Белорусский обрядовый праздник Сороки (гуканне вясны). Конспект занятия по образовательной области «Ребёнок и общество» («Основы гражданско-патриотической культуры») в специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (от 5 до 6 лет)

- 9:33ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Формировать у воспитанников представления о белорусском народном празднике Сороки.

 

Оксана ВЕРУШ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад №6 г. Волковыска»,
Гродненская область

 

 

Задачи:

– формировать у воспитанников представления о белорусском народном празднике Сороки;
– познакомить с народными традициями (игры, приметы, заклички), отображающими неповторимость и богатство культуры и быта Беларуси;
– развивать и активизировать словарь; побуждать детей к диалогу со взрослыми; содействовать развитию двигательных умений и навыков;
– развивать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, мелкую моторику; социальную активность в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
– воспитывать уважительное отношение к культуре своей страны, народа.

Словарная работа: традиции, куфар, заклички, Сороки,

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, аудиозаписи белорусских народных песен, речи кукол Янки и Аринки, куфар, солёное тесто, цветные ленточки, белорусская рубашка, птички-свистульки, макет дерева, книга «Народный календарь», тетради УМК «Мои первые уроки», цветные карандаши, перчатки с пуговицами для выполнения пальчиковой гимнастики, кокошник-жаворонок, колокольчик, дидактическая игра «Собери орнамент, назови элемент».

 

Ход занятия

Дети вместе с воспитателем заходят в музыкальный зал, становятся в круг, выполняя приветствие.

Воспитатель.

Что за чудо-чудеса:
Вот тебе моя рука,
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая!
Я скажу вам не тая –
Это все мои друзья!

(Дети стоят в кругу и приветствуют друг друга. На экране появляются куклы Янка и Аринка в белорусских костюмах).

Воспитатель. Ребята, посмотрите на экран. Вы узнали, кто к нам заглянул в гости? (Ответы детей). Да, это наши давние друзья Янка и Аринка, которые всегда приходят к нам с подарками, сюрпризами и интересными заданиями.

Куклы. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы принесли вам небольшие сувениры – вот такие птички-свистульки. И предлагаем вам на них поиграть. (Помощник воспитателя раздаёт свистульки детям).

Воспитатель. Как вы думаете, почему они называются свистульки? (Ответы детей). Прежде чем играть на них, давайте вспомним, как правильно нужно дышать: воздух набираем носом и выдыхаем через рот, губы собраны в трубочку, щёки не надуваем (показ педагога).

Куклы. Предлагаю посвистеть в птички-свистульки девочкам, … а сейчас – мальчикам. Заиграйте те, у кого хорошее настроение. А сейчас мы послушаем тех ребят, кто хочет узнать много нового и интересного.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, Янка и Аринка не только свистульки нам передали, но и какой-то сундук. (Подходят к сундуку, рассматривают; сундук не открывается).

А может, кто-то из вас знает, как слово «сундук» звучит на белорусском языке? (Куфар). Что-то он всё равно не открывается.

Куклы. Я, кажется, знаю секрет сундука: чтобы замок в сундуке открылся, вам нужно ответить на вопросы. Готовы?

– Как называется страна, в которой вы живёте? (Республика Беларусь)
– Назовите столицу Республики Беларусь. (Минск)
– Как называют жителей нашей страны? (Белорусы)
– Какое животное является символом Беларуси? (Зубр)
– Назовите, пожалуйста, растительные символы нашей страны? (Лён, василёк, клевер).

Звучит «волшебная» музыка, и сундук открывается. В сундуке лежат атрибуты для белорусских народных праздников и обрядов: белорусская рубашка, цветные ленты, бумажные птички, колокольчик, книга с народными праздниками. Рассматривают вместе с педагогом.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, для чего нужны все эти предметы? (Ответы детей). Может, это атрибуты к проведению праздников? (Ответы детей).

Куклы. Вы любите праздники?

Воспитатель и дети: Конечно, любим. Кто же не любит праздники? Вот в этом календаре народных праздников уже есть те, которые мы праздновали. (Дети сидят на стульчиках, рассматривают вместе с педагогом страницы календаря). Вот Рождество… А это в гости к нам приходили колядовщики… А вот и Масленица. Посмотрите, ещё какой-то праздник. Но с ним мы не знакомы. Янка и Аринка, может, вы нам расскажете, что это за праздник такой?

Куклы. Не только расскажем, но и вместе с вами будем к нему готовиться. Согласны? 22 марта, по народному календарю празднуется второй день встречи весны.

Воспитатель. Давайте присядем и послушаем, что нам наши гости расскажут.

(Дети поворачиваются к экрану, садятся на стульчики).

Презентация на экране, сопровождается рассказом.

В давние времена зима в наших краях была долгая и суровая, с обильными снегами и морозами. И люди очень ждали прихода весны. По народным традициям звали весну несколько раз. И вот 22 марта отмечается праздник Сороки (Гуканне вясны), праздник закликания весны. Существовало такое поверье, что в этот день из тёплых краёв прилетали домой птицы. И было их 40 разных видов. Поэтому и праздник носит название «Сороки». Первая из прилетающих птичек – жаворонок. Поэтому вечером хозяйки пекли из теста булочки в виде птичек. Утром «жаворонков» раздавали детям. Те бегали с ними по улице и пели песни-заклички. А ещё в этот день играли, водили хороводы и украшали обрядовое дерево лентами, колокольчиками, бумажными цветочками и птичками.

А теперь давайте не будем терять время, а начнём подготовку к празднику. (Календарь лежит на столе – рассматривают). Посмотрите в наш календарь. С чего начиналась подготовка?

Дети. Люди украшали одежду, рушники, салфетки, скатерти орнаментом.

Воспитатель. Значит, и нам нужно украсить одежду, рушники и салфетки. Пройдите, пожалуйста, к столам.

Дидактическая игра «Собери орнамент, назови элемент»

Ребята, назовите, пожалуйста, элементы белорусского орнамента («весна», «богатство», «земля», «урожай», «семья», «солнце», «жизнь»).

А сейчас давайте украсим орнаментом рушники и салфетки. Но сначала с помощью наших волшебных перчаток подготовим пальчики к письму.

Пальчиковая гимнастика «Стало солнце припекать»

Стало солнце припекать,
Стали капельки стучать:
Капля – раз, капля – два,
Капля медленно сперва.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони.

Работа в тетрадях (с. 7)

Воспитатель. Давайте посмотрим в календарь и вспомним, чем ещё занимались в этот день. (Рассматривают в календаре) (Ответы детей).

Правильно, давайте и мы поиграем. Выходите все в круг, поиграем в игру «Жаворонок». Выберем считалочкой «жаворонка».

Подвижная игра «Жаворонок»

Дети, взявшись за руки, идут по кругу, проговаривая слова, а «жаворонок» идёт против движения и звенит колокольчиком:

В небе жаворонок пел.
Колокольчиком звенел.
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве.

Останавливаются, «жаворонок» вытягивает руку между детьми; они разворачиваются спинами друг к другу. Остальные дети произносят слова:

Тот, кто песенку найдёт,
Будет счастлив целый год.
Раз, два, три, беги!

Дети бегут навстречу друг другу. Тот, кто первый заберёт колокольчик, становится «жаворонком».

А сейчас дальше давайте посмотрим, что расскажет следующая страница календаря. (Дети листают календарь, примерный ответ: Хозяйки пекли из теста «жаворонков»).

Я вам предлагаю тоже слепить птичек. А лепить мы будем из солёного теста. Присаживайтесь, пожалуйста, за столы. У вас на столах всё для работы готово. Вспоминайте, как мы лепили птичек. Раскатываем жгутик и завязываем узелок. Формируем хвостик, клюв, глазки.

Во время работы звучит белорусская народная мелодия.

Какие птички у вас получились! Давайте возьмём их в руки, поднимем высоко и будем закликать весну.

Дети произносят закличку:

Жавороночки прилетите,
Весну красную принесите,
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела (Произносят закличку несколько раз).

Какие вы молодцы! Я уверена, что весна точно к нам скоро придёт. Но птички же ещё не совсем готовы – хозяйки в давние времена выпекали их в печи. Давайте и мы отдадим их поварам на кухню. (Помощник воспитателя уносит поднос с птичками поварам).

Ребята, а вы знаете, что существует такая примета: если на Сороки день тёплый, то и 40 дней будет тепло. Я предлагаю эту примету проверить. Мы с вами завтра понаблюдаем и запомним, какая будет погода. И обязательно отметим на календаре. И каждый день, все 40 дней, будем отмечать, чтобы проверить эту примету.

Какие же мы с вами молодцы. Про праздник узнали, подготовились, заклички спели, в игры поиграли, птичек слепили. Ну, можно завтра и Сороки праздновать.

Куклы. А мы с вами точно всё сделали? Давайте проверим в календаре (Листают календарь и находят изображение обрядового дерева).

Воспитатель. Мы же совсем забыли про дерево. А чем же мы украшать его будем?

Куклы. А вы загляните в волшебный сундук, может, что и найдёте. (Заглядывают в сундук и находят там разноцветные ленты, колокольчики, бумажных птичек).

Воспитатель. Когда люди дерево наряжали, они загадывали желания, произносили пожелания.

Дорогие ребята, вы белорусы, маленькие жители нашей большой страны. Я желаю вам, чтобы вы всегда любили и ценили своих близких, друзей, свою Родину. Не забывали и помнили белорусские традиции и культуру, оберегали и прославляли свой родной край.

А сейчас, каждый из вас украсит дерево и скажет пожелание. (Дети по очереди подходят к дереву, вешают бумажных птиц, говорят пожелания).

Спасибо вам, Янка и Аринка. Мы благодарны вам за интересную и познавательную встречу.

Куклы. Мы будем рады вас познакомить в следующий раз с летними народными праздниками. До новых встреч!

В это время помощник воспитателя приносит на подносе испёкшие птички.

Воспитатель и дети. Вот и готовы наши птички. Чтобы наши гости тоже смогли завтра Весну встретить, насладиться тёплыми весенними деньками, пением птиц, давайте угостим их птичками.

Звучит песня Жаўраначка” в исполнении Алеси.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий