Проект проходит в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей и представляет собой цикл мероприятий совместной деятельности педагогов и партнёров проекта с младшими школьниками для формирования у детей гражданско-патриотических чувств, активной гражданской позиции, приобщения к белорусской культуре.
Наталья ЧИЖ,
учитель начальных классов,
ГУО «Средняя школа №2 г. Мстиславля»,
Могилевская область
Сроки проекта: апрель – октябрь.
Целевая аудитория: младшие школьники.
Партнёры проекта: Историко-археологический музей г. Мстиславля, ГУДО «Центр детского творчества г. Мстиславля», родители учащихся.
Актуальность
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы.
Большое место в приобщении младших школьников к национальной культуре занимают праздники и традиции, связанные с народным календарём. Белорусский фольклор насыщен народной мудростью, добротой, добродетельностью, терпимостью, достоинством, всеми качествами, которые стали отличительными чертами белорусов. Воспитательный потенциал его безграничен. Проведение в летнем оздоровительном лагере фольклорных праздников «Троица – праздник белой берёзоньки», квест-игры «Папороть-кветка», викторины «Медовый спас – всё про запас» создают условия для развития познавательного, коммуникативного, нравственного и эмоционального самовыражения детей.
Одним из важных видов деятельности в формировании патриотических чувств в оздоровительном лагере с дневным пребыванием являются экскурсии по родному краю. Младшие школьники любят совершать экскурсии (том числе и виртуальные). Во время экскурсий развивается познавательная активность ребят, появляется стремление еще больше узнать об истории родного края, внести свой вклад в его развитие участием в социально-значимых делах на благо школы и города.
Вовлечение младших школьников в проектную деятельность по изучению истории родного края, города будет способствовать развитию активной гражданской позиции подрастающего поколения. Полученные во время реализации проектов знания ребята будут применять на учебных предметах.
Качества патриота и гражданина формируются на примерах боевой и трудовой славы членов семьи. С этой целью в лагере важно проводить мини-проекты «Моя семья». Ребята углубят знания о членах своей семьи, их жизни, делах, семейных традициях.
Тема Великой Отечественной войны является ведущей в сохранении исторической памяти, формировании уважительного отношения к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу над фашизмом. Высокие чувства любви к Родине, преклонения перед памятью погибших защитников не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их нужно пробуждать. Воспитательные мероприятия в лагере должны включать в себя чтение и обсуждение рассказов и стихотворений о войне, беседы, участие в акциях, возложение цветов Неизвестному солдату, слушание песен военных лет.
Большое значение для воспитания патриотизма имеют музеи. В музеях раскрывается тот или иной период истории, боевой путь соединений, судьбы ветеранов, знаменитых земляков. Фото, личные вещи и другие документы, помещенные на стендах и витринах музея, усиливают восприятие и вызывают высокие патриотические чувства.
Идея проекта: воспитывать активную гражданскую позицию младших школьников через систему работы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.
Цель проекта: создание условий для формирования активной гражданской позиции, приобщения к социальным ценностям – патриотизму, исторической памяти.
Задачи:
– прививать любовь к Родине;
– изучать историю, героическое прошлое и традиции своего края;
– развивать у младших школьников уважительное отношение, милосердие к ветеранам Великой Отечественной войны и труда, людям старшего поколения;
– воспитывать чувство долга, любви перед Родиной, готовность приносить пользу обществу и государству;
– вовлечь каждого участника проекта в активную творческую деятельность.
Ресурсы проекта
Информационные ресурсы:
– информационная база школы, школьная библиотека, литература по теме, тексты и фонограммы военных песен, гимна Республики Беларусь, тематические презентации воспитательных мероприятий, материалы школьного музея, историко-археологического музея г. Мстиславля, сайт образовательного учреждения, стенд для транслирования хода реализации проекта, социальные сети;
Технические ресурсы:
– школьные кабинеты, актовый зал, спортивный зал, школьный стадион, медицинский кабинет, столовая, мультимедийное оборудование, музыкальный центр, фотоаппарат, компьютер, школьный радиоузел.
План действий по реализации проекта
Название этапа |
Цель и задачи |
Подготовительный (апрель – май) |
Цель: планирование мероприятий по подготовке к реализации проекта. |
Практический |
Цель: реализация проекта «Быть патриотом». |
Аналитический (сентябрь – октябрь) |
Цель: анализ и подведение итогов работы. |
Механизм реализации проекта
Основные принципы организации патриотического воспитания:
– принцип целостно-смыслового равенства – у педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности;
– принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования; взаимосвязь процессов образования и обучения;
– принцип развития – путь воспитательной системы – возникновение, становление, период зрелости, преобразование;
– принцип результативности – каждое дело должно быть доведено до конечного результата.
Основные направления и мероприятия по реализации проекта
№ |
Направление проекта |
Общелагерные мероприятия |
1 |
Гражданско-патриотическое |
Конкурс строя и военной песни. |
2 |
Героико-патриотическое |
Проект «Дети войны». |
3 |
Историко-краеведческое |
Проект «Мстиславль – древний и молодой». |
4 |
Духовно-нравственное |
Мини-проект «Моя семья». |
Формы реализации проекта:
– уроки мужества;
– проектная деятельность,
– акции;
– спортивно-патриотические игры;
– викторины;
– встречи с военнослужащими
– смотры строя и песни;
– час памяти;
– экскурсии в музеи и по историческим местам города;
– квесты;
– выставки;
– фольклорные праздники;
– конкурсы чтецов и рисунков;
– музейные занятия;
– просмотр фильмов патриотической направленности;
Ожидаемые результаты
1 Вовлечь в проведение мероприятий всех учащихся и партнёров проекта.
2 Способствовать формированию у учащихся патриотического сознания, чувства национальной гордости.
3 Способствовать формированию активной жизненной позиции учащихся, способности делать правильный нравственный, социальный выбор.
4 Способствовать формированию гражданско-правовой компетентности школьника, способствующей снижению уровня правонарушений обучающихся.
5 Повышение профессиональной компетенции педагогов.
6 Создать систему эффективных форм и методов работы по формированию активной гражданской позиции, приобщения к социальным ценностям – патриотизму, исторической памяти.
7 Выпустить методическое пособие.
Экономичность проекта заключается в том, что эта модель функционирует на базе школы, где созданы хорошие условия для работы. Участники проекта могут пользоваться школьной библиотекой, спортивным залом, компьютерным классом, школьным музеем. Финансовая поддержка образовательного учреждения осуществляется в пределах бюджетного финансирования и штатного расписания, привлечения внебюджетных средств от спонсоров, общественности.
PR-кампания:
– организация массовых мероприятий проекта;
– использование государственной символики;
– освящение деятельности проекта в СМИ;
– выкладывание информации о проведённых мероприятиях в социальных сетях;
– информирование о ходе проекта на стендах учреждения образования;
– презентация проекта;
– издание методических материалов;
– выпуск методического пособия по теме проекта.
Результаты
– Участие всех младших школьников и педагогов оздоровительного лагеря с дневным пребыванием в реализации проекта.
– Участие всех младших школьников в районных мероприятиях ГУДО «Центр детского творчества г. Мстиславля» патриотической направленности в течение лагерной смены.
– Выпуск методического пособия по теме проекта.
Участие младших школьников в проекте «Быть патриотом» способствует:
– формированию у учащихся патриотического сознания, чувств национальной гордости, активной жизненной позиции, гражданско-правовой компетентности школьника, способствующей снижению уровня правонарушений обучающихся;
– формированию у младших школьников уважительного отношения, милосердия к ветеранам Великой Отечественной войны и труда, людям старшего поколения;
– изучению истории, героического прошлого и традиций своего края;
– развитию чувства любви перед Родиной; готовности приносить пользу обществу и государству.
В результате проведения проекта повысятся профессиональные компетенции педагогов.
Перспективы проекта
После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития:
– внедрение разнообразных форм проведения общешкольных занятий и мероприятий;
– расширение территории проекта: трансляция опыта в образовательные учреждения;
– осуществление творческого подхода к патриотическому воспитанию учащихся;
– широкое использование инновационных технологий при проведении и подготовки мероприятий и занятий гражданско-патриотической направленности.