Предполагается, что к концу урока учащиеся будут иметь общее представление о традиционном народном жилище белорусов; уметь выделять и характеризовать элементы жилища.
Нина НЕМЕЦ,
учитель изобразительного искусства и черчения
ГУО «Средняя школа № 7 г. Волковыска»,
Гродненская область
Тема: «Традиционное народное жилище».
Класс: 5-й.
Цель: предполагается, что к концу урока учащиеся будут иметь общее представление о традиционном народном жилище белорусов; уметь выделять и характеризовать элементы жилища.
Задачи:
– развивать у учащихся интерес к истории белорусского народа;
– совершенствовать навык работы с научными источниками;
– способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся;
– воспитывать уважительное отношение к жилищу человека и его особенностям.
Ход урока
1 Организационный этап
Проверка готовности к уроку.
2 Мотивационный этап
В кабинете организована выставка предметов домашней утвари. Звучит песня «Мой родны кут».
– Ребята, что мы видим в представленной экспозиции?
– А что объединяет все эти экспонаты?
3 Совместное целеполагание
– Мы видим предметы утвари, которыми пользовались наши предки. Сегодня у нас пройдет необычный урок, урок-путешествие во времени по музеям. И тема нашего урока – «Традиционное народное жилище».
– Опираясь на тему урока и собственные знания, сформулируйте задачи урока. Используйте опорные слова: знать, уметь, зачем. (Познакомимся с видами жилища белорусов. Узнаем, как они выглядели, их названия. Узнаем о внутреннем убранстве дома; научимся выполнять украшения в различных техниках; это необходимо знать и уметь для сохранения и поддержания культурного наследия Беларуси).
– Сегодня мы с вами отправимся в прошлое и узнаем, каким было убранство белорусского дома несколько веков назад, а также научимся выполнять декоративное украшение в технике вытинанка.
– В ходе урока мы пополним словарный запас новыми словами. У вас на столах есть тематический словарик – тезаурус, к которому мы будем обращаться (Приложение 1).
4 Операционно-познавательный этап
Просмотр фрагмента виртуальной экскурсии в музее «Берестье». «Быт крестьян: интерьер белорусского дома» (ссылка по QR-коду).
Беседа с опорой на текст учебника стр. 118.
Задание. Используя материал учебника, дополнительный материал, расскажите о понравившемся элементе народного жилища (Приложение 2).
1-й вариант – используя гексы, расскажет об элементах народного жилища, которые относятся к внутреннему облику народного жилища;
2-й вариант – используя гексы, расскажет об элементах народного жилища, которые относятся к внешнему облику народного жилища.
Опережающее задание (Приложение 3). Рассказ учащихся о жилище белорусов.
Лексическая работа. Выбери из предложенного облака слов те слова, которые характеризуют традиционное народное жилище (Приложение 4).
5 Промежуточная рефлексия
Игра домино. Работа в группах (Приложение 5)
Задание. Соотнесите вопрос-ответ.
1. Почему порог в хате высокий, а двери низкие? (Чтобы тепло зря не уходило)
2. Традиционный белорусский дом в XIXвеке рубили из двух помещений. 3. Как они назывались? (Жилая хата и холодные сени)
3. Что называли сердцем дома? (Большую печь)
4. Зачем к потолку крепили крепкую верёвку? (За неё внизу привязывали колыбельку (люльку)
5. Что являлось неотъемлемой частью каждой хаты? (Кросна – станок для домашнего ткачества)
6. Для чего служили сени? (Для утепления жилья, там лежали хозяйственные мелочи: бондарные и плетеные емкости, ступа, жернова, корыто для корма скота и др.)
7. Чем украшали интерьер дома? (Домоткаными половиками-дорожками)
6 Творческая мастерская
З танюткай чырвонай i сiняй паперы
Дзiвосныя узоры на вокны i дзверы.
I cвецяцца узiмку, i свецяцца ўранку
На сценах, як сонечны сон, выцiнанкi.
– Предлагаю вам сделать свои собственные вытинанки.
Самостоятельная работа учащихся
Вырезание вытинанки по собственному замыслу для украшения окна. Шаблон окна для каждой группы (формат А3).
Учащиеся работают парами, выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.
Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы), индивидуальная работа с учащимися.
Проверка организации рабочих мест учащихся.
Проверка соблюдения правил безопасной работы при выполнении задания.
Правила безопасной работы с ножницами
– Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперёд.
– Не держи ножницы острыми концами вверх.
– Не оставляй их в раскрытом виде.
– Для резания по прямой линии перемещай ножницы вперёд.
– При вырезании круглых деталей поворачивай заготовку.
– Детали со сложным контуром можно вырезать, выполняя ряд надрезов.
– Чтобы вырезать по одной непрерывной линии, поворачивай бумагу в разные стороны.
7 Уборка рабочих мест
8 Контрольно-оценочный этап
Учитель организует оценку, самооценку, взаимооценку работ учащихся.
Мини-выставка работ учащихся.
9 Рефлексия
– Вот и подошёл к концу наш необычный урок. Мы с вами сегодня проделали очень большую работу.
– Что нового для себя вы узнали на уроке? Чему учились? Что понравилось на уроке? Как проявились творческие способности на уроке?
– Предлагаю вам составить синквейн на тему традиционное народное жилище. Предполагаемый вариант синквейна:
Народное жилище
Скромное, гостеприимное
Работают, встречают, любят
Дом – малая родина каждого человека
История белорусского народа
– Считаю, задачи, поставленные в начале урока, были достигнуты. О том, что узнали и чему научились на уроке, расскажите дома. Может быть, вы сможете со своими родителями сфотографировать самые красивые дома нашего региона, и мы оформим фотовыставку.
Список используемой литературы
1 Гильянц, Э.К. Учите детей мастерить. – Москва : Просвещение, 1984. – 120 с.
2 История мировой культуры. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 60 с.
3 Колбышева, С.И. Искусство: учебное пособие для 5 класса учреждений общ. сред. образования с рус. языком обучения / С.И.Колбышева. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2022. – с. 127
4 Прекрасное – своими руками. – Москва : Детская литература,1989. – 201 с.
5 Хоруженко, К.М. Культурология: энциклопедический словарь /К.М.Хоруженко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. – 951 с.
6 Шевчук, Л.В. Дети и народное творчество. – Москва : Просвещение,1985. –167 с.
7 Этнаграфiя Беларусi: Энцыкл. (Беларус. Сав. Энцыкл.; рэдкал. I.П.Шамякiн (гал. рэд.) i инш. – Мн. : БелСЭ, 1989. – 575 с.