Визуализация учебной информации на уроках математики

- 11:29II И III СТУПЕНИ, МАТЕМАТИКА, Математика. Идеи, Методичка

Наглядность – один из ключевых принципов в педагогике, отвечающий современным требованиям. Использование схем, рисунков, таблиц, графиков помогает быстрому запоминанию и пониманию изучаемого материала. В материале автор предлагает свои примеры визуализации, которые использовались на уроках.

Татьяна БОРЕЛЬ,
учитель математики
ГУО «Средняя школа № 41 имени А.М.Кузнецова г. Гродно»

 

 

 

 

 

 

Нынешнее поколение детей – дети-визуалы. При выполнении учебного задания им необходимы ясные и конкретные инструкции, для них конспект и любая информативная иллюстрация лучше, чем слова. Учащиеся быстрее поймут карту, а не список пунктов.

Одной из эффективных технологий активизации обучения является визуализация учебной информации. Процесс обучения строится на передаче информации, в этом и есть суть образовательного значения наглядного представления информации. Использование схем, рисунков, таблиц, графиков помогает быстрому запоминанию и пониманию изучаемого материала.

Инфографика – что это? Она подразумевает сокращение больших объёмов информации и визуальное представление её данных в более компактном, привлекательном и правильно оформленном виде, понятном для восприятия – в этом и есть её центральная роль.

Главными принципами, которых рекомендуется придерживаться при создании инфографики, являются содержательность, смысл, информативность, доступность для восприятия и привлекательность. Очень удобно использовать инфографику, когда необходимо эффективно и моментально что-то объяснить.

По характеру визуализации данных и по используемым образующим можно выделить такие формы инфографики как: диаграммы, интеллектуальные карты, таблицы, графики, иллюстрации и т.д.

Фраза «Читай, думай вслух и решай» – основополагающая на уроке с использованием инфографики: графики и таблицы нужно уметь читать, извлекать максимально много полезной информации и делать всё это вслух. Важно то, что учащиеся смотрят на инфографику и воспроизводят увиденное своими образами, задействуют своё визуальное мышление. Это мотивирует их анализировать и запоминать информацию, развивает умение обобщать, внимательность, память, ораторские навыки, учит рассуждать. Инфографика на уроках математики – яркий, простой и запоминающийся вид наглядного пособия.

Цели работы с инфографикой:

– повторить пройденный материал;
– сконцентрировать внимание класса;
– подвести к названию новой темы;
– заинтересовать темой урока.

Необходимо учитывать и этапы создания инфографики:

1 этап – выбор темы;
2 этап – сбор информации;
3 этап – систематизация;
4 этап – эскиз.

Как на уроках можно применять инфографику?

Можно предложить учащимся сделать в виде инфографики домашнее задание. Надо помнить, что в любом ответственном задании сначала подразумевается подробная инструкция учителя, точность требований и критериев оценки, это, безусловно, мотивирует учащихся, при оценивании работ снимает многие вопросы. При проверке такого домашнего задания учитель с первого взгляда будет видеть знания и умения: на одном листе все результаты с полной и необходимой информацией. Разумеется, на проверку такой работы уходит намного меньше времени. Важно: в процессе такой работы у учащихся развивается не только компьютерная грамотность, но и критическое мышление, познавательный интерес, творчество, приобретается функциональный навык исследования, умение находить и отбирать нужную информацию. Далее весь накопленный материал с инфографикой можно поместить в интерактивной тематической папке «Лэпбук».

Если учебный материал представлен ярко, со звуком и другими эффектами, тема урока перестаёт быть сложной и скучной, она становится интересной учащимся.

 

Qr-коды могут активно использоваться в обучении, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. На уроках математики Qr-коды можно применять для кодирования:

– разноуровневых заданий для учащихся;
– ссылок на сайты с дополнительной информацией;
– материалов для контроля (тестов, интерактивных заданий и упражнений);
– использование анкет для итоговой рефлексии.

Как пример, ребята, в качестве домашнего задания могут подготовить интересный материал о Пифагоре с применением Qr-кода.

Известно, что внутренняя мотивация содействует проявлению активности. Можно подобрать такой материал по теме урока, который привлечёт внимание учащихся, побудит задаваться вопросами, так мы создадим образовательную провокацию. Провокационными элементами могут быть: изображения, графики, чертежи и др. Инфографика – это укрощение хаоса.

Получается, работа с образом – ОБРАЗование? Мысль, ищущая смысла – главное средство познания мира. Бесспорно, школа всегда занимается созданием образа мира у ребенка и самого себя в нём. Но главное, школа, прежде всего, учит детей мыслить, так как только в мыслях рождаются образы.

 

Метод кроссенс – «пересечение смыслов». Задача учителя – объяснить учащимся суть кроссенса, составить ассоциативную цепочку путём взаимосвязи изображений. Кроссенс состоит из девяти картинок, где каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по единой теме сразу несколько.

Метод «Кроссенс» удобно использовать при изучении нового материала, постановке проблемной ситуации, определении темы урока при закреплении и обобщении изученного материала, как творческое домашнее задание.

При составлении кроссенса нужно следовать алгоритму:

– определить тему;
– поиск и подбор изображений;
– выделить 9 элементов – изображений, имеющих отношение к теме;
– найти связь между изображениями, установить последовательность;
– сконцентрировать смысл в одном изображении (5-й квадрат);
– выделить отличительные особенности каждого изображения.

Кроссенс, который составлен самим учащимся, намного продуктивней, чем созданный учителем: показывает полное осознание учеником заданной темы, повышает мотивацию, способствует развитию логического и образного мышления. В процессе создания кроссенса учащиеся подбирают интересный дополнительный материал, проявляют аналитическое мышление, расширяют свой кругозор, стараются показать собственное видение, тем самым повышая самооценку. Важная функция при работе с кроссенсом – развитие коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией.

 

Задачи на готовых чертежах – это пример хорошей инфографики, для отработки навыков решения задач. Несомненные преимущества использования задач на готовых чертежах: значительно увеличивается объем рассматриваемого на уроке материала, повышается его эффективность, не нужно делать чертежи на доске или на бумаге, учитель может быстро переходить от одной задачи к другой. Этот вид работы с задачей ещё хорош для учащихся и тем, что чертёж и условие задачи находятся перед глазами во время всего процесса решения задачи.

Конечно, не всю информацию можно передать только с помощью рисунков, но по возможности к этому надо стремиться.

 

На уроках математики можно также применять такой универсальный приём технологии критического мышления, как «Фишбоун», которым можно пользоваться на любом типе уроков. Учащиеся, которые изучили приём «Фишбоун», приобретают такие метапредметные компетенции, как критическое мышление, планирование и осуществление исследовательской деятельности, сотрудничество в группах, осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.

Надо помнить, что класс – это сообщество, где важно дать каждому учащемуся проявить себя, дать почувствовать единство. На этапе рефлексии можно создать облако слов из тех слов, которые у детей ассоциируются с их настроением в настоящее время или изучаемой темой. Это можно сделать в приложении Mentimeter.

Считаю, что основным критерием целесообразности использования инфографики на уроках и внеурочных занятиях по математике является эффективность восприятия, понимания и запоминания учащимися информации за минимальный период времени («с одного только взгляда» на изображение), без длительного чтения соответствующего ему текста. Все озвученные формы визуализации являются прекрасным вариантом на всех этапах урока для мотивации компетентности у учащихся.

Почему бы не «упаковать» в любимую всеми форму полезный учебный материал.

В профессии учителя нет предела совершенству. То, что еще накануне представлялось исключительно допустимым, на сегодняшний день смотрится устаревшим. Каждый творчески работающий учитель находится в постоянном поиске; появляются новые идеи и стремление что-то изменить, привнести новое.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий