Внеклассное мероприятие разработано для проведения в школе в рамках предметной недели русского языка и литературы.
Ирина ХОДОР,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 5 г. Новогрудка»,
Гродненская область
Цель: создать условия для осознания учащимися важности бережного отношения к русскому языку.
Задачи
Образовательные:
– закрепить, обобщить и систематизировать знания, проверить теоретические знания учащихся и их практические навыки;
– создать условия для формирования у учащихся бережного, уважительного отношения к родному языку, расширения общего и лингвистического кругозора.
Развивающие:
– развивать умение связно излагать свои мысли в устной форме с учетом ситуации общения;
– развивать умение работать в команде, а также умение осуществлять рефлексивную деятельность.
Воспитательные:
– воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, аккуратность, внимательное отношение к ответам товарищей.
Ход мероприятия
I Мотивационный этап
– Здравствуйте, ребята.
Текут две речки в сердце, не мелея.
Становятся единою рекой.
Забыв родной язык, я онемею,
Утратив русский, стану я глухой.
Эти слова кабардино-балкарской поэтессы Танзилли Зумакуловой будут эпиграфом нашего конкурса.
II Организационный этап
– Каждая команда вытянула листок с названием и заняла свое место.
Итак, знакомьтесь: команда «Языковые искатели» в составе…
И команда «Грамматические герои» в составе…
Оценивать игру сегодня будет жюри из ваших одноклассников. На входе ребята вытянули жребий.
Итак, наше жюри (представление членов жюри).
Жюри занимает места, им выдается ведомость (Приложение 1) и контрольные карточки (Приложение 2).
– Хранителем времени, согласно жребию, выпало быть… Он будет следить, чтобы на каждый конкурс было отведено ровно столько времени, сколько запланировано. (По истечении времени хранитель времени подает знак колокольчиком).
А распорядителем зала, также согласно жребию, будет сегодня… Он будет собирать ответы команд и передавать их судьям. Еще одна задача распорядителя зала – выдавать призы – маленькие перышки (Приложение 3) нашим болельщикам за правильные ответы. Настоящим знатоком русского языка будет признан болельщик, у которого соберется наибольшее количество перышек.
Итак, первое задание для групп поддержки. Придумать короткое напутствие для команд и для жюри. Начать предлагаю со слов «Уважаемые игроки!» или «Уважаемое жюри!».
Болельщики озвучивают напутствия.
Ну что ж: ни пуха, ни пера!
III Конкурсный этап
– Начать конкурсную программу предлагаю с видеоролика. Давайте его внимательно посмотрим. (Видеоролик «Ксанф и Эзоп», 2 мин.)
https://www.youtube.com/watch?v=9YxeNWx7MTs&t=7s
– Как вы думаете, прав ли был Эзоп? На самом ли деле язык – это самое худшее на свете и в то же время самое лучшее?
Чему же наша игра посвящена? (Дети предполагают). Правильно, великому и могучему, правдивому и свободному русскому языку.
Как вы считаете, какие цели мы должны сегодня поставить перед собой? (Отвечают игроки, жюри, болельщики).
– Мы так привыкли к своему языку, что не замечаем его красоты и богатства. Мы знаем и любим свой язык, просто редко об этом задумываемся. Сегодня мы проведем соревнования между классами и узнаем, умеют ли команды обращаться с языком правильно и бережно.
1 Разминка
– Ребята, у вас в конверте лежит лист с шарадами. Вы должны в течение двух минут собрать слова и написать ответ в пустую строчку.
Первый слог – предлог.
Второе – летний дом.
А целое порой
Решается с трудом. (Задача)
В “списке” вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в “собрании” встретите вскоре,
В слове “рассказ” вы приставку найдёте,
В целом – по мне на уроки пойдёте. (Расписание)
Корень мой находится в “цене”,
В “очерке” найди приставку мне.
Суффикс мой в “тетрадке” вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)
Мой корень в “просьбе” заключён,
В ней он озвучен и смягчён.
Приставка в “воплощеньи” где-то,
А целое – все ждут ответа. (Вопрос)
Проверка: читаются шарады, команды по очереди дают ответы. Если команды не дали правильный ответ, учитель обращается к болельщикам. За правильные ответы своих болельщиков команды получают дополнительные баллы.
2 Орфоэпическая минутка
Задание: расставить ударение в словах.
– Ребята, вы знаете, что уровень культуры каждого человека можно определить с первой минуты общения, достаточно лишь услышать, как он произносит слова. Французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена». Послушаем «Рассказ школьного портфеля» о мальчике Пете, который неправильно ставит ударения в словах.
Учащийся читает стихотворение:
Знакомьтесь: Петя – мой сосед.
Ему уже 12 лет,
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет..»
«Закрой магазин на обед…»
«Хозяйка моет стаканы…»
«Секёт свеклу… Пекёт блины…»
И до меня дошел черед
Портфель он «портфелем» зовёт.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя.
Пусть и его зовут Петя…
– Петя! – несется со двора —
Тебе домой идти пора!
Не трогай малыша, «Петя»,
Ведь ты большой, а не дитя!
«Петя» обижен на ребят,
Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил.
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
Ребята! Кто из вас не прочь
Несчастному «Пете» помочь,
Чтобы мальчишка смог опять
Обыкновенным Петей стать? (Ю.Тимянский)
– Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения.
Как же помочь Пете, ребята? (Во всех словах нужно правильно ставить ударения.)
– Итак, задание: в течение одной минуты правильно расставить ударение в словах.
Каталог, договор, творог, торты, красивее, сливовый, квартал, звонишь, кухонный, щавель, газопровод, баловать, хозяева, форзац, обеспечение, свекла.
– Хорошо, а теперь давайте проверим, у всех ли правильно поставлено ударение (Приложение 2), за каждое правильно поставленное ударение – 1 балл.
3 Конкурс «Срочно нужен переводчик»
– Случается, слушая речь молодых людей, взрослые оказываются в положении иностранцев, над которыми можно иронизировать – всё равно ничего не поймут.
Просмотр видеосюжета «Ералаш» «Почем мы так говорим?»
https://www.youtube.com/watch?v=9YgO89MCGsI
– Представляете, что бы было, если бы нам пришлось встретиться с людьми XIX века! Мы бы точно остались непонятыми…
Впрочем, к нам гости! Узнаете? (Появление гения – учащийся в образе А.С.Пушкина).
– Ну, здравствуй, племя молодое, незнакомое!
Я помню чудные мгновенья,
Когда учился в школе я:
К наукам, книгам, просвещенью
Тянулись все мои друзья!
Что ж вы, потомки, натворили?
Во что язык наш превратили?
Куда исчез высокий слог?
Кругом попса, тусовки, рок.
Уж не нужна литература
В век СМСок и гламура.
И хоть я самых честных правил,
Как взял бы розги и вот их
Учить бы заново заставил
Великий русский наш язык!
– Ребята, предлагаю вам побыть в роли переводчиков: необходимо сделать литературный перевод монолога своего сверстника. На выполнение этого задания вам дается три минуты.
«Прикинь, родоки сегодня намылились в школу на тусу. А тича – душнила криповая, настучит моим олдам, что у меня тройбаны за четверть есть. И пруфы предоставит – журнал покажет. Короче, родоки будут агриться и мне на изи кринж устроят, или даже зашквар. Месяц не почилимся».
– Пока команды занимаются переводом, проверим, умеют ли наши группы поддержки заменять слова молодежного сленга общеупотребительными. За каждый правильный ответ – дополнительный балл команде.
Бэсти – лучший друг.
Краш – человек, в которого тайно влюблен.
Соулмейт – родственная душа.
Токсик – токсичный человек.
Форсить – проталкивать.
Чекать – проверять.
Запилить – сделать что-то в контексте социальных сетей.
Оффнуть – выключить.
Рандомный – случайный.
Рили – действительно.
Скилл – навык
Проверка «перевода» монологов.
4 Конкурс «Корректоры»
– «Сколько языков ты знаешь – столько раз ты человек», – говорил А.П.Чехов. Трудно усомниться в верности этого афоризма. Нам, живущим в Беларуси, повезло. У нас на государственном уровне закреплены два государственных языка – русский и белорусский, и мы стремимся владеть ими одинаково хорошо. Но нас подстерегают ловушки. В условиях близкородственного двуязычия трудно избежать речевых ошибок. У вас есть текст на русском языке, к сожалению, он с ошибками. Нужно найти их и исправить. На выполнение задания вам дается две минуты (Приложение 2).
«Вчера я ишел со школы. Из-за угла дома на меня выскочил злой собака. Я испугался его. О происшествии я рассказал своим друзьям. Они смеялись с меня. Мне было обидно от ихних слов».
5 Конкурс «Знатоки поговорок и пословиц»
– Как богат наш язык! И как мало мы вслушиваемся в нашу речь, речь своих собеседников. Многие из нас говорят стандартно, тускло, невыразительно, забывая, что есть живая, красивая речь! Пословицы – одно из свидетельств выразительности нашей устной речи. Итак, конкурс «Знатоки пословиц и поговорок». Вам предлагается пословица-перевертыш. Принцип перевертышей – переиначить пословицу/поговорку так, чтобы она представляла собой свой полный или частичный антоним – фразу с противоположным смыслом. Например, поговорка «Яблоко от яблони недалеко падает» может превратиться в «Арбуз с арбузом близко поднимаются», а пословица «Копейка рубль бережет» – стать такой: «Миллион доллары растранжирил».
Вам нужно догадаться, о какой пословице или поговорке идет речь, и записать правильный ответ. Время выполнения – три минуты.
1. На милиционере ботинки мокнут. (На воре шапка горит).
2. Товарищ спасается, а тебя бросает. (Сам погибай, а товарища выручай).
3. Держи много денег и ни с кем не дружи. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)
4. Трусость деревни избегает. (Смелость города берет).
5. Курица кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ).
6. Начал развлечение – робко работай. (Сделал дело – гуляй смело).
– Пока наши конкурсанты готовятся, такое же задание предлагаю и для болельщиков.
Собак не страшиться – по городу гулять (Волков бояться – в лес не ходить).
Ложь уши ласкает (Правда глаза колет).
Корова изредка пылинку спрячет (Свинья всегда грязь найдет).
Уйти от новой стиральной машины (Остаться у разбитого корыта).
Чужие ботинки дальше от ног (Своя рубашка ближе к телу).
Ниже пяток не опустишься (Выше головы не прыгнешь).
Борщ сметаной поправишь (Кашу маслом не испортишь).
Ложь уши ласкает (Правда глаза колет).
Проверка задания. Подсчет результатов.
6 Конкурс «Собери высказывание»
– Поэт Вадим Шефнер о величии слова говорил так:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
У вас есть листы с зашифрованными высказываниями о русском языке. Нужно прочитать их. Ответ запишите на листе ответов. На выполнение задания у вас есть две минуты.
К А Г
Ы Н Е
З Е Р
Я Т Е
Ш И Б
(Берегите наш язык)
К И Р Ч
Ы К Е У
З С Т З
Я С Й И
Й У А
(Изучайте русский язык)
Е И Н Я О Т
С О Д Е Ш А
Н К Ы З Я
(Язык – наше достояние)
А Д О Р А
Н Я И Р О
Т С И О Т
Э К Ы З Я
(Язык – это история народа)
IV Подведение итогов
– Сейчас попросим жюри подсчитать и озвучить количество заработанных командами баллов.
Жюри объявляет итоги конкурса.
– Итак, настал час награждения игроков интеллектуального состязания! Первое место – у команды… . Команда… – на втором месте. Команды принимают свои награды!
Среди болельщиков лучшими знатоками русского языка признаны… Им вручаются дипломы «Лучшего знатока русского языка».
V Рефлексия
– В завершении предлагаю вам из фразеологизмов, записанных на доске, выбрать тот, который наилучшим образом характеризует вашу деятельность во время конкурса:
– шевелил мозгами
– держал язык за зубами
– бил баклуши
– работал за троих
– как белка в колесе
– слушал краем уха
– старался изо всех сил
– просиживал штаны
Проведение рефлексии осуществляется поднятием руки.
– Наше мероприятие подошло к концу. Я благодарю всех вас за работу. Любите язык, изучайте его. Обогащайте словарный запас, свою память, ведь только знание языка поможет вам в овладении многими науками. Новых вам открытий, знатоки и любители русского языка!
А закончить конкурсную программу я хочу словами Николая Доризо:
Любой язык по-своему велик –
Бесценное наследство вековое,
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое!
Приложение 1
ВЕДОМОСТЬ
лингвистического конкурса «Берегите наш язык!»
Итоговый результат:
I место – команда ________________________
II место – команда ________________________
Члены жюри:
Приложение 2
Контрольные карточки
Конкурс 2. Орфоэпическая минутка
КаталОг, договОр, твОрог и творОг, тОрты, красИвее, слИвовый, квартАл, звонИшь, кУхонный, щавЕль, газопровОд, баловАть, хозЯева, фОрзац, обеспЕчение, свЁкла.
Конкурс 3. Срочно нужен переводчик
Приблизительный перевод.
Представляешь, родители сегодня собрались в школу на собрание. А учительница – настоящая зануда, настучит им, что у меня тройки за четверть. И доказательства предоставит – журнал покажет. Боюсь, что родители будут злиться и мне запросто устроят нелегкую жизнь. Месяц не получится отдохнуть в спокойной обстановке.
Конкурс 4. Корректоры
Вчера я шел из школы. Из-за угла дома на меня выскочила злая собака. Я испугался её. О происшествии я рассказал своим друзьям. Они смеялись надо мной. Мне было обидно от их слов.
Приложение 3