«Разброс мнений» о формуле профессионального успеха. Классный час по профориентации, 9–10-й класс

- 9:02Классный час, Методичка, Профориентация

Внеклассное профориентационное мероприятие. Может быть использовано на классных часах, факультативных занятиях, в дополнительном образовании. Будет интересно учителям, работающим в профильных классах. Форма проведения – «Разброс мнений». Учащимся предлагаются недописанные фразы, которые задают ракурс рассуждений по новой теме. Учитель организует поочередное высказывание мнений, точек зрения в соответствии с заданным началом.

 

Валентина БОГДАНОВИЧ,
учитель-методист
ГУО «Гимназия № 1 г. Дятлово»,
Гродненская область

 

Цель: активизировать мотивацию профессионального самоопределения учащихся.

Задачи:

– расширить знания подростков о мире профессий;
– стимулировать размышления подростка о собственных перспективах личностного самоопределения, освоения навыков XXI века;
– помочь в отношении профессионального самоопределения.

Возрастная категория учащихся: учащиеся 9–10-го класса.

Продолжительность: 45 минут.

План классного часа

I Предварительное анкетирование «Мой выбор». Итоги теста.

II Интерактивная беседа по теме «Навыки XXI века».

III Групповая работа по теме «В мире профессий».

IV Проблемная ситуация «Выведение формулы профессионального успеха».

V Демонстрация осознанного выбора профессии.

VI Подведение итогов.

Ход классного часа

Классный руководитель. Здравствуйте, гости, ребята, коллеги! Наш классный час по профориентации называется «Разброс мнений» о формуле профессионального успеха». Как вы думаете, какова его цель, какие задачи нам нужно решить?

 

I Предварительное анкетирование «Мой выбор». Итоги теста

В классе заранее прошла анкета «Мой выбор». Результаты опроса:

водитель – 15 %    
юрист – 20 %

врач – 16 %       
строитель – 11 %

программист – 10 %       
экономист – 17 %

психолог – 6 %       
учитель – 1 %

пожарный –1 %    
военный – 3 %.

 

II Интерактивная беседа «Навыки XXI века»

Сегодня человек успешен в профессии, если обладает навыками, способными организовать его жизнь, – «навыками XXI века». Перед вами список. Ваша задача выбрать из него по одному наиболее актуальному навыку из каждой колонки для «вывода формулы профессионального успеха».

Таблица – Навыки XXI века

Глобальная компетентность

Фундаментальные знания

Компетенции

Черты характера

Способность к отбору информации
Способность мыслить нестандартно и гибко
Способность понимать смыслы
Социальный интеллект
Способность работать с современными СМИ
Универсальность навыков и мышления
Способность мыслить проективно
Способность вычислять
Сотрудничество
Инициативность предпринимательская способность
Позитивное мышление

Читательская грамотность Языковая грамотность
Математическая грамотность
Естественно-научная грамотность
ИКТ-грамотность
Финансовая грамотность
Культурная гражданская грамотность

Критическое мышление
Решение проблем
Креативность
Коммуникация
Сотрудничество

Любознательность
Инициативность
Упорство/
настойчивость
Приспособляемость
Лидерство
Социальная и культурная осведомлённость

 

Приём «Матрёшка»

Участники изготавливают матрёшки, состоящие из 4 сегментов. Каждый сегмент отличается по цвету. Выбранные из таблицы навыки ранжируются по цвету и значимости. В каждый сегмент вписывают только один навык. Матрёшки прикрепляются к доске. Комментирование с использованием приема «Разброс мнений».

Красная матрёшка – черты характера;
Оранжевая матрешка – фундаментальные знания;
Синяя матрёшка – компетенции;
Голубой фон – глобальные компетенции

Основа навыков, как мы видим на моделях – в красной матрёшке. Как же мы должны соотнести выделенные навыки с формулой профессионального успеха?

Классный руководитель предлагает учащимся объяснить и обосновать свой выбор, соотнести со своей будущей профессией. Приём «Разброс мнений». На доске карточки с заданными недописанными фразами, которые задают ракурс рассуждений по теме. Учащиеся выбирают индивидуальные карточки и озвучивают свои «матрёшки».

Карточки. Примеры недописанных фраз:

– «Я ранее не задумывался об этом, но могу сказать, что…»:
– «Мне кажется, что в этом вопросе главным является…»;
– «Для меня этот вопрос не является сложным, так как…»;
– «Меня в этом вопросе больше всего смущает…»;
– «Ежедневно с этой проблемой сталкивается человек, когда…»;
– «Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что….»:
– «Я убежден(а), что тема нашего классного актуальна, так как…»
– «Сегодня я понял(а), что:..»
– В центре «матрёшки» качества человека, так как….»
– Мне хотелось бы узнать мнение присутствующих по вопросу …

После высказываний учащихся подводятся итоги, организуется промежуточная рефлексия по следующим вопросам:

– Удалось ли посмотреть на проблему с разных сторон?
– Чьи суждения были наиболее интересными?

 

III Групповая работа по теме «В мире профессий»

Я предлагаю обратиться к следующей странице нашего образовательного события – веб-квесту «В мире профессий». Предлагаю разделиться на 4 группы для прохождения веб-квеста:

1) «ПрофГиды»,
2) «Историки»,
3) «Аналитики»,
4) «Фантасты».

Участники мастер-класса знакомятся с веб-квестом «В мире профессий» http://professiisvketko.blogspot.com/

Затем они «путешествуют» по ссылкам в поисках ответов на вопросы квеста; оформляют результаты в виде общей презентации, загружают их на страницу команды. Далее представляют командную работу перед всей группой, дают свой ответ на проблемный вопрос квеста.

Структура веб-квеста:

1) стартовая страница,
2) описание ролей (этапов),
3) презентация.

Обязательное условие: доказать, что та или иная профессия соответствует или не соответствует навыкам XXI века.

1) Группа «ПрофГиды»

Сегодня люди очень часто меняют профессию, руководствуясь потребностями времени и своими возможностями. Обладая навыками, относящимися к глобальным компетенциям, человек может быть успешен в различных, порой противоположных, областях.

Какие профессии сегодня наиболее востребованы на рынке труда?

Результаты своего исследования оформите в общей презентации. 
Приём «Разброс мнений». Карточка для группы: «Мне кажется, что сегодня наиболее востребованы на рынке труда такие профессии: …»

2) «Историки»

Вам предстоит рассказать о профессиях, которых уже нет. 
Выберите пять самых, на ваш взгляд, необычных профессий. 
Результаты своего исследования оформите в общей презентации. Результаты поиска внесите в общую презентацию.

Приём «Разброс мнений». Карточка для группы: «Мне кажется, что профессии исчезают, потому, что…»

3) «Аналитики»

Думаю, что многие профессии исчезнут и им на смену придут другие. Уважаемые аналитики, только вам под силу спрогнозировать, какие профессии исчезнут в ближайшие 10 лет. Результаты своего исследования оформите в общей презентации.

Приём «Разброс мнений». Карточка для группы: «Мне кажется, что в ближайшие 10 лет исчезнут профессии, так как…».

4) «Фантасты»

Что ждет нас в будущем? Как не ошибиться с выбором профессии? Дорогие фантасты загляните в будущее и расскажите нам о том, какие профессии будут востребованы. Результаты своего исследования оформите в общей презентации.

Приём «Разброс мнений». Карточка для группы: «Мне кажется, что в будущем появятся профессии…, так как…»

 

IV Проблемная ситуация « Выведение формулы профессионального успеха»

Предлагаю вернуться к теме классного часа «Разброс мнений» о формуле профессионального успеха». Какими качествами и навыками должен обладать человек, чтобы быть успешным в XXI веке? Я предлагаю обратиться к таблице «Навыки XXI века». Какие элементы из приведенного списка вы считаете необходимыми для вашей профессии?

Я уверена, что для каждого из вас наша встреча будет своеобразной ступенькой к вашей профессии и ваш выбор будет осознанным. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления, и свои возможности, и потребности общества в этой профессии именно в данный момент.

Какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. И главное – развивать навыки XXI века, которые позволят каждому достичь профессионального успеха.

На доске группы собирают из предложенных слов формулу профессионального успеха и защищают свой вариант; в итоге приходят к общему результату:

ЗНАНИЯ + КОМПЕТЕНЦИИ+ ХАРАКТЕР = ПРОФЕССИОНАЛЬННЫЙ УСПЕХ

 

V Демонстрация осознанного выбора профессии

Как объяснить эту формулу? Кто хочет озвучить свой профессиональный выбор?

К доске выходят ученики, доказывают осознанность выбора профессии. Используется приём «ПОПС-формула».

Учащемуся предлагается сказать (используя памятку) четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС-формулы:

П – позиция (Я считаю, что…)
О – объяснение (или обоснование) (Потому что …)
П – пример (Например …)
С – следствие (или суждение) (Поэтому…)

(Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слова: «Например …». И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слова: «Поэтому…». Таким образом, мы получаем уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» в материал, его понимании и нравственной оценке того или иного события, явления, факта. А самое главное, мы учим выражать собственное мнение).

 

VI Подведение итогов

Сегодня каждый из вас вывел собственную формулу профессионального успеха. Давайте ещё раз перечислим, какими навыками мы должны овладеть, чтобы быть уверенными в своей профессии.

Учащиеся используют карточки «Разброс мнений», кратко называют наиболее значимые навыки для выбранной профессии.

Вы знаете, какие навыки необходимо развивать уже сегодня, чтобы быть успешным завтра. Помним, что успех – это поступательное движение, а не точка, которой можно достичь.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий