Игровая деятельность как средство развития коммуникативных навыков младших школьников, посещающих группу продленного дня. Описание опыта педагогической деятельности

- 13:23I СТУПЕНЬ, Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Группа продленного дня

Наблюдения показывают, что трудности в общении начинаются в детском возрасте, не все учащиеся начальных классов могут взаимодействовать в спонтанных группах, выстроить простой диалог, сформулировать развернутые ответы на вопросы. Подобные проблемы в основном связаны с недостаточным уровнем сформированности у обучающихся коммуникативных умений.

Людмила БЕЛКО,
воспитатель ГПД
ГУО «Гимназия г. Дрогичина»,
Брестская область

 

 

 

 

 

1 Информационный блок

1.1 Название темы опыта

Игровая деятельность как средство развития коммуникативных навыков младших школьников, посещающих группу продленного дня.

 

1.2 Актуальность опыта

В современном обществе востребованы коммуникабельные, приспосабливающиеся к быстроменяющимся жизненным условиям, умеющие сотрудничать, владеющие основами культуры общения и взаимодействия профессионалы. Формирование базовых знаний, умений и навыков, необходимых человеку для успешной самореализации начинается на I ступени общего среднего образования. Особенно важно здесь сформировать коммуникативные навыки, степень развития которых влияет не только на результативность обучения учащихся, но и на процесс их социализации и развития в целом.

Наблюдения показывают, что трудности в общении начинаются в детском возрасте, не все учащиеся начальных классов могут взаимодействовать в спонтанных группах, выстроить простой диалог, сформулировать развернутые ответы на вопросы. Подобные проблемы в основном связаны с недостаточным уровнем сформированности у обучающихся коммуникативных умений. Если не преодолеть эти проблемы на I ступени общего среднего образования, то в дальнейшем учащимся будет сложно адаптироваться к новым условиям обучения, а затем в профессиональной деятельности – выстроить продуктивный эффективный диалог не только в профессиональной, но и в личной сферах. Поэтому формированию коммуникативных навыков необходимо уделять большое внимание при обучении учащихся в начальных классах, в том числе в группе продленного дня.

Игра – наиболее любимый детьми вид деятельности, который позволяет, играя различные роли, изучать себя, других, окружающий мир, содействует формированию мировоззрения, системы оценок, учит общаться. Поэтому формирование коммуникативных навыков наиболее органично происходит в игровой форме, тем более что игровая деятельность легко встраивается в мероприятия, проводимые в группе продленного дня.

 

1.3 Цель опыта

Создание оптимальных, комфортных условий для формирования коммуникативных навыков посредством вовлечения учащихся I ступени общего среднего образования в игровую деятельность, организуемую в группе продленного дня.

 

1.4 Задачи опыта

Определить уровень сформированности коммуникационных навыков учащихся начальных классов, посещающих группу продленного дня.

Выявить наиболее эффективные игры, способствующие развитию коммуникативных способностей учащихся, которые могут быть составной частью различных мероприятиях, проводимых в группе продленного дня, условия их подготовки и проведения.

Включить игровую деятельность, направленную на формирование коммуникативных навыков, в мероприятия, организуемые в группе продленного дня.

Содействовать формированию коммуникативных навыков учащихся, воспитанию культуры общения и созданию доброжелательной атмосферы в межличностных отношениях в группе продленного дня.

Определить эффективность опыта работы.

 

1.5 Длительность работы над опытом

Работа над опытом длилась с сентября 2019 года по апрель 2022 года.

1-й этап – начальный (сентябрь 2019 г. – декабрь 2019 г.)

Определение проблемы, составление плана работы, изучение психологической, педагогической и методической литературы, подбор диагностического материала по выявлению уровня сформированности коммуникативных умений учащихся I ступени общего среднего образования.

2-й этап – основной (январь 2020 г. – январь 2022 г.)

Подбор и систематизация игр, проводимых в группе продленного дня, способствующих формированию коммуникативных навыков. Наблюдение за деятельностью учащихся с целью коррекции и определения эффективности проводимой работы. Диагностика уровня сформированности коммуникативных навыков учащихся.  

3-й этап – заключительный (февраль 2022 г. – апрель 2022 г.)

Обобщение и оформление опыта работы.

 

2 Описание технологии опыта

2.1 Ведущая идея опыта

Организованная, грамотно построенная игровая деятельность в группе продленного дня, направленная на развитие учений обучающихся вступать, организовывать диалог, соотносить средства вербального и невербального общения, согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями участников общения способствует формированию коммуникативных навыков, успешной социализации учащихся.

 

2.2 Описание сущности опыта

Человек, находясь сегодня в центре постоянно меняющегося мира, может реализовывать себя лишь в действии и во взаимодействии с окружающими его людьми, и, так как младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости учащихся к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению, то именно здесь необходимо уделить особое внимание обучению учащихся общаться, работать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее [1].

Формированию коммуникативных умений и навыков уделяли внимание в своих работах многие педагоги и психологи. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков личности изложены в трудах Л.С.Выготского, В.Н.Курбатова, А.А.Леонтьева, С.Л.Рубинштейн, Т.Парсон, К.Черри, А.В.Запорожец, М.И.Лисина, А.Г.Рузская и другие.

В психологической и педагогической литературе можно встретить термины «коммуникативные навыки» и «коммуникативные умения», которые зачастую употребляются как синонимы. Однако это разные понятия. А.Г.Асмолов определяет коммуникативные умения, как умения непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации, умения общения [2]. К коммуникативным умениям относятся такие, которые необходимы человеку для правильного, грамотного выражения своей мысли или понимания чужой, то есть умения выбрать нужную интонацию, жесты, сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбрать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения. Коммуникативные навыки чаще всего подразумевают уровень владения знаниями и умениями из лингвистики и риторики (знание и умение правильно использовать в речи различные риторические приемы, умение поддерживать тему высказывания, раскрывать основную идею высказывания, определять тему и основную мысль чужого высказывания, уметь подобрать факты и аргументы для доказательства какой-либо своей мысли).

Следует отметить, что коммуникативные навыки формируются на основе сформированных коммуникативных умений. Сформированность коммуникативных навыков проявляется в умении слушать и способности к речевому общению. Поэтому в условиях группы продленного дня важно создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков через общение детей, то есть создать условия для развития связной речи, расширения словарного запаса учащихся, формирования умений грамотно формулировать вопросы и четко давать на них ответы, внимательно слушать и слышать собеседника, участия в дискуссиях, давать комментарии высказываниям собеседников и аргументировать свое мнение, выражать эмпатию собеседнику.

В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребенка, формирования его личности. Шацкая Н.Н. подчеркивает, что в ряду ценностей общечеловеческой культуры игра стоит на равных с трудом, познанием, общением, творчеством [3]. Как показывает практика, посредством игровой деятельности детское сознание легче готовится ко всем предстоящим жизненным изменениям, игра в доступной форме объясняет социальные роли, помогая ребенку наладить не только отношения со сверстниками, но и со взрослыми, формируя при этом все необходимые для успешного обучения качества учащегося [4].

Особенности работы группы продленного дня позволяют органично включать элементы игры практически в любую деятельность, организуемую в группе. Игровые элементы могут присутствовать при подготовке и проведении прогулок, спортивных, физкультурно-оздоровительных, культурно-развлекательных, обучающих мероприятий, при подготовке к приему пищи и т.д. Большое количество игр позволяет организовать общение обучающихся и тем самым содействовать формированию коммуникативных навыков. Поэтому одним из методов развития коммуникативных способностей, формирования коммуникативный умений и навыков в моей профессиональной деятельности является игровой метод.

Результаты наблюдения за общением первоклассников, посещающих группу продленного дня, показали, что у них не сформирована устойчивая позитивная мотивация общения, есть затруднения в реализации коммуникативных умений, не сформированы коммуникативные навыки. Поэтому с целью определения направления развития коммуникативных навыков было проведено анкетирование родителей обучающихся, посещающих группу продленного дня (Приложение 1). Анкетирование показало, что 96% обучающихся посещали детский сад, из них 75% охотно туда ходили, то есть коммуникативные умения формировались в ходе общения со сверстниками. По мнению родителей, 70% первоклассников инициативны в общении с ровесниками, 25% ожидает, когда с ним или с ней заговорят, не проявляя инициативы в общении, 45% предпочитают подвижные игры, 50% коллективные игры, 7% индивидуальные. Анализ анкетирования позволил определить вид игр и группы обучающихся, которым предлагались с одной стороны интересные им игровые действия, а с другой – такие, которые в наибольшей мере способствовали формированию необходимых коммуникативных умений.

Главная свойство всех отобранных игр – организация такой игровой деятельности, которая позволяет формировать опыт коммуникативных отношений со сверстниками и взрослыми, в ходе которой обучающиеся получают необходимый набор знаний о способах эффективного взаимодействия и их использования в практике общения. Любая игровая деятельность состоит из игровой задачи, действий, которые необходимо выполнить в ходе игры, правила и результат игры.

Атмосфера доверия, толерантности, взаимоуважения, установленная в группе продленного дня, посещаемой первоклассниками, является предпосылкой и условием успешности педагогической работы с обучающимися в дальнейшем, поэтому, организуя игровую деятельность с учащимися I классов, акцентирую внимание детей на таких способах общения, как обращение по имени при высказывании, адресованном конкретному однокласснику, взрослому, контакт глазами, телесные прикосновения, улыбка. Помогают достичь доверительных отношений, доброжелательности в общении и сформировать умения связной речи, грамотно формулировать вопросы и четко давать на них ответы, внимательно слушать и слышать собеседника, расширить словарный запас учащихся такие игры, как игра-приветствие «Микрофон», «Я хочу с тобой дружить», «Комплименты», «Вежливые слова» (Приложение 2).

Во время игры «Королевская вежливость», проведенной с первоклассниками, совместно с ними были сформулированы основные правила общения, которые потом были инсценированы (Приложение 3).

В группе продленного дня, которую посещают учащиеся II класса, игры изменяются, усложняются, их основная цель – продолжить формирование умений грамотно формулировать вопросы и ответы, внимательно слушать и слышать собеседника, давать комментарии высказываниям собеседников и аргументировать свое мнение, объяснять свои чувства, выражать эмпатию собеседнику. Поэтому в ходе различных мероприятий создаются игровые ситуации, которые позволяют обучающемуся выразить свои желания, интересы, ориентируясь на собственные потребности и желания одноклассников. Во время игр учащимся предоставляется возможность говорить о себе, своих ощущениях, высказывать собственное мнение, при этом слушать других, ждать своей очереди, чтобы высказаться (Приложение 4).

В третьем и четвертом классах продолжается организация игровых ситуаций, направленных на развитие способностей обучающихся понимать эмоциональное состояние свое и других людей, на формирование умений выражать эмоции и чувства вербально, движениями, мимикой, голосом, с помощью слов, цитат из произведений, на развитие способности сопереживать, доброжелательно относиться к другим, терпеливо выслушивать собеседника (Приложение 5).

Игры используются мною и как отдельный вид деятельности, организованной в группе продленного дня, и как составная часть мероприятия. Часто предлагаю обучающимся дидактические игры, игры-фантазии во время прогулок, на занятиях по интересам. Например, при проведении прогулки-наблюдения «Цветы на клумбах гимназии», провожу игру «Угадай цветок».

Игры, подобранные мною, позволяют развивать такие навыки межличностного общения, как учет различных точек зрения на одно и то же событие, ориентацию на позицию собеседника при взаимодействии с ним, использование речевых средств для выполнения коммуникативных задач, владение монологической речью, способность принимать различные мнения и стремиться к использованию различных позиций собеседников при сотрудничестве с ними, иметь собственное мнение, при возникновении разногласий приходить к единому решению вопроса, развивать умение договариваться друг с другом, корректно задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

Следует отметить, что игры не только помогают развивать и проявлять свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяют корректировать возникающие проблемы и трудности общения. В игровой деятельности обучающиеся познают себя и окружающих. Проигрывая различные ситуации, ребенок освобождается от негативных эмоций, преодолевает страх, учится адекватным способам выражения гнева, контролировать себя, слышать собеседника, не перебивать его, доброжелательно предлагать свои варианты решений выхода из проблемных ситуаций, обсуждать и принимать правила игры.

В группе продленного дня использовались групповые и индивидуальные игры, которые позволяли создать условия для стимулирования учащихся к бесконфликтному общению, для формирования понимания важности общения в жизни человека, вовлечения в процесс общения малоконтактных, замкнутых обучающихся.

 

2.3 Результативность и эффективность опыта

Для определения эффективности опыта работы использовались наблюдения, беседы с обучающимися и их законными представителями, анкетирование. С целью определения уровня сформированности коммуникативных навыков в ходе наблюдений применялись критерии развитости навыков коммуникации учащихся начальных классов (Приложение 6) [5]. Наблюдения показали, что уровень развитости навыков коммуникации обучающихся, посещающих группу продленного дня, повысился.

С целью определения уровня развития речи, сформированности коммуникативных умений младших школьников было проведено анкетирование учащихся 2-го класса и спустя два года четвероклассников, посещающих группу продленного дня, по методике М.А.Поваляевой, которая выделяет три уровня развития коммуникативных умений детей: высокий, средний, низкий (Приложение 7). Сравнительный анализ полученных результатов показал, что почти у половины обучающихся во втором классе был средний уровень развития речи, почти у 30% – низкий, к четвертому классу учащихся имеющих низкий уровень развития речи снизился до 4%, 10 учащихся (38%) научились активно участвовать в общении, пользоваться речевым этикетом, самостоятельно организовывать коммуникации со своими сверстниками и взрослыми, работать в группах (Приложение 8).

Наблюдения показали, что обучающиеся стали более активны в общении, научились слушать и адекватно воспринимать сказанное, легко контактировать с детьми и взрослыми, четко излагать свои мысли, пользоваться речевым этикетом.

Благодаря систематической работе по развитию коммуникативных навыков посредством игровой деятельности у младших школьников сформировалась система знаний о нормах культуры поведения, коммуникативной культуры общения, говорения, слушания, умения общаться, взаимодействовать друг с другом.

 

3 Заключение

Младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями и навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Так как игра является для учащихся I ступени общего среднего образования естественным и понятным видом деятельности, то логично использовать ее для формирования коммуникативных навыков.

Анализ моего педагогического опыта позволяет сделать выводы, что систематическое использование игр способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников, формированию умений общаться, взаимодействовать друг с другом; игры способствуют развитию у детей наблюдательности, памяти, мышления, внимания, любознательности, эмоциональной чуткости и отзывчивости, доверчивости.

Опыт работы по теме «Игровая деятельность как средство развития коммуникативных навыков младших школьников, посещающих группу продленного дня» представлялся на заседании учебно-методического объединения воспитателей гимназии г. Дрогичина в феврале 2022 года.

Работа по формированию коммуникативных навыков у обучающихся I ступени общего среднего образования, посещающих группу продленного дня, будет продолжена в следующем учебном году с первоклассниками.

 

 

Список литературы

1 Фастунова, Л.В. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников через групповые формы работы / Л.В.Фастунова. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 2–2. [Электронный ресурс] Сайт научной электронной библиотеки «КиберЛенинка» – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentsii-mladshih-shkolnikov-cherez-gruppovye-formy-raboty – Дата доступа : 21.10.2019).
2 Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г.Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
3 Шацкая, Н.Н. Игра как средство формирования товарищества / Н.Н.Шацкая. – Праблемы выхавання. – Минск, 2006. – № 1. – 37–42 с.
4 Фуфарева, М. А. Особенности формирования коммуникативных умений в коллективе младших школьников (первоклассников) / М.А.Фуфарева. // [Электронный ресурс] Сайт журнала «Молодой ученый». – 2019. – № 49 (287). – Режим доступа : https://moluch.ru/archive/287/64752/ – Дата доступа : 24.11.2019).
5 Коммуникативная сфера и навыки / [Электронный ресурс] Интернет-журнал о формировании и развитии речи «Наша речь». – Режим доступа : https://logoprav.ru/o-rechi/formirovanie-navyka-kommunikacii – Дата доступа : 01.12.2019.

 

 

Приложение 1

 Анкетирование родителей первоклассников

Анкета

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты, с целью определения уровня коммуникабельности Вашего ребенка

1 ФИО ребенка _________________.

2 Дата рождения ___________.

3 Посещал ли ребенок детский сад? _______________

Охотно ли туда ходил? _________________

4 Как Ваш ребенок общается с ровесниками

а) инициативный;
б) ожидает, когда с ним (ней) заговорят;
в) избегает общения.

5 Какие игры Ваш ребенок предпочитает?

а) подвижные;            
б) коллективные;
в) индивидуальные;       
г) настольные.

6 По Вашему мнению, Ваш ребенок:

а) в своем развитии соответствует возрасту;
б) опережает в своем развитии ровесников;
в) имеет проблемы развития.

7 Часто ли Ваш ребенок делится с вами школьными впечатлениями?

а) довольно часто;  
б) иногда;  
в) затрудняюсь ответить.

8 О чем любит рассказывать Ваш ребенок?

______________________________________________________

 

Результаты анкетирования

В анкетировании приняло участие 24 родителя учащихся, посещающих группу продленного дня.

 

Выводы

Наблюдения и полученные в результате анкетирования данные позволили сделать вывод о том, что процесс общения первоклассников протекает недостаточно эффективно, что связано, прежде всего, с неумением принимать точку зрения другого, увидеть в нем личность, обладающую своими желаниями и потребностями, что у детей ограниченное, неполноценное взаимодействие с другими людьми, не все дети владеют грамотной, чистой речью, могут убедительно и доходчиво изложить свои мысли.

 

Приложение 2

Игры, способствующие установлению эмоциональных контактов

1 Игра-приветствие «Микрофон»

Цель: создание атмосферы доброжелательности, развитие грамотной устной речи.

Все дети сидят на ковре и по кругу передают «микрофон». Каждый говорит слова приветствия и высказывает группе или отдельным детям пожелания на день (пожелания могут быть только позитивные). При этом обязательно называются имена тех, кому предназначены пожелания.

2 Игра «Я хочу с тобой дружить»

Цель: создать доброжелательную обстановку в группе.

Водящий говорит: «Я хочу подружиться…» и далее описывает одного из участников группы. Участник, который догадался, что описывают именно его, быстро подбегает к водящему, жмет ему руку и сам становится водящим в игре.

3 Игра «Комплименты»

Цель: развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.

Стоя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу.

Примечание. Воспитателю необходимо приходить на помощь учащимся, которые не могут сказать комплимент, произнести его самому или попросить помочь других обучающихся.

4 Игра «Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, закрепление привычки пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова.

Задания для учащихся:

1) назвать только слова-приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встрече с вами);

2) назвать слова благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны);

3) произнести извинения (извините, простите, жаль, сожалею);

4) произнести слова прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

5 Игра «Говори наоборот»

Цель: расширение словарного запаса учащихся

Обучающиеся становятся в круг и называют прилагательные, человек, который стоит рядом, должен назвать антоним к названному слову, например, большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

 

Приложение 3

Правила общения

Обращайся к собеседнику по имени.

Будь доброжелательным, улыбайся.

Установи зрительный контакт с собеседником.

Уважай мнение другого человека.

Относись к товарищам так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.

Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай.

 

Приложение 4

Игры и игровые ситуации, позволяющие выражать свои желания, интересы и предпочтения

1 Игра «Катаем мяч»

Цель: создание атмосферы доброжелательности, сопричастности к группе.

Описание. Когда дети собираются в круг, у них развивается чувство общности и принадлежности к группе. Если к тому же они вместе проговаривают стихи, то это чувство усиливается. Такая простая символическая деятельность, как перекатывание, передача и прием мяча, помогает детям устанавливать контакт друг с другом.

Инструкция детям.

Приветствие.

Станьте в круг и держите друг друга за руки. Мы выучим стихотворение о нашей группе:

Мы стоим рука в руке,

Вместе мы – большая лента.

Можем мы большими быть (подняли руки вверх),

Можем маленькими быть (опустили руки вниз),

Но никто один не будет (киваем соседям и пожимаем руки).

Правила игры.

Сядьте на пол также по кругу, но потеснее. Мы сыграем в игру с мячом. Это будет так: я качу мяч тому, кто сидит напротив меня. Этот учащийся крепко держит мяч обеими руками и ждет, что будет дальше. А мы все вместе называем имя того, у кого мяч, и продолжаем: «… в нашей группе!» После этого ребенок катит мяч кому-нибудь другому. И так далее, пока каждый не подержит мяч и не услышит свое имя.

2 Игра «Мне нравится…»

Цель: создание атмосферы принятия, понимания, развитие навыков общения.

Дети садятся в круг. В центр круга садится кто-либо по желанию. Каждый по очереди называет, что ему нравится в этом ребенке (глаза, прическа, одежда, поведение, черты характера и др.). Таким образом, в центре круга должны побывать все желающие.

3 Игры-ситуации

Цель: развивать умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику. Дети делятся на мини-группы, им предлагается разыграть ряд ситуаций:

1) Два мальчика поссорились – помири их.

2) Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

3) Ты пришел в новый класс – познакомься с детьми и расскажи о себе.

4) Ты пришел в библиотеку – попроси интересующую тебя книгу у библиотекаря.

5) Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

6) Ты нашел на улице слабого, замученного котенка – пожалей его.

7) Ты потерял свою игрушку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

8) Ты пришел с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

 

Приложение 5

Игры, позволяющие развивать разные коммуникативные умения

1 Игра «Что задумано?»

Цель: формирование умений слушать и слышать других, формулировать грамотно вопросы.

Педагог загадывает предмет. Учащиеся по очереди задают вопросы: «Это предмет? Он живой или нет?… и т.д., пока не отгадают, что задумал воспитатель. Вопросы повторяться не должны.

2 Игра «Зоопарк»

Цель: формирование коммуникативных умений (умений работать в команде).

Обучающиеся объединяются в небольшие группы, каждая из которых должна устроить свой «зоопарк».

В ходе игры учащимся необходимо договориться, какие животные будут размещаться в их «зоопарке», из каких материалов они будут сделаны, из чего будут сделаны вольеры, кто и что будет делать, кто будет «экскурсоводом». В ходе работы обучающиеся рисуют и лепят различных животных, советуются в случае возникновения затруднений, обсуждают, о чем будет рассказывать «экскурсовод», находят общее решение.

На завершающем этапе игры, когда «зоопарки» готовы, группы учащихся по очереди ходят друг к другу «на экскурсии». «Экскурсоводы» проводят «экскурсии» и рассказывают о том, где живут, чем питаются «животные», каковы их повадки, чем они полезны людям. Пришедшие «на экскурсию» задают «экскурсоводу» вопросы.

3 Дидактическая игра «5 определений»

Цель: развитие умений слушать и слышать других, расширение словарного запаса.

Первый участник называет слово (существительное) и первое прилагательное к нему. Следующий участник называет второе прилагательное, следующий – третье и т.д. Участник, назвавший пятое прилагательное, задает новое слово-задание, например, первый участник игры называет: «Акула – опасная», второй – «хищная», третий – «зубастая», четвертый – «тигровая», пятый – «белая» и новое существительное «небо – …» и т.д. по кругу.

4 Игра «Увеличение – уменьшение»

Цель: развитие умений грамотно формулировать высказывания.

Ход игры: У вас есть волшебная палочка, которая может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить?

Учащиеся по очереди называют, что они хотят увеличить или уменьшить, например, «Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето».

5 Игра «Разными глазами»

Цель: формирование умений поставить себя на место другого.

Задание. Опишите аквариум с точки зрения его владельца, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и с точки зрения хозяйского кота.

 

Приложение 6

Критерии развитости навыков коммуникации учащихся начальных классов

Критерии развитости навыков коммуникации учащихся начальных классов:

– знакомы ли учащиеся с правилами общения, способны ли они применить их при осуществлении вербальных и невербальных контактов;

– понимают ли учащиеся, как применять правила коммуникации с другими людьми, насколько адекватно они воспринимают текущую ситуацию общения;

– принимают ли обучающиеся правила коммуникации, насколько ценят их, ориентируются ли они на диалогическое взаимодействие для достижения эмпатии;

– соблюдают ли учащиеся правила коммуникации, умеют ли на практике применять вербальные и невербальные способы общения в разных ситуациях, могут ли устанавливать конструктивные контакты с окружающими.

 

Приложение 7

Методика определения уровня развития коммуникативных умений и навыков детей М.А.Поваляевой

М.А.Поваляева выделяет три уровня развития коммуникативных умений и навыков детей: высокий, средний и низкий, прилагая к методике качественную характеристику каждого уровня:

– высокий (от 17до 21 баллов) – ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета, ведёт диалогическое общение, умеет договориться;

– средний (от 10 до 16 баллов) – ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще, по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, не всегда умеет договориться и вести диалог;

– низкий (от 0 до 9 баллов) – ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, не умеет вести диалог и договориться со сверстниками.

 

Критерии коммуникативной грамотности младших школьников

2 класс

4 класс

Обучающийся способен: использовать специальные знаки при коммуникации между учащимися; инициировать «умный» вопрос к взрослому
и сверстнику; договариваться
и приходить к общему мнению внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы, строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога

Учащийся умеет:
 осуществлять письменную коммуникацию (оформлять свою мысль в форме текста); определять жанр и структуру письменного документа (из числа известных форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации; использовать вербальные и невербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления; вести диалог и полилог (высказывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога, относиться к мнению партнера); участвовать в групповой коммуникации; задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставлять свои идеи с идеями других членов группы, развивать и уточнять идеи друг друга

 

 

Приложение 8

Результаты изучения уровня развития коммуникативных умений и навыков учащихся, посещающих группу продленного дня

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий