Помоги Буратино. Конспект индивидуального занятия с воспитанником дошкольного возраста по автоматизации звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях

- 9:10КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Закреплять правильное произношение звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях.

 

Алла МАЛАШКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 6 г. Сморгони»,
Гродненская область
lashh79@mail.ru

 

 

Цель: автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях.

Программные задачи:

– закреплять правильное произношение звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях;
– обогащать и расширять словарный запас;
– закреплять умение использовать в речи предлог «под»;
– развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением; внимание; фонематический слух; тактильные ощущения; интонационно-выразительную сторону речи; силу голоса и речевое дыхание;
– формировать представление о темпе (быстро – медленно);
– воспитывать самостоятельность, интерес к занятию, чувство сострадания.

Материал для игры: кубик с картинками для артикуляционной гимнастики; картинка героя – Буратино; межполушарная доска; воздушные шарики, наполненные крупой и другими материалами; набор деревянных фигурок на звук [р]; коврики с цветными ножками и ладошками; развивающий набор «Умные звоночки», развивающий набор «Логопедический городок Домик», камешки «Марблс», пинцет; разрезная картинка «Шары»; воздушный шар.

 

Ход занятия

Учитель-дефектолог. Здравствуй, Имя ребенка! Сегодня, когда я шла на работу, встретила Буратино! Он был очень расстроен и рассказал мне, что очень переживает, из-за того что у него не получается красиво говорить слова, в которых есть звук [р]. Я решила пригласить его к нам в гости. Я очень надеюсь, что ты сегодня поможешь Буратино, и он всему научится. Согласна?

Тогда давай начнем с разминки. Но она будет не простая. Я дам тебе кубик, на сторонах которого изображены артикуляционные упражнения в картинках. Ты должна бросить кубик, и какая картинка тебе выпадет, такое упражнение тебе необходимо будет сделать. А Буратино будет повторять за тобой.

«Лопатка»
«Вкусное варенье»
«Часики»
«Лошадка»
«Грибок»
«Качели»

Ты молодец! Буратино старался вместе с тобой.

А теперь вспомним, как произносится звук [р]. Давай ты возьмешь межполушарную доску и обеими руками пройдешь зеркальные лабиринты. Сначала необходимо пройти лабиринт в направлении часовой стрелки и произносить звук [р] громко, а потом – в обратном направлении и произносить звук [р] тихо.

 

Умница. Буратино повторял вместе с тобой звук [р]. Ты отлично его произносишь. А за красивое произношение Буратино дарит тебе одну часть разрезной картинки, которую он принес с собой.

Далее нам необходимо вспомнить, как произносятся слоги со звуком [р].

Перед тобой в корзинке лежат воздушные шарики. Они наполнены разными материалами. Тебе необходимо найти на ощупь два одинаковых и, прикасаясь руками к паре шаров, произносить слоги.

РА-РА, РО-РО, РУ-РУ, РЫ-РЫ, АР-АР, ОР-ОР
УР-УР, ЫР-ЫР, ИР-ИР, ЕР-ЕР, ЮР-ЮР, ЯР-ЯР.

  

 

Молодец. Ты все правильно произнесла! Сейчас Буратино тоже попробует найти два одинаковых шарика и повторить слоги, а тебе он дает следующую часть картинки.

Далее нам необходимо закрепить произношение звука [р] в словах.

Для этого ты должна встать на коврики с разноцветными следами ног и рук. Тебе необходимо внимательно рассмотреть следы, и подумать на какой коврик ты будешь ставить правую и левую ногу, а на какой – правую и левую руку. На ковриках с ладошками находятся деревянные фигурки, в названиях которых есть звук [р]. Тебе необходимо называть фигурки, четко произнося заданный звук.

Молодец. Ты и с этим задание справилась отлично! Буратино очень понравилось, и он дает тебе следующую часть картинки.

Следующее задание будет уже немного сложнее. Тебе необходимо составить словосочетания со звуком [р].

В окошках деревянного домика, с картинками на заданный звук, находятся камешки «Марблс» в виде красных и синих сердечек. Тебе необходимо пинцетом брать сердечко, называть картинку, которая находилась под ним, и составлять словосочетание.

Например: под сердечком ракета, под сердечком корова, под сердечком рыба и т.д.

При этом тебе необходимо, красные сердечки класть в красную мисочку и звонить в красный звоночек, а синие – в синюю и звонить в звоночек соответствующего цвета.

   

Буратино тоже хочет позвонить в звоночки! А пока он будет занят, ты можешь сложить имеющиеся части разрезной картинки. За выполнение этого интересного задания он также дает тебе еще одну часть.

А сейчас я предлагаю тебе поиграть в игру «Поймай звук».

Я буду называть тебе различные слова с вопросительной интонацией, а ты, когда услышишь звук [р], хлопни в ладоши, «слови его» и произнеси это слово то быстро, то медленно (поочередно). А если звука [р] нет в слове, то тебе необходимо будет топнуть ногой.

Рыба, рот, лодка, помидор, друг, нога, квартира, мука, рама, ракета, краб, ласточка, конфета, холодильник и т.д.

Молодец! Буратино вместе с тобой хлопал в ладоши, топал ногами и очень хорошо повторял за тобой все слова! Он уже намного увереннее произносил их и его не пугал звук [р]. За это он дает тебе оставшуюся часть картинки. И ты уже можешь посмотреть, что же там получилось.

Это «воздушные шары».

За то что ты помогала нашему гостю справиться с «непослушным» звуком, он дарит тебе воздушный шарик.

Заключительная часть

Ты сегодня очень старалась, выполняла все задания, четко и правильно произносила звук [р] и помогала нашему герою. Скажи, пожалуйста, сложно ли тебе было выполнять задания? Какое задание тебе показалось очень простым, а какое – очень сложным?

Спасибо тебе большое за помощь! Мы с Буратино не прощаемся с тобой, а говорим: «До новых встреч!»

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий