В рамках 85-летней годовщины воссоединения Западной Беларуси и БССР в учреждениях общего среднего образования 17 сентября будет проведен единый урок, посвященный Дню народного единства. Автор предлагает урок, разработанный на основе матрицы, предложенной Национальным институтом образования.
Вероника КРЕЧИК,
учитель немецкого языка
ГУО «Большешиловичская базовая школа Слонимского района»,
Гродненская область
Цели урока:
– способствовать осознанию учащимися смысла и значения государственного праздника – Дня народного единства, важности сплоченности белорусского народа для сохранения сильного и независимого государства;
– формировать уважительное отношение к историческому прошлому Беларуси;
– воспитывать у учащихся гражданственность, патриотизм, ответственность и готовность действовать во благо своей Родины.
Задачи:
– создать условия для формирования гражданственности, патриотизма, осознания своей принадлежности к белорусскому народу.
– способствовать воспитанию уважения и равенства по отношению к одноклассникам и другим людям, ответственность и готовность действовать во благо Отечества, воспитывать гордость за историческое прошлое своего народа.
– прививать учащимся основополагающие ценности, идеи, убеждения, отражающие сущность белорусской государственности;
– формировать активную гражданскую позицию.
Форма: урок интерактивного общения.
Оборудование: белые листы, цветные карандаши и фломастеры, клей, белорусские газеты, распечатки с карикатурой, листы с информацией про День единства (для учеников).
Эпиграф: «17 сентября, в день начала судьбоносного освободительного похода Красной Армии, мы отмечаем один из самых главных государственных праздников – День народного единства. Единства, закаленного в самоотверженной борьбе за свое национальное достоинство…
Как тогда, так и сегодня единство для нас – главное условие сохранения и жизни нашего государства. А значит, вопрос выживания нас как нации» (Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко).
Ход урока
I Организационный момент
– Добрый день, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас этим прекрасным осенним днём. Прекрасный он потому, что на улице замечательная погода, а еще потому, что сегодня мы отмечаем важный праздник. Какой? Кто мне скажет? (Ответы учащихся). Правильно! День Народного Единства. 7 июня 2021 года Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко был подписан Указ № 206 о праздновании 17 сентября Дня народного единства.
Учитель зачитывает стихотворение Якуба Колоса.
Мой край ясназоры!
Прайшоў ты нямала
Шырокіх і вузкіх дарог.
I смутак, і гора цябе абнімала,
Ды ты іх пазбыў, перамог.
Ішлі мы ў прасторы шырокай пуцінай,
Як сейбіты згоды, дабра;
Свяцілася неба над полем, далінай,
У іскрах світання – зара.
Купаліся далі ў ласкавай сінечы,
Нас вабілі новыя дні.
Зямля разгарнула магутныя плечы,
Прасторы, куды ні зірні…
II Основной этап урока
– На протяжении истории человечества количество стран и их границы часто менялись. На земле насчитывается до 4 тысяч народностей и народов. При этом на сегодняшний день в мире существует около 200 общепризнанных государств. Из этой статистики очевидно, что лишь малая их часть имеет собственную государственность. Белорусы – один из таких народов!
– 17 сентября наша страна празднует День народного единства, приуроченный к одному из важнейших событий белорусской истории – воссоединению в 1939 году Западной Беларуси и БССР (это произошло 85 лет назад). Этот праздник был утвержден в 1939 году как «день освобождения трудящихся Западной Беларуси от польских панов». Последний раз в СССР он был отпразднован в 1949 году. Но затем был отменён, так как «территориальные вопросы не должны были омрачать дружественные отношения между СССР и Польшей».
Учитель зачитывает эпиграф урока.
– Основная идея празднования Дня народного единства состоит в том, чтобы объединить людей во имя развития своей страны. Республика Беларусь сохраняет свою независимость и суверенитет благодаря народному единству и огромному интеллектуальному и творческому потенциалу людей, талантливых, квалифицированных, искренне желающих принести пользу своему народу. Сплоченность, солидарность и взаимопонимание белорусов, объединенных историей, традициями, культурой и общим духом уважения и равенства – эти качества всегда были главными для белорусов, такими и должны оставаться.
– А теперь, ребята, я хочу прочитать вам притчу. Послушайте её внимательно и ответьте на мои вопросы.
Притча
У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.
Однажды отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он ни старался – ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по нескольку соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
Тогда отец сказал:
– Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.
– Какая мораль этой притчи? Что хотел сказать отец своим сыновьям? (Ответы учащихся).
– «Нам всем, кто видит мир по-разному, следует осознать, что у нас единая ценность – клочок земли в центре Европы. Другого не дано. И во имя сохранения его для детей давайте перевернем страницу пройденного и будем вместе писать новую главу независимой Беларуси. Давайте будущий год сделаем годом народного единства, – сказал Президент. – Будем жить своим умом, создавать ценности своими руками. Беречь, дорожить и любить так, как могут только белорусы – умная, толерантная, устремленная в будущее нация! И если мы хотим «людзьмі звацца», мы это сделаем!»
– Давайте поговорим о понятии «единство».
На каждую букву понятия «единство» учащимся предлагается подобрать связанные с ним по смыслу слова.
Е – единение, единодушие
Д – дружба, доверие
И – искренность, интеграция
Н – надежность, неделимость
С – сплоченность, согласие
Т – товарищество, терпение
В – воссоединение, взаимопонимание
О – объединение, ответственность
– А какие синонимы к слову «единство» вы знаете? Я даю вам две минуты, пожалуйста, запишите синонимы, и по истечении времени вы их мне зачитаете. (Спаянность, слитность, единение; монолитность, общность, единодушие, сомкнутость, спетость, спайка, организованность, связанность, чувство локтя). Вы правы, у слова «единство» есть много синонимов.
– А как вы считаете, ребята, что объединяет белорусов? (История, традиции, культура, язык.)
– Какие качества характерны для белорусского народа? (Миролюбие, трудолюбие, ответственность, взаимопонимание.)
– Как вы думаете, что такое единство народа? В чем оно проявляется? (Ответы учащихся).
– Ребята, ваши одноклассники подготовили информацию о том, почему так важен праздник 17 сентября. Послушайте, пожалуйста, внимательно, затем вам нужно будет ответить на вопросы.
Информация подготовленных учащихся
– Почему 17 сентября 1939 года – одна из ключевых дат в белорусской истории?
– Почему объединение Западной Беларуси и БССР в 1939 году является восстановлением исторической справедливости?
– Можно ли сказать, что этот день изменил историю белорусского народа? Почему?
– В чём значение этого праздника для современных белорусов?
– А на следующий вопрос я хочу получить творческий ответ. Ребята, как вы думаете, почему белорусскому народу важно быть единым? Ответьте на вопрос рисунком, коллажем или синквейном. Для этого у вас есть всё необходимое: фломастеры, цветные карандаши, клей, печатные издания (белорусские газеты и журналы).
(10–12 минут учащиеся выполняют задание; защита).
– Молодцы! Вы великолепно справились с поставленной задачей, и я вижу, что вы не только творческие личности, но и патриоты своей страны.
– А теперь посмотрите на карикатуру. Что вы видите? (На партах лежат распечатки).
– Какие исторические события отражены на карикатуре?
– О чем свидетельствуют призывы-надписи на карикатуре?
– Какие средства художественной выразительности использовал автор карикатуры для усиления эмоционального воздействия на зрителя?
– Совсем недавно мы с вами посмотрели фильм киностудии «Беларусьфильм» «Культурный код» о наших государственных символах. Давайте вспомним, что относится к государственным символам? (Ответы учащихся).
– Когда празднуется в Беларуси День Государственного гимна, флага и герба?
– Давайте вспомним фильм “Культурный код” и обсудим его? Что вы узнали из просмотра фильма? (Ответы учащихся).
III Подведение итогов
– Подводя итоги урока, я хочу напомнить, что вот уже 85 лет белорусский народ един территориально и духовно. Никто не вправе сказать, что кто-то, кроме нас самих, решает судьбу нашей свободной Родины. Главным же условием сохранения независимости Беларуси и приумножения достигнутого является единство общества и государства. В его основе нерушимость конституционного строя, патриотизм, консолидация усилий государства, общества и граждан по реализации и защите национальных интересов; приверженность традиционным ценностям белорусского общества; созидательный труд и верность выбранному пути.
– Мы, белорусы – единая нация, которая выбрала свой собственный путь развития и твердо его придерживается. Наша сила – в единстве. Когда мы едины – нам не страшны никакие испытания. Многое в развитии нашей страны зависит от молодежи, от каждого из нас.
– А.Г.Лукашенко 17 сентября 2022 года заявил: «Нас не будут толкать то влево, то вправо, делить и резать, если мы будем жить на своей земле, будем ее ценить, никому не отдавать и будем свято хранить свой суверенитет над этой территорией!»
– Наши деды и прадеды сохранили, сберегли нашу Родину от чужестранцев. Когда-то и вы сможете передать её своим детям. Наша задача – беречь, приумножать богатства страны. Изучать историю, сохранять традиции и язык нашего красивого, гордого, единого и умного народа.
IV Рефлексия
Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
– Что больше всего вам запомнилось?
– Что было интересным?
– Что вам показалось сложным?
– Узнали ли вы сегодня что-то новое?
– А настроение у вас сегодня праздничное?
– Надеюсь, что вы всегда будете гордиться и любить свою Родину, и когда вырастете, прославите её своими делами, а Беларусь всегда будет гордиться вами!