Проект по патриотическому воспитанию «Быть патриотом» (для младших школьников в оздоровительном лагере)

- 13:46I СТУПЕНЬ, Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Проекты

Проект проходит в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей и представляет собой цикл мероприятий совместной деятельности педагогов и партнёров проекта с младшими школьниками для формирования у детей гражданско-патриотических чувств, активной гражданской позиции, приобщения к белорусской культуре.

Наталья ЧИЖ,
учитель начальных классов,
ГУО «Средняя школа №2 г. Мстиславля»,
Могилевская область


Сроки проекта: апрель – октябрь.

Целевая аудитория: младшие школьники.
Партнёры проекта: Историко-археологический музей г. Мстиславля, ГУДО «Центр детского творчества г. Мстиславля», родители учащихся.

Актуальность

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы.

Большое место в приобщении младших школьников к национальной культуре занимают праздники и традиции, связанные с народным календарём. Белорусский фольклор насыщен народной мудростью, добротой, добродетельностью, терпимостью, достоинством, всеми качествами, которые стали отличительными чертами белорусов. Воспитательный потенциал его безграничен. Проведение в летнем оздоровительном лагере фольклорных праздников «Троица – праздник белой берёзоньки», квест-игры «Папороть-кветка», викторины «Медовый спас – всё про запас» создают условия для развития познавательного, коммуникативного, нравственного и эмоционального самовыражения детей.

Одним из важных видов деятельности в формировании патриотических чувств в оздоровительном лагере с дневным пребыванием являются экскурсии по родному краю. Младшие школьники любят совершать экскурсии (том числе и виртуальные). Во время экскурсий развивается познавательная активность ребят, появляется стремление еще больше узнать об истории родного края, внести свой вклад в его развитие участием в социально-значимых делах на благо школы и города.  

Вовлечение младших школьников в проектную деятельность по изучению истории родного края, города будет способствовать развитию активной гражданской позиции подрастающего поколения. Полученные во время реализации проектов знания ребята будут применять на учебных предметах.

Качества патриота и гражданина формируются на примерах боевой и трудовой славы членов семьи. С этой целью в лагере важно проводить мини-проекты «Моя семья». Ребята углубят знания о членах своей семьи, их жизни, делах, семейных традициях.

Тема Великой Отечественной войны является ведущей в сохранении исторической памяти, формировании уважительного отношения к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу над фашизмом. Высокие чувства любви к Родине, преклонения перед памятью погибших защитников не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их нужно пробуждать. Воспитательные мероприятия в лагере должны включать в себя чтение и обсуждение рассказов и стихотворений о войне, беседы, участие в акциях, возложение цветов Неизвестному солдату, слушание песен военных лет.

Большое значение для воспитания патриотизма имеют музеи. В музеях раскрывается тот или иной период истории, боевой путь соединений, судьбы ветеранов, знаменитых земляков. Фото, личные вещи и другие документы, помещенные на стендах и витринах музея, усиливают восприятие и вызывают высокие патриотические чувства.

Идея проекта: воспитывать активную гражданскую позицию младших школьников через систему работы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.

Цель проекта: создание условий для формирования активной гражданской позиции, приобщения к социальным ценностям – патриотизму, исторической памяти.

Задачи:

– прививать любовь к Родине;
– изучать историю, героическое прошлое и традиции своего края;
– развивать у младших школьников уважительное отношение, милосердие к ветеранам Великой Отечественной войны и труда, людям старшего поколения;
– воспитывать чувство долга, любви перед Родиной, готовность приносить пользу обществу и государству;
– вовлечь каждого участника проекта в активную творческую деятельность.

Ресурсы проекта

Информационные ресурсы:

– информационная база школы, школьная библиотека, литература по теме, тексты и фонограммы военных песен, гимна Республики Беларусь, тематические презентации воспитательных мероприятий, материалы школьного музея, историко-археологического музея г. Мстиславля, сайт образовательного учреждения, стенд для транслирования хода реализации проекта, социальные сети;

Технические ресурсы:

– школьные кабинеты, актовый зал, спортивный зал, школьный стадион, медицинский кабинет, столовая, мультимедийное оборудование, музыкальный центр, фотоаппарат, компьютер, школьный радиоузел.

 

План действий по реализации проекта

Название этапа

Цель и задачи

Подготовительный (апрель – май)

Цель: планирование мероприятий по подготовке к реализации проекта.
Задачи: организовать творческую группу, определить основные направления социального проекта, изучить материально-техническую базу для проведения проекта, подготовить ресурсы проекта, обозначить риски проекта и мероприятий по их локализации, распланировать воспитательные мероприятия, рассчитать смету расходов, разработать методы оценки проекта, продумать перспективы, провести PR-кампанию

Практический
(июнь – июль)

Цель: реализация проекта «Быть патриотом».
Задачи: отработать эффективные формы и методы воспитательного воздействия на учащихся; вовлечь в проведение мероприятий всех учащихся и партнёров проекта; принимать участие в районных мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию; разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей; проводить мониторинг реализации проекта

Аналитический (сентябрь – октябрь)

Цель: анализ и подведение итогов работы.
Задачи: обобщить результаты работы; создать систему эффективных форм и методов работы по формированию активной гражданской позиции, приобщения к социальным ценностям – патриотизму, исторической памяти; выпустить методическое пособие по теме; публикации в СМИ, выступление на конференции

Механизм реализации проекта

Основные принципы организации патриотического воспитания:

принцип целостно-смыслового равенства – у педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности;
принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования; взаимосвязь процессов образования и обучения;
принцип развития – путь воспитательной системы – возникновение, становление, период зрелости, преобразование;
принцип результативности – каждое дело должно быть доведено до конечного результата.

 

Основные направления и мероприятия по реализации проекта

 

Направление проекта

Общелагерные мероприятия

1

Гражданско-патриотическое

Конкурс строя и военной песни.
Спортивно-патриотическая игра «Зарничка».
Военно-спортивная игра «Школьный десант».
Акция «Благоустройство аллеи героев».
Викторина «Быть патриотом».
Встреча с военнослужащими

2

Героико-патриотическое

Проект «Дети войны».
Час памяти «Маленькие герои большой войны».
Квест-игра «Дорогами Победы».
Виртуальная экскурсия «Брестская крепость».
Урок мужества «Юные защитники Отечества».
Внеклассное мероприятие «Дети – жертвы геноцида в годы Великой Отечественной войны»

3

Историко-краеведческое

Проект «Мстиславль – древний и молодой».
Экскурсия «Тайны Замковой горы».
Квест-игра «История Мстиславля в памятниках».
Организация выставки «Милый сердцу уголок».
Фольклорный праздник «Троица – праздник белой берёзоньки».
Квест-игра «Папороть-кветка».
Викторина «Медовый спас – всё про запас».
Конкурс знатоков «Родной свой край люби и знай».
Посещение памятных мест (Кургана Славы в Мстиславле)

4

Духовно-нравственное

Мини-проект «Моя семья».
Конкурс чтецов «Дорогами войны».
Посещение Мстиславского историко-археологического музея.
Музейное занятие «Тайны мстиславских рушников».
Смотр патриотической песни.
Просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности.
Литературный калейдоскоп «Беларусь – мая Радзіма»;
Конкурс рисунков «Моя страна», «Горжусь Беларусью!»

Формы реализации проекта:

– уроки мужества;
– проектная деятельность,
– акции;
– спортивно-патриотические игры;
– викторины;
– встречи с военнослужащими
– смотры строя и песни;
– час памяти;
– экскурсии в музеи и по историческим местам города;
– квесты;
– выставки;
– фольклорные праздники;
– конкурсы чтецов и рисунков;
– музейные занятия;
– просмотр фильмов патриотической направленности;

Ожидаемые результаты

1 Вовлечь в проведение мероприятий всех учащихся и партнёров проекта.
2 Способствовать формированию у учащихся патриотического сознания, чувства национальной гордости.
3 Способствовать формированию активной жизненной позиции учащихся, способности делать правильный нравственный, социальный выбор.
4 Способствовать формированию гражданско-правовой компетентности школьника, способствующей снижению уровня правонарушений обучающихся.
5 Повышение профессиональной компетенции педагогов.
6 Создать систему эффективных форм и методов работы по формированию активной гражданской позиции, приобщения к социальным ценностям – патриотизму, исторической памяти.
7 Выпустить методическое пособие.

Экономичность проекта заключается в том, что эта модель функционирует на базе школы, где созданы хорошие условия для работы. Участники проекта могут пользоваться школьной библиотекой, спортивным залом, компьютерным классом, школьным музеем. Финансовая поддержка образовательного учреждения осуществляется в пределах бюджетного финансирования и штатного расписания, привлечения внебюджетных средств от спонсоров, общественности.

PR-кампания:

– организация массовых мероприятий проекта;
– использование государственной символики;
– освящение деятельности проекта в СМИ;
– выкладывание информации о проведённых мероприятиях в социальных сетях;
– информирование о ходе проекта на стендах учреждения образования;
– презентация проекта;
– издание методических материалов;
– выпуск методического пособия по теме проекта.

 

Результаты

– Участие всех младших школьников и педагогов оздоровительного лагеря с дневным пребыванием в реализации проекта.
– Участие всех младших школьников в районных мероприятиях ГУДО «Центр детского творчества г. Мстиславля» патриотической направленности в течение лагерной смены.
– Выпуск методического пособия по теме проекта.

Участие младших школьников в проекте «Быть патриотом» способствует:

– формированию у учащихся патриотического сознания, чувств национальной гордости, активной жизненной позиции, гражданско-правовой компетентности школьника, способствующей снижению уровня правонарушений обучающихся;
– формированию у младших школьников уважительного отношения, милосердия к ветеранам Великой Отечественной войны и труда, людям старшего поколения;
– изучению истории, героического прошлого и традиций своего края;
– развитию чувства любви перед Родиной; готовности приносить пользу обществу и государству.

В результате проведения проекта повысятся профессиональные компетенции педагогов.

 

Перспективы проекта

После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития:

– внедрение разнообразных форм проведения общешкольных занятий и мероприятий;
– расширение территории проекта: трансляция опыта в образовательные учреждения;
– осуществление творческого подхода к патриотическому воспитанию учащихся;
– широкое использование инновационных технологий при проведении и подготовки мероприятий и занятий гражданско-патриотической направленности.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий