежу я лучок?
На чем режут кабачок?
Куда водички мне налить,
Мишку чаем угостить?
Где заварку заварить?
Куда сахар положить?

Какая еще посуда нужна Маше? (Ответы детей)
А для чего нужен салатник? (Солонка? Стакан? Блюдце?). (Ответы детей)
Какую посуду вы еще знаете? (Ответы детей)
Где можно приобрести посуду? (Ответы детей)

Артикуляционная гимнастика «Чаепитие»

Маша очень долго к нам добиралась, устала, давайте сначала угостим ее чаем. (Дети выполняют артикуляционную и дыхательную гимнастику) 

«Чайник»

Чайник на плиту мы ставим,
Свои щечки надуваем.
Раз, два, три – сдуваем. 

«Чашечка»

Чашечку в шкафу возьмем,
Чаю вкусного нальем.
Вместе с Машей будем пить,
Чашку не забыть помыть!

 

Дыхательная гимнастика «Горячий чай»

Наш чай очень горячий, давайте на него подуем. (Детям предлагаются картинки чашечек с изображением пара) Ребята, а с чем пьют чай? (Ответы детей)

«Варенье»

Очень вкусное варенье
Мы съедим на день рожденья.
И широким язычком
С губки слижем все потом.

«Конфетка»

Я конфеты за щеку
Спрятать быстренько смогу.

«Блинчик»

Месим тесто мы и мнем,
К чаю блинчик испечем.

 

Динамическая пауза «Превращения» (Выполняется стоя)

Учитель-дефектолог. Маша отдохнула, выпила чай, а теперь предлагает вам поиграть вам в ее любимую игру «Превращения».

– Вокруг себя повернитесь и в кастрюльки превратитесь.
– Вокруг себя повернитесь и в ложечки превратитесь.
– Вокруг себя повернитесь и в чайники превратитесь.
– Вокруг себя повернитесь и в магазине окажитесь.

Ребята, представьте, что мы с вами оказались в магазине посуды. Что здесь продается? Как называется такой магазин? (Ответы детей)

Дидактическая игра «Один – много»

Ребята, Маша никогда не видела столько посуды. Давайте поиграем в игру «Один – много». Я буду называть один предмет, а вы – несколько таких предметов. (Чашка – чашки, миска – миски и т.д.)

Дидактическая игра «Назови ласково»

Мы будем покупать посуду. У нас корзиночки маленькие, поэтому и посуду мы будем покупать маленькую. (Тарелка – тарелочка, чашка – чашечка, ложка – ложечка и т.д.)

Составление предложений

Ребята, расскажите Маше, что вы купили в магазине посуды. (Детям предлагается составить предложение по образцу: «Я купил…»)

Дидактическая игра «Посчитай-ка»

Вот сколько посуды мы купили. Давайте посмотрим, что купила Маша, и поможем ей посчитать покупки. (Согласовывают числительные с существительными от одного до пяти: одна чашка, две чашки, три чашки, четыре чашки, пять чашек и т.д.)

Пальчиковая гимнастика «Моем посуду»

(Выполняют артикуляционную гимнастику, проговаривая стихотворение)

Моем вилку, чашку, ложку,
Сковородку, поварёшку,
Моем блюдце и стакан,
И закроем крепко кран.

Давайте расскажем Маше, как нужно ухаживать за посудой. (Ответы детей)

Дидактическая игра «Чиним посуду»

Стала Маша посуду мыть и вот что произошло. Послушайте стихотворение.

Раз, два, три, четыре,
Я посуду перемыла:
Только чашку я разбила,
И тарелка развалилась,
Нос у чайника отбился.
Ложку я еще сломала –
Так я Мишке помогала.

Давайте поможем Маше и починим разбитую посуду. (Детям предлагается сложить разрезные картинки)

III Заключительный этап

Маше очень понравилось у вас в гостях. Ребята, где мы сегодня были вместе с Машей? Что мы помогли ей купить?

Маша с вами прощается и благодарит вас за помощь. Теперь она знает, где можно купить посуду и как за ней ухаживать.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий