Разбор полуаффиксального словообразования при работе с одаренными и высокомотивированными учащимися

- 14:31II И III СТУПЕНИ, ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК, Иностранный язык. Материалы к урокам, Методичка, Подготовка к олимпиадам

Полуаффиксация – один из наиболее продуктивных способов пополнения словарного состава немецкого языка.

Владислав СЛОБОДСКОЙ,
учитель немецкого языка
ГУО «Скрыгаловская средняя школа
имени Н.И.Шляги Мозырского района»,

Гомельская область

 

 

 

 

 

 

В работе с одаренными и высокомотивированными учащимися при подготовке к олимпиадам и конкурсам исследовательских работ по немецкому языку стоит обратить внимание на исследование, посвящённое полуаффиксации – одному из наиболее продуктивных способов пополнения словарного состава немецкого языка.

В процессе подготовки учеников следует обратить их внимание на то, что по поводу выделения этого вида словообразования в лингвистической литературе до сих пор существуют противоречивые мнения. Одни исследователи считают термин «полуаффикс» некорректным и относят образования с полуаффиксами либо к композитам, либо к производным, а другие не отрицают факт существования продуктивных элементов, занимающих промежуточную позицию между компонентами сложных слов и аффиксами, подчеркивая их функциональную близость к аффиксам.

Для рассмотрения с одаренными и высокомотивированными учащимися предлагаю рассмотреть три признака полуаффиксов, отличающих их от других словообразовательных элементов:

1. Серийный характер;

2. Формальная и этимологическая близость с соотносимыми корневыми морфемами;

3. Семантический сдвиг с частичным сохранением семантической связи с соотносимыми корневыми морфемами.

Объясняем учащимся, что достаточно обширную группу подобных образований составляют существительные с именем собственным, фамилией, титулом, именем родства, частью тела, животного в качестве словообразовательного элемента переходной зоны, т.е. полуаффикса.

В ходе анализа вводим семантические группы слов, характерные для разговорно-обиходной речи и выражающие эмоциональную оценку окружающего. Для примера предлагаю следующие варианты:

1. Шутливые названия лиц по профессиональной деятельности: Butterfritze, Apfelfritze, Gemüsefritze, Papierfritze, Schuhfritze, Tapetenfritze, Zeitungsfritze, Bierfritze (торговец маслом, яблоками, овощами, бумагой, обувью, обоями, газетами, пивом).

2. Имена, содержащие отрицательно-субъективную оценку внутренних и внешних качеств человека, таких как:

– жадность: Schlotbaron, Geizhals (скряга);
– безволие, нерешительность: Meckerfritze, Miesepeter (нытик);
– плаксивость: Heulliese, Heulrinne (рева, плакса);
– болтливость: Sabbeltante, Schnatterente, Klatschbase (болтушка);
– хитрость: Schlauberger; Schlauhals;
– неопрятность: Schmierfink, Kleckerliese, Fettsau (грязнуля);
– трусость: Schisshase, Angstmeier (трус);
– лень: Faulpeter; Pennbruder; Schlafratte (соня);
– хвастовство: Prahlliese, Prahlhals;
– преступность: Schwindelmeier (вор);
– отсутствие профессионализма: Paragraphenhengst (плохой юрист);
– чрезмерно высокий рост: Elefantenkücken (дылда) и др.

В ходе подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам исследовательских работ акцентируем их внимание на том, что динамические процессы, происходящие в немецком языке, вызывают изменения в инвентаре полуаффиксов, способствуют его постоянному росту, а, следовательно, открывают простор для дальнейших исследований.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий