Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития во взаимодействии с семьей

- 17:23ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Идеи, Дошкольное образование. Работа с родителями, Методичка

Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников интегрирована с государственными программами воспитания и обучения детей. Она нацелена на формирование у детей представлений о духовном и социальном опыте нашего народа, традиционных семейных ценностях, национальных чертах и особенностях белорусского народа.

 

Валентина ЛИШИК,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Слонимский дошкольный центр развития ребенка»,
Гродненская область

 

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, период активного познания мира и человеческих отношений. Важнейшей целью современного образования, одной из приоритетных задач общества и государства является формирование целостной личности ребенка, воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, и компетентного гражданина Республики Беларусь. Это и диктует необходимость просветительской работы по формированию у детей духовно-нравственного сознания и культуры.

Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников интегрирована с государственными программами воспитания и обучения детей. Она нацелена на формирование у детей представлений о духовном и социальном опыте нашего народа, традиционных семейных ценностях, национальных чертах и особенностях белорусского народа [2].

Духовно-нравственное воспитание ребенка представляет собой многоплановый, целенаправленный процесс, способствующий усвоению норм и ценностей, принятых в обществе. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. К 5–6 годам у детей формируется интерес к миру взрослых: их трудовые будни, семейные традиции, исторические события, героические поступки соотечественников – все это способствует возникновению интереса, уважения и восхищения делами, самоотверженными поступками взрослых, желание подражать им. Поэтому так важен для детей пример отца и матери.

В государственном учреждении образования «Слонимский дошкольный центр развития ребенка» ведется систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников во всех возрастных группах, в том числе воспитанников с ОПФР. Активное участие в этой деятельности принимают родители. Взаимодействие с семьями мы осуществляем на основе принципа единства координации усилий детского сада и семьи. Действуя сообща, предъявляя воспитанникам согласованные требования, идя рука об руку, помогаем друг другу, дополняем и усиливаем педагогическое воздействие. Наш подход – отношение к родителям как партнерам и максимальное вовлечение их в жизнь дошкольного учреждения.

В ГУО «Слонимский ДЦЦР» сложилась система работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, которая включает в себя следующие этапы. В 2019 году мы впервые проинформировали родителей об организации работы объединения по интересам «Уроки доброты» и провели анкетирование законных представителей (1-й этап), в ходе которого выяснили, что родители понимают значимость духовно-нравственного воспитания и выражают желание, чтобы воспитанники посещали занятия по этому направлению. Такое анкетирование проводится в дальнейшем при наборе детей в новые группы. Вторым этапом стали непосредственно занятия по духовно-нравственному воспитанию «Уроки доброты», которые в ДЦРР проводятся с 2019 года. В первый год они проводились в старших группах и предполагали один год обучения. В последующем занятия начались с воспитанниками средних групп и продолжались в старших. Такая практика показала, что результат работы лучше, дети получили больше знаний, закрепили основные понятия духовно-нравственного воспитания. В 2022 году «Уроки доброты» стали проводиться во второй младшей группе № 12.

Основная цель: формирование нравственных чувств и нравственного сознания у дошкольников.

Основные задачи обучения:

образовательные

– формировать нормы поведения, такие как выдержка, взаимопомощь, уважение к старшим и сверстникам;    
– формировать у детей понятия о совести на основе приобщения к духовно-нравственным ценностям;
– формировать и культивировать в сознании детей понятия традиционных семейных ценностей;

развивающие

– развивать творческий потенциал каждого ребенка через театрализованную, художественную, познавательно-исследовательскую деятельность;
– развивать у детей речь, мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать; 

воспитательные

– воспитывать толерантность, уважение к традиционным духовно-нравственным понятиям и ценностям, интерес к национальным традициям белорусского народа.

Ежегодно около 50 % детей, посещающих занятия по духовно-нравственному воспитанию, это воспитанники с ОПФР. К примеру, в 2023–2024 учебном году «Уроки доброты» посещали 52 дошкольника, 27 из них – с ОПФР. Для таких детей характерно нестабильное психоэмоциональное состояние, раздражительность, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.

В работе с воспитанниками мы используем разнообразные методы и приемы: беседы, игры-путешествия, проблемные ситуации, игры-драматизации, чтение художественной литературы, видеопрезентации, экскурсии, поисковые вопросы и другие. Мы считаем, что такие приемы развивают у детей самостоятельность, инициативу, формируют уверенность, решительность, любознательность, заставляют их думать, самостоятельно находить решение в сложившейся ситуации. Широко используем в работе методы и приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей: игры, сюрпризный момент, проблемные ситуации. Добиваемся, чтобы каждый ребенок активно участвовал в занятии, учитываем индивидуальные особенности детей, в процессе не скупимся на похвалу и словесные поощрения.

Пальчиковые гимнастики «Хомкины привычки», «Ангел», динамические паузы и физминутки «Доброта», «Вежливый зайчик», «Масленица» помогают снять напряжение тела, переключают внимание, восстанавливают работоспособность детей. Также включаем в занятия чистоговорки для автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи; игры «Назови ласково», «Измени слово по образцу», «Веселые картинки»; дыхательные гимнастики, которые рекомендует учитель-дефектолог.

На данном этапе работа с родителями заключается в том, что с ними проводятся тематические беседы и консультации («Поговорим о нравственности», «Нравственное воспитание дошкольника» в семье и детском саду», «Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей»). Для них размещается актуальная информация о проведенных занятиях и их тематике на сайте учреждения и в групповых чатах.

В духовном воспитании ребенка одной из главных задач является воспитание привычки к делам милосердия, воспитание любви к ближним, которые строятся на чувствах сострадания, сопереживания, соучастия. Однако мы понимаем, что заложить нравственные основы в детях невозможно, лишь беседуя и играя с ними на занятиях. Нравственные качества у детей формируются не от слов «веди себя хорошо, слушайся», а от совместной деятельности вместе с ребенком. Так возникла идея организации совместных тематических праздников с родителями. Их целью было на примере героев инсценировок прививать детям моральные и духовно-нравственные качества личности. И, наконец, вовлечь родителей в процесс духовно-нравственного просвещения (3-й этап). Сегодня в нашем ДЦРР стали традиционными и массовыми праздничные мероприятия «День Матери», «Рождество Христово» и «Пасха». Остановимся более подробно на том, как проходит реализация третьего этапа, в чем заключается последовательность вовлечения родителей в совместные мероприятия.

Сначала родители только присутствовали на этих праздниках в качестве зрителей. В сценарии праздника всегда кроме танцев, песен включаются театрализованные постановки, роли в которых играют сами дети, в том числе с воспитанники с ОПФР. Конечно, весь репертуар подбирается в соответствии с возрастом и способностями детей. Огромную роль в проведении занятий и подготовке инсценировок для праздничных концертов играет чтение с воспитанниками сказок: «Морозко», «Госпожа Метелица» Братьев Гримм, «Дюймовочка», «Снежная королева» Г.Х.Андерсена, «Мешок яблок» В.Сутеева, «Вежливое слово» Э.Мошковской и других. Художественное слово помогает детям более глубоко сопереживать героям произведений, оценивать их поступки, приобщает детские души к волшебному миру прекрасного. При подготовке праздничных концертов учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, отдельное внимание уделяем воспитанникам с ОПФР. На репетициях предусмотрена интеграция различных видов деятельности: речевая, игровая, музыкальная, двигательная. Благоприятному эмоциональному климату способствует демократический стиль общения воспитателя с детьми: диалоговое взаимодействие, одобрение, похвала. При потере интереса, активности детей их внимание переключаем на другой вид деятельности.  

При распределении ролей используем индивидуально-дифференцированный подход: детей-меланхоликов, не уверенных в себе, застенчивых, с трудностями в произношении звуков задействуем в массовых сценах, танцевальных номерах, постоянно обращаем внимание на их успехи. Во время заучивания текстов обращаем внимание на произношение звуков, интонации, выполняем рекомендации учителя-дефектолога. Для воспитанников с ОПФР предусматриваем индивидуальные занятия. В процессе репетиций следим за тем, чтобы поставленные задачи были чётко сформулированы, доступны для понимания детей, побуждаем детей к проявлению самостоятельности и инициативе, поощряем за личные достижения. Реализация личностно-ориентированного подхода обеспечивается в создании для каждого ребенка ситуации успеха: правильное распределение ролей, словесное поощрение каждого ребенка в той или иной части репетиции или выступления.  

Родители воспитанников, в том числе детей с ОПФР, становятся активными помощниками в организации и подготовке совместных мероприятий. Мамы принимают участие в изготовлении костюмов, украшении зала. Родители помогают детям заучивать стихи, роли, т.к. детям дошкольного возраста без помощи взрослых просто не справиться. Родителям предлагаются физминутки, пальчиковые гимнастики, речевые игры, чистоговорки, коммуникативные игры и другие, рекомендованные учителем-дефектологом и педагогом-психологом учреждения образования. В 2023–2024 учебном году, в рамках проведения мероприятия ко Дню Матери и Рождественского праздника, родители стали непосредственными участниками праздничной программы. Мамы танцевали вальс с сыновьями, читали стихи, исполняли роли. Мы убеждены, что участие родителей в репетициях, праздничных мероприятиях, не только повышает их педагогическую грамотность, но и повышает информированность о задачах обучения, воспитания, а у родителей воспитанников, имеющих ОПФР и о приемах коррекционной работы. Также такая совместная деятельность содействуют формированию гармоничной личности, развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой при установлении правильных взаимоотношений с окружающими людьми. Несомненно, нельзя недооценивать те важные минуты и часы в жизни ребенка, когда рядом с ним находится любящий и понимающий его взрослый человек

Мы считаем, что такая форма взаимодействия с родителями воспитанников достаточно эффективна. Она сохраняет интерес детей и родителей к выбранной деятельности, позволяет создать доброжелательную атмосферу, обращаться к накопленному опыту детей, увидеть каждого ребёнка, его возможности и способности.

 

Список использованной литературы

1 Учебная программа дошкольного образования / Мин-во образования Респ. Беларусь. – Минск : Аверсэв, 2022.  – 416 с.
2 Финькевич, Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в поликультурном пространстве [Электронный ресурс] / Л.В.Финькевич, А.М.Счастная.– Режим доступа: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/29084/1/%d0%9b.%20%d0%92.%20%d0%a4%d0%b8%d0%bd%d1%8c%d0%ba%d0%b5%d0%b2%d0%b8%d1%87-2.pdf.– Дата доступа: 09.02.2024.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий