Одна из важнейших задач в обучении детей – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Чтение – сложный психофизиологический процесс. В нем принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. У учащихся с трудностями в обучении эти анализаторы нуждаются в комплексном развитии на уроках обучения грамоте.
Полина ВОРОБЕЙ,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа №1 г. Сморгони»,
Гродненская область
polina.vorobey.02@gmail.com
Характерными особенностями при чтении для детей с трудностями в обучении являются:
– не сформировавшийся правильный способ чтения (побуквенное, причитывание, с большими паузами между словами, чтение про себя, потом выдает целиком);
– замены букв, чаще по графическому принципу (Д – Б, д – б);
– неправильные способы при чтении стечения согласных (схватил – схатил, сахаватил) – усечение, пропуск, добавление гласных.
Не стоит забывать о том, что у младшего школьника с трудностями в обучении, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т.е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения – возникновения из букв слова. Это вызывает у него интерес. После освоения первоначального чтения (грамоты) у ребёнка меняется мотив чтения: ему становится интересно понять, какая мысль кроется за словами, их смысл. Для того чтобы помочь ребёнку усвоить смысл прочитанного слова можно предложить следующие приемы.
Буквенные пазлы
Цель: формирование умения соотносить картинку с начальной буквой, развивать умение выделять заданный звук, обозначающий звук букву, с изображением слова.
Вариант использования: перед ребёнком на столе раскладываются пазлы с образом буквы и изображением слова в хаотичном порядке. Ребёнку нужно соотнести образ буквы с изображением слова, началом которого является выбранная буква. Например, буква А – ананас, буква У – улитка.
Инструкция ребёнку:
– «Возьми пазл с буквой А. Найди слово, которое начинается на букву А».
– «Найди пазл с ананасом. Произнеси слово. Какой звук ты слышишь первым? Найди букву, которая обозначает наш звук».
Этот приём можно использовать в разнообразных вариантах работы. Приём актуален для работы на зрительное восприятие и запоминание образов букв, соотнесение образа букв с изображением слов, которые начинаются с заданных букв. Прием также помогает развивать мыслительные операции соотнесения, анализа, синтеза; звуковой анализ и синтез слова.
Игровой прием «Карточки домино»
Цель: развитие осознанного чтения, глобального чтения целыми словами.
Вариант использования: перед ребёнком выкладываются карточки. Одна карточка выкладывается на центр стола. Ребёнок должен продолжить ряд от главной карточки. Например, на главной карточке есть слово «дыня». Ребёнок должен найти вторую карточку с изображением дыни и приложить её к главной карточке. По аналогии продолжается ряд.
Инструкция: «Перед тобой лежит главная карточка. Давай прочитаем, что на ней написано. Это слово «дыня». Найди изображение дыни и положи к главной карточке».
Такой прием помогает ребенку развивать осознанное чтение, закрепляет умение определять согласный и гласный звук в словах, закрепляет у ребёнка с трудностями в обучении связь образа предмета с читаемым словом.
Эти приёмы актуальны для использования на уроках обучения грамоте с учащимися с трудностями в обучении, так как развивают зрительное восприятие образов букв, слов, изображенных предметов. Также способствуют развитию мыслительных операций, таких как анализ, синтез, соотнесение; развитию звукового анализа и синтеза слова.
Необходимо учесть, что для учащихся с трудностями в обучении характерна быстрая утомляемость и потеря интереса во время проведения уроков и занятий из-за отсутствия смены видов деятельности. Такие игровые приёмы помогают гармонично сменить вид деятельности, акцентировать внимание и интерес учащихся к занятию.