Задачи урока: сформировать у учащихся понятия прямой и обратной пропорциональных зависимостей; вырабатывать навыки определения вида зависимостей на основе анализа отношений между величинами; развивать логическое мышление при определении зависимости в соответствии с условием задачи.
Татьяна ВАСИЛЕНКО,
ГУО «Средняя школа № 2 имени Н.П.Массонова г. Свислочь»,
Гродненская область
Цели: планируется, что к концу урока учащиеся научатся определять вид пропорциональной зависимости.
Задачи
Образовательные:
– сформировать понятия прямой и обратной пропорциональных зависимостей;
– вырабатывать навыки определения вида зависимостей на основе анализа отношений между величинами;
Развивающие:
– развивать логическое мышление при определении зависимости в соответствии с условием задачи;
– внимание, умение сравнивать и делать выводы;
– грамотную математическую речь;
Воспитательные:
– воспитывать культуру общения;
– воспитывать чувство ответственности за свое здоровье;
– воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Тип урока: урок изучения нового материала с первичным закреплением знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ход урока
1 Организационно-мотивационный этап
– Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наш урок. Я хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия, и надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания при выполнении заданий.
2 Проверка домашнего задания
– Начнем с проверки домашнего задания. № 146, 147 (На этапе проверки домашнего задания учитель еще раз делает акцент на вопросах и заданиях, вызвавших наибольшие затруднения у учащихся).
3 Постановка темы и целей урока
– Обратите внимание на облако слов. Найдите понятия, которые мы еще не изучали на уроках математики.
– Итак, сформулируем тему урока: «Прямая и обратная пропорциональные зависимости».
– Что, по вашему мнению, вы должны знать и уметь к концу урока? (Предполагаемые ответы учащихся: знать, какие есть пропорциональные зависимости, научиться определять вид этих зависимостей).
4 Формирование новых знаний
Работа в парах
1. Заполните таблицу, найдите отношение стоимости товара к его количеству. Сделайте вывод.
Количество товара, кг |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Стоимость товара, руб. |
8 |
16 |
24 |
32 |
40 |
Вывод: количество товара увеличивается в несколько раз, стоимость тоже увеличивается во столько же раз.
Такая зависимость между величинами называется прямо пропорциональной.
2. Заполните таблицу, найдите отношение количества человек к количеству дней выполняемой ими работы. Сделайте вывод.
Количество рабочих |
18 |
9 |
6 |
3 |
2 |
Количество дней выполняемой ими работы |
6 |
12 |
18 |
36 |
54 |
Вывод: количество рабочих уменьшается в несколько раз, количество дней выполняемой ими работы увеличивается во столько же раз.
– Скажите, если при прохождении одного и того же расстояния увеличить скорость в несколько раз, как изменится время движения? Сделайте вывод.
Вывод: Скорость и время движения при постоянном расстоянии обратно пропорциональные величины.
– Итак, мы познакомились с прямой и обратной пропорциональными зависимостями.
– Найдите в учебнике определения. (Учащиеся зачитывают определения).
– Мы сегодня на уроке говорим о пропорциональной зависимости в математике. А какая еще может быть зависимость? (Учащиеся называют зависимости, одна из них – это зависимость от курения табака).
Справочно: табак приносит вред телу, разрушает разум. Курящий наносит вред не только своему здоровью, но также и здоровью окружающих. Установлено, что примерно 2/3 дыма от сгоревшей сигареты попадает во внешнюю среду и загрязняет её никотином, смолами и другими вредными веществами. Подсчитано, что некурящий поневоле вдыхает до 60–65 % отравляющих веществ, «плавающих» в воздухе вместе с дымом. Поэтому в нашей стране курение в общественных местах запрещено.
5 Первичное применение знаний
Работа с учебником
1) № 148 (устно).
– Скажите, рост и возраст человека являются прямо пропорциональными? (Такая зависимость не является прямо пропорциональной, так как с увеличением возраста человека его рост увеличивается, но не в такое же число раз.)
2) № 153 (фронтально, 1 учащийся у доски).
3) Задание на карточке (учащиеся выполняют индивидуально, самостоятельно).
– По данным таблицы определите, является ли зависимость между величинами пропорциональной? Если да, то какой? Какая величина здесь не меняется? Определите расстояние, которое должен проехать автомобиль.
Дана таблица:
Скорость (км/ч) |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
120 |
Время (ч) |
4 |
2 |
1 |
1 |
0,8 |
Ответ: Да, является. При увеличении первой величины в определенное число раз, значение второй величины уменьшается в такое же число раз. Зависимость обратно пропорциональная. Не меняется расстояние. 80 километров.
– Верно. 80 километров – это расстояние от нашего города Свислочь до города Гродно.
Справочно: Гродно – один из старейших и красивейших городов Беларуси. Основан на слиянии рек Немана и Городничанки, в центре пересечения более важных торговых и военных путей, что во многом определило его судьбу.
Красота города была замечена еще в XVI столетии, когда он был включен в кельнскую энциклопедию Г.Брауна как один из «прекраснейших городов мира».
Гродно – один из немногих белорусских городов, сохранивших большую часть исторической застройки и старинную планировку. Центр города является архитектурным заповедником и бережно охраняется.
Город-музей, королевский город, город замков, город храмов – все это о городе Гродно.
Физкультминутка
Графический диктант
(Учащиеся работают самостоятельно с последующей взаимопроверкой. Ответы записывают в тетрадь).
– Итак, я буду читать утверждения, а вы должны ответить верно (+) оно или нет (–).
1. Периметр квадрата и длина его стороны прямо пропорциональны. (+)
2. Грузоподъемность машин и их количество прямо пропорциональны. (–)
3. Если площадь прямоугольника – постоянная величина, то его длина и ширина – обратно пропорциональные величины. (+)
4. Скорость автомобиля и время его движения обратно пропорциональны. (+)
5. Между продолжительностью дня и ночи в сутках обратно пропорциональная зависимость. (–)
6. При постоянной цене стоимость товара и его масса – обратно пропорциональные величины. (–)
7. При постоянной ширине прямоугольника его длина и площадь прямо пропорциональны. (+)
8. Можно ли назвать две величины обратно пропорциональными, если при увеличении одной из них в два раза другая в два раза уменьшается. (+)
– Сколько получилось верных ответов? (5) Неверных? (3)
– Какой пятый месяц в году? (Май.)
– Какие государственные праздники отмечаются в этом месяце? (День Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь – второе воскресенье мая; День Победы – 9 мая.)
Справочно: В этих символах воплощается память поколений, отражаются национальное самосознание и непростой исторический путь народа, связываются воедино прошлое, настоящее и будущее белорусского государства. День Победы – один из самых важных праздников в истории страны, а также памяти, глубокого уважения и благодарности всем, кто защищал нашу Родину.
6 Контроль и коррекция знаний
Учащиеся выполняют самостоятельно задание выбранного уровня. (Самопроверка и самооценка).
Задание 1. Является ли пропорциональной зависимость между временем лова рыбы и числом пойманных рыб? Ответ пояснить.
Задание 2. Машина находится в пути 2 часа. Заполните таблицу и определите зависимость.
v (км/ч) |
30 |
45 |
60 |
90 |
S (км) |
|
|
|
|
Задание 3. В какой таблице зависимость между величинами a и b являются прямо пропорциональной, а в какой – обратно пропорциональной? Добавьте по одному столбику с данными в каждую табличку, чтобы зависимость между величинами не менялась.
a |
60 |
30 |
20 |
15 |
b |
4 |
8 |
12 |
16 |
a |
1 |
0,5 |
0,2 |
0,1 |
b |
10 |
5 |
2 |
1 |
Задание 4. Найдите в таблице значение величины, которое нужно изменить так, чтобы зависимость между величинами х и y была обратно пропорциональной.
х |
6 |
24 |
4 |
12 |
3 |
1 |
8 |
y |
40 |
10 |
60 |
50 |
80 |
240 |
30 |
7 Домашнее задание. § 4, № 160, 161(а)
8 Подведение итога урока. Выставление отметок
– Какую цель мы ставили сегодня на уроке?
– Достигли ли мы ее?
9 Рефлексия
«Незаконченное предложение»
– Продолжите соответствующее вам предложение.
– Сегодня на уроке:
– Я научился…
– Было трудно…
– Я узнал…
– У меня получилось…