Занятие по образовательной области «Музыкальное искусство» для воспитанников специальной группы с тяжелыми нарушениями речи 5–6 лет. Может использоваться музыкальными руководителями в учреждениях дошкольного образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, а также образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования. Занятие раскрывает весь спектр приемов и методов современных музыкальных технологий для активизации речевой деятельности воспитанников средствами музыкального искусства.
Елена ДУРАСЕНКО,
музыкальный руководитель
ГУО «Слонимский дошкольный центр развития ребенка»,
Гродненская область
Тема: «Логопосиделки».
Цель: формирование основ эстетической культуры средствами музыкального искусства.
Задачи
Образовательные:
– формировать целостное и дифференцированное восприятие музыкальных произведений;
– умение применять различные виды уподобления звучанию музыки: моторно-двигательное, мимическое, словесное, вокальное, инструментальное, интонационное, полихудожественное.
Развивающие:
– развивать творческое воображение детей;
– музыкальность детей через объединение различных: зрительных, слуховых, двигательных ощущений в процессе музицирования;
– способность детей к построению ассоциативных аналогий между собственными ощущениями и звуковыми, пластическими, мимическими образами.
Воспитательные:
– воспитывать позитивное отношение к музыкальному искусству как к общечеловеческой ценности;
– желание познавать разные жанры музыкального искусства, его разнообразное эстетическое содержание;
– активно проявлять себя в музыкально-исполнительской и творческой деятельности.
Ход занятия
Дети входят в зал друг за другом бодрым шагом под маршевую музыку (минусовая фонограмма песни «Будучы салдат» (Д. Трубачев, В. Трубачева), отмечая метрическую пульсацию хлопками с помощью разноцветных полиэтиленовых пакетов.
Музыкальный руководитель (на заключительные аккорды музыки). На месте стой! Раз, два! (Дети останавливаются). А сейчас ставим левую руку на пояс, в правой руке держим пакетик и легко на носочках бежим друг за другом змейкой (упражнение «Бег змейкой» на минусовую фонограмму «Ладачкі»,бнм)
На заключительную часть музыки дети кладут пакетики воспитателю в корзинку и выстраиваются в одну линию перед гостями.
Коммуникативная игра «Игра в гостей» с кинезиологическими упражнениями (пальчиковая гимнастика):
Дети. Здрасьте, здрасьте, мы вас ждём («стульчик»)
Гости. Промочило нас дождём («стульчик»)
Дети. Ожидали мы гостей («столик»)
Гости. Мы промокли до костей («столик»)
Дети. Где ваш зонтик? (Большой пальчик каждой руки «здоровается» с каждым другим пальчиком)
Гости. Потеряли. (Большой пальчик каждой руки «здоровается» с каждым другим пальчиком)
Дети. Где галоши? (Большой пальчик каждой руки «здоровается» с каждым другим пальчиком)
Гости. Кот унёс. (Большой пальчик каждой руки «здоровается» с каждым другим пальчиком)
Дети. Где перчатки? (Большой пальчик каждой руки «здоровается» с каждым другим пальчиком)
Гости. Скушал пёс. (Большой пальчик каждой руки «здоровается» с каждым другим пальчиком)
Дети. Это, гости, не беда, («стульчик»)
Приходите к нам всегда…(«столик»)
Речевая игра под музыку (со звучащими жестами (хлопками) и разным эмоциональным выражением «Имена»)
Сначала имя каждого ребёнка под музыку произносит музыкальный руководитель, отхлопывая ритм на два счёта, а затем это же имя произносят все дети с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов и ритмичными хлопками.
Музыкальный руководитель. Итак, музыкальная сказка. Обратите внимание на экран.
Жила-была Гушка… И было у неё шесть ребят в красных чёботах…
Музыкальный руководитель берёт свистульку, а воспитатель – колотушку, и с помощью музыкальных инструментов педагоги передают «голоса птиц».
Музыкальный руководитель исполняет a capella 1-й куплет белорусской народной колыбельной «Гушки» с одновременной иллюстрацией сюжета песни на мультимедиа.
Музыкальный руководитель. Как называется эта песня и кто её автор? (Ответы детей) А теперь, ребята, посмотрите внимательно на экран и выберите те картинки, которые не связываются с характером и звучанием колыбельной.
Интерактивная игра «Какая музыка?»
Детям необходимо выбрать картинки, которые не связываются с характером и звучанием колыбельной. Дети (индивидуально) подходят к экрану и выбирают (указкой) картинку, аргументируя свой выбор.
Музыкальный руководитель (по окончании игры). А сейчас давайте попробуем передать характер и звучание колыбельной с помощью наших разноцветных «дорожек». (Одновременно со слушанием колыбельной дети выполняют различные жесты и движения с разноцветными кусочками ткани)
Воспитатель (по окончании музыки).
В детском садике у нас тихий час.
Это значит, нам нужна ти-ши-на.
Мы сказали:
Дети: «Чок-чок-чок,
Спи, упрямый язычок»,
Потому что к нам пришла… (Ти-ши-на).
Музыкальный руководитель («встречает» детей «Весёлой полькой», муз. Я.Жабко (исполненной на фортепиано). А как называется эта музыка? (Хлопки или притопы).
А что это – песня, танец или марш? (Хлопки или притопы).
А о каких правилах необходимо помнить, чтобы правильно и красиво петь? (Ответы детей)
А что ещё мы с вами делаем перед пением? (Зарядку для нашего ротика!) Правильно. Возьмите, пожалуйста, под стульчиками ложечки.
Фонетическая ритмика под белорусскую народную музыку «Козачка» (с ложечками)
Музыкальный руководитель (по окончании музыки). Присаживайтесь. Педагог напоминает детям о правильном положении корпуса песенкой-распевкой.
Сидит дед, ему сто лет.
А мы детки маленькие, у нас спинки пряменькие!
М.Картушина
Музыкальная игра
Музыкальный руководитель. Я начну петь, а после звукового сигнала – поёте вы. (Педагог поёт 1-ю фразу 2-го куплета, а после звукового сигнала дети поют 2-ю фразу, в припеве – 1-ю фразу педагог, повтор – дети).
«Неожиданно» музыкальный руководитель замечает «двух гостей» – две пиктограммы с изображением лиц с разным эмоциональным выражением – «Злюку-ворчуна» и «Весельчака».
Музыкальный руководитель. Ой, посмотрите, это же наши старые знакомые. Злюка-ворчун (показывает пиктограмму) и «Весельчак (показывает вторую пиктограмму). Давайте посоревнуемся с ними – кто споёт 3-й куплет «Весёлой полечки» звонче, чётче и выразительнее.
Музыкальный руководитель в роли Злюки и Весельчака вместе с детьми исполняют a capella 3-й куплет и припев песни, музыкальный руководитель в процессе пения меняет пиктограммы и, дети передают разные эмоции голосом, мимикой и жестами. По окончании игры воспитатель оценивает пение и «гостей», и детей, отмечая, что дети очень старались и пели выразительно, звонко….
Музыкальный руководитель. А сейчас исполним всю песню «Весёлая полечка» под музыку. Кого коснётся моя волшебная палочка – тот будет солистом:
Крибли, крабле, бумс… (выходит воспитанник, которого коснулись палочкой), а воспитатель – дирижер, теперь выбираем музыканта, она (он) будет играть на треугольнике.
Дети исполняют песню.
Воспитатель (аплодируя).
Вот как весело у нас,
Ноги так и рвутся в пляс!
Белорусский народный танец «Дудалка-стукалка»
Начинает звучать музыка, мальчики приглашают девочек, дети выходят на ковёр и исполняют танец.
Ребёнок (по окончании танца).
Гости, мы вам были рады,
Но, прощаться нам пора.
До свиданья, до свиданья,
Дети (хором). Нам на улицу пора. (Под минусовую фонограмму танца «Дудалка-стукалка» и аплодисменты гостей дети за воспитателем выходят из зала).