Мастер-класс разработан и проводился в рамках заседания творческой группы педагогов дополнительного образования художественного профиля по теме «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы – сочетание современности и самобытности». В процессе мастер-класса педагоги познакомились с техникой «йо-йо» и освоили навыки изготовления броши в этой технике.
Ольга МАРТИНОВИЧ, педагог дополнительного образования,
Наталья ЯКУТА, заведующий отделом по основной деятельности
ГУО «Слонимский районный центр творчества детей и молодежи»,
Гродненская область
Цель: создание условий для повышения профессионального уровня педагогов, обмен опытом путём сообщения, прямого и комментированного показа последовательности действий, способов и приемов творческой деятельности; освоение техники лоскутного шитья «йо-йо» для дальнейшего использования в работе по подготовке учащихся к конкурсам.
Задачи:
– ознакомить с техникой «йо-йо»;
– освоить последовательность действий, способов и приёмов изготовления броши в технике «йо-йо»;
– развивать творческие способности и воображение, художественный вкус;
– расширять и углублять знания по декору и дизайну;
– поощрять инициативность и креативность.
Оборудование и материалы: ножницы, швейная игла, лоскутки тканей (однотонные и с рисунком), круглая картонная форма разного диаметра, прочные швейные нитки, бусинки, булавки.
Ход мастер-класса
1 Объявление темы и цели мастер-класса
2 Теоретически-демонстрационная часть
2.1 Введение в тему. Техника «йо-йо» в современном дизайне декоративно-прикладного творчества
Сейчас в среде рукодельниц стала очень популярна техника «йо-йо». С её помощью можно делать милые цветы или украшения для одежды, сумок и интерьера.
Эти цветы из ткани не сразу стали называться «йо-йо». Первое их название – «саффолкские пуфы» – родом из Англии, а именно из графства Саффолк. В 17-м веке в Саффолке был расцвет шелковой и прядильной промышленности. В связи с высокой стоимостью новых тканей, рукодельницы старались сохранить каждый лоскуток, оставшийся после раскроя. А потом из этих остатков они научились делать искусственные цветы своими руками – объёмные пуфы. В ход шла и старая одежда, из которой вырезались все более или менее приличные участки. Пуфики стали сшивать друг с другом по кругу или рядами и создавали таким образом большие покрывала и скатерти.
В начале 20-го века в моду снова вошли объёмные детали из лоскутков. В это же время с Филиппин привезли маленькую деревянную игрушку – йо-йо, что в переводе с филлипинского означает «иди-иди» или «туда-сюда». Выглядит игрушка так – два плоских круга соединены между собой узкой перемычкой. На эту перемычку необходимо было намотать верёвку, после чего игрушка опускалась до пола, раскручивая верёвку, а потом снова возвращалась в руку, закручивая верёвку обратно. Кому пришло в голову сравнить изделия из ткани и деревянную игрушку – не известно, хотя некоторое сходство у них определённо есть. Скорее всего, из-за этого «саффолкские пуфы» и стали называться просто – «йо-йо».
В 21-м веке цветочки «йо-йо» вновь входят в моду. С их помощью украшают подушки, всё те же покрывала, сумки и даже одежду, особенно детскую. Стало традицией пришивать в центр цветка из ткани пуговицы, от чего «йо-йошки» только выиграли!
2.2 Материалы и инструменты, необходимые для работы
Ножницы, швейная игла, лоскутки тканей (однотонные и с рисунком), круглая картонная форма разного диаметра (зависит от поделки, которую будем создавать), прочные швейные нитки, бусинки, булавки.
3 Алгоритм изготовления броши
Обрисовываем по ткани шаблоны деталей (круги). |
|
Заготавливаем пять кругов разных размеров: 4, 5, 6, 7, 9 см в диаметре. Можно использовать разные цвета ткани. |
|
Продеваем иголку, отступив от края 0,5 см, прошиваем край ткани стежком «вперед иголкой». |
|
Стягиваем круг, потянув за нитку, закрепляем нитку. |
|
Расправляем деталь, делая ее плоской. |
|
Заготавливаем необходимое количество цветов. |
|
Выкладываем желаемый рисунок. Соединяем цветочки 2–3 стежками в местах касания их друг с другом. Можно наложить цветы друг на дружку, придав броши объема и оригинальности. |
|
По центру цветка пришиваем бусинки. |
|
К изделию крепим булавку. Брошь готова! |
|
Варианты изделий в технике «йо-йо». |
4 Практическая часть
Освоение участниками мастер-класса приемов изготовления броши.
5 Выставка работ
6 Рефлексия
Источники информации
1 Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. – М. : Знание, 2008.
2 Пинтерест [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pinterest.com/o_hromcova/%D0%BB%D1%8F%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%85%D0%B0/ . – Дата доступа: 22.02.2024.
3 Эллеонора – женский журнал. Лоскутная техника йо-йо. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elleonora.ru/khobbi-i-dosug/svoimi-rukami/27021-loskutnaya-tekhnika-yo-yo. Дата доступа: 01.03.2024.