Игра «Лес – наше богатство» формирует представления о нормах и правилах экологически ответственного человека. Ожидаемыми результатами мероприятия являются: осознание детьми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде; сформированность элементарных экологических знаний и культуры поведения в природе, умения экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Татьяна ГЕРАСЮК,
педагог-организатор
ГУО «Слонимский районный центр творчества детей и молодежи»,
Гродненская область
Квест-игра предлагает нам условия, где дети могут изменить формы поведения и деятельности во взаимодействии, и с интересом и увлеченностью решать поставленные задачи. Основными критериями качества квест-игры выступают безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, создание атмосферы игрового пространства. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.
Ожидаемыми результатами мероприятия являются: осознание детьми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде; сформированность элементарных экологических знаний и культуры поведения в природе, умения экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Тема: «Лес – наше богатство».
Цель: формирование у учащихся экологического мышления, овладение правилами грамотного поведения в природе.
Задачи:
– формировать экологическую культуру, внутреннюю убеждённость в необходимости природоохранной деятельности;
– активизировать познавательную деятельность учащихся;
– формировать умения и навыки работать в группе, чувства коллективизма и ответственности каждого участника;
– развивать творческие способности;
– воспитывать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды
Участники: учащиеся 4-х классов
Форма проведения: квест-игра.
Методы: словесные, аналитические, проблемные, игровые
Оборудование и материалы: ноутбук, мультимедийный проектор, магнитофон, мелодии со звуками природы, карточки с заданиями, маршрутные листы, цветные карандаши, фломастеры, «письмо» Лесовичка, карточки для проведения итоговой рефлексии, дипломы победителей.
Время проведения: 60 минут.
Ход мероприятия
Проводится инструктаж. Участники делятся на 4 команды. Каждая команда получает своё название, связанное с экологической темой, а также логотип своей команды:
1 – «Божья коровка»;
2 – «Зелёные ладошки»;
3 – «Друзья природы»;
4 – «Росток».
1 Организационный момент
В записи раздаются звуки леса, голоса птиц.
Педагог-организатор. Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас на сегодняшнем мероприятии. Давайте улыбнёмся друг другу, ведь хорошее настроение – залог успеха в любом деле.
Как у вас настроение? Хорошее? Конечно же, хорошее, ведь на улице весна и сегодня праздник. А знаете какой? (Дети отвечают)
Правильно, ребята. 21 марта, Международный день леса.
2 Вступление
Ежегодно 21 марта по инициативе ООН отмечается Международный день леса. Всемирный день лесов празднуется в день весеннего равноденствия.
Леса – легкие нашей планеты, они имеют неоценимое экологическое, социальное и экономическое значение – участвуют в формировании климата планеты, обеспечивают кислородом, перерабатывают вредные выбросы, сохраняют водные ресурсы, являются средой обитания множества растений и животных, обеспечивают пищу и здоровую среду для людей, помогают сохранить плодородность почв.
Основной задачей Международного дня лесов является привлечение внимания жителей планеты к проблеме сохранения лесов, информирование о значимости лесных экосистем, основных мерах их защиты и восстановления.
Звучит тревожная музыка.
Ведущая делает печальный вид.
Сегодня мне в руки попало очень тревожное письмо. Я обеспокоена и хочу вам его прочитать. Вот слушайте:
«Здравствуйте, ребята! Я – Старичок-Лесовичок.
У меня в лесу – беда! Рядом с лесом поселились люди, которые совсем не знают правил поведения в лесу.
Ветки на деревьях ломают, везде мусорят. Они разоряют гнёзда птиц и муравейники. Насекомые спрятались, птицы улетели из леса, животные ушли. Мой лес в опасности. Только вы его сможете спасти! Помогите! Скорее! Торопитесь! Спасите мой лес!»
Педагог-организатор. Ребята, вы слышали? Что же нам делать?
Дети. Нужно спасти лес.
Педагог-организатор. Правильно. Мы с вами должны спасти лес. Для этого я предлагаю вам принять участие в квест-игре, где вас ждут интересные испытания. В пути вам пригодятся знания, смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как в любом путешествии вы должны помогать друг другу. Действуйте дружно и вам будет сопутствовать удача.
Прежде чем начать нашу миссию по спасению леса, мы с вами продемонстрируем свою готовность и проговорим очень громко наши девизы.
Каждая команда получила свой девиз. Даю вам минутку на подготовку командного девиза, по моей команде по очереди начнём их произносить.
– Мы не хотим стоять в стороне. Мы за порядок на нашей земле.
– Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!
– В чистом мире мы едины и никем непобедимы!
– Один – это мало!/Один – это хило!/Мы вместе – команда!/«Росток» – это сила.
Каждой команде предстоит пройти 10 экологических станций и справиться с различными испытаниями.
Станция № 1 Составление правил «В гостях у природы»
Cтанция № 2 «Лесная тропа»
Станция № 3 «Грибы»
Станция № 4 «Игра в прятки»
Станция № 5 «Пословицы и поговорки»
Станция № 6 «Птичий хоровод»
Станция № 7 «Жалобная книга природы»
Станция № 8 «Костровой»
Станция № 9 «Экологический десант»
Станция №10 «Расшифруй послание Лесовичка»
В процессе игры будут учитываться правильность выполнения заданий, а также скорость выполнения. На станциях вас встретят организаторы. Путеводителем будут служить маршрутные листы с указанной очередностью прохождения станций. Баллы выставляются в маршрутные листы. В конце игры жюри по маршрутным листам подсчитывает общее количество баллов у каждой команды.
Правила игры
Отправиться на игру по команде, строго следуя маршруту.
На станции внимательно выслушать заданные вопросы.
Отнестись к заданиям максимально серьёзно и внимательно.
На станцию не заходить, если там есть другая команда.
После выполнения маршрута сдать маршрутный лист для подведения итогов.
А теперь я прошу капитанов получить маршрутные листы.
Вручение маршрутных листов (Приложение)
Итак, квест-игра начинается.
Звучит звуковой сигнал – дети отправляются по станциям, согласно своему маршруту
3 Основная часть. Игровые станции
Станция № 1 Составление правил «В гостях у природы»
Реквизит: листы формата А4 – по одному для каждой команды, цветные карандаши или фломастеры.
Организатор. Находясь в лесу, помните: вы у природы в гостях. Так будьте же вежливыми и благоразумными гостями.
Задание: предлагаю вам составить правила поведения человека на природе. Для этого обведите кисть своей руки и на каждом пальце напишите пять основных, по-вашему мнению, правил поведения человека на природе.
На выполнение этого задания отводится 5 минут. Максимальное количество баллов – 10.
Cтанция №2 «Лесная тропа»
Организатор. Мы с вами прогуляемся по лесной тропе и отгадаем, какому дереву принадлежит лист. (Необходимо соединить линиями)
Станция № 3 «Грибы»
Организатор. Определить по фотографиям названия грибов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Станция № 4 «Игра в прятки»
Организатор. Найдите и обведите названия 10 животных – обитателей леса. Слова расположены по вертикали и горизонтали. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Ответы: лиса, волк, заяц, барсук, медведь, лось, олень, белка, бобр, еж.
Станция № 5 «Пословицы и поговорки»
На столе – 2 конверта с частями пословиц и поговорок.
Организатор. Задача команд – соединить эти части вместе. За каждый правильный ответ – один балл.
Возле леса |
жить – голоду |
не видать. |
Волков бояться, |
в лес |
не ходить. |
Лесные |
дары для |
каждой поры. |
Кто лес любит |
и знает, тому |
он помогает. |
В лес не съездишь, |
так и на печке |
замерзнешь. |
Как в лес |
кликнешь, так |
и откликнется. |
Возле леса жить – голоду не видать.
Волков бояться, в лес не ходить.
Лесные дары для каждой поры.
Кто лес любит и знает, тому он помогает.
В лес не съездишь, так и на печке замерзнешь.
Как в лес кликнешь, так и откликнется.
Станция № 6 «Птичий хоровод»
Организатор. Отметь галочкой зимующих птиц
Зимующие птицы: синица, дятел, снегирь, поползень.
Станция № 7 «Жалобная книга природы»
Организатор. Когда мы отправляемся в поход, мы не всегда думаем о природе, о том, как ей не навредить. И природа создала свою книгу жалоб. На листиках у вас записаны жалобы лесных жителей. Вам нужно догадаться, кто их «автор». За каждого угаданного «автора» – 1 балл.
*«Шестьдесят лет прожила я на свете, но прошлой весной подошёл ко мне юный турист и на стволе у меня вырезал слово «Лёня», и мой сок вытек. Летом дачник подошёл и вырезал «Ваня». Теперь под кору залезают разные вредные насекомые, и я погибаю». (Береза)
*«Я – самое трудолюбивое насекомое. Ни минуты не могу сидеть без дела. За 1 день я уничтожаю до 300.000 вредных насекомых. Но дети часто топчут меня ногами, разрушают моё жилище палками, а ведь мне больно. Пожалейте меня, я ведь приношу много пользы». (Муравей)
*«Я – представитель семейства рептилий. Очень подвижна, могу изменять направление своего бега. За это прозвали меня прыткой. Мальчишки часто ловят меня и сажают в банку. А кому понравится сидеть в банке. Если я хочу убежать от врагов, я отбрасываю свой хвост». (Ящерица)
* «Мы самые красивые насекомые в мире. Не приносим никакого вреда. А из-за своей красоты страдаем. Очень часто люди видят что-то красивое и говорят: «Мне бы такое! Как хочется иметь такую красоту!» Люди, остановитесь! Поймав нас, вы нарушаете закон. Ведь некоторые из нас очень редкие и занесены в Красную книгу. Не убивайте нас!» (Бабочка)
*«Ох, не любят же меня люди. Голос, видите ли, им не нравится и глаза, говорят, у меня не красивые! Считают, что я беду приношу. А я всю ночь летаю – мышей добываю. А станет светло, спать лечу в дупло». (Сова)
*«А нам как плохо живется – хуже некуда, хоть и не видно нас почти, а только слышно тонкий голосок. Каждый норовит нас обидеть. А ведь мы пользу приносим. Нашими личинками, которые мы откладываем в воде, питаются рыбы и разная водная живность. Но от нас все отмахиваются, пытаются убить. Хоть мы не кусаемся, а просто прокалываем кожу человека хоботком, чтобы выпить капельку крови, которая необходима самке. Только после этого она сможет отложить яички, из которых наши дети выводятся». (Комары)
*«Ох, а мне как порой несладко приходится. Все меня обходят стороной, обижают меня. Говорят, что я злая и жгучая, сорняком обзывают. А из меня ведь и суп можно сварить, и салат приготовить. И как лекарственное средство я незаменима для того, чтобы волосы густыми да красивыми были, а отвар из меня – хорошее средство от кашля и полезен для желудка». (Крапива)
Станция № 8 «Костровой»
Чтобы сварить покушать и согреться, путешественнику нужно знать, как развести костер, чтобы он не потух и горел как можно более эффективно. Сейчас вам надо построить из веточек разные виды костров, которые вы знаете и назвать их. За каждый вид костра дается 1 балл.
Станция № 9 «Экологический десант»
Организатор. Некоторые люди после пикника в лесу оставляют за собой много мусора.
Во многих цивилизованных странах существует раздельный способ сбора мусора. На улицах стоят мусорные контейнеры разных цветов. В них складывают соответствующий мусор. Ваша задача – рассортировать мусор.
Перед вами 4 контейнера разного цвета и картинки с предметами. Вам необходимо соотнести картинку с предметом к контейнеру для мусора и провести между ними линию.
Контейнеров для мусора – 4.
Желтый контейнер (пищевые отходы)
Красный контейнер (пластмасса)
Синий контейнер (металл)
Зеленый контейнер (бумага)
Станция № 10 «Расшифруй послание Лесовичка»
Организатор. Ребята, вам необходимо расшифровать послание, которое прислал вам Лесовичок (пользуйтесь ключом для расшифровки).
Ключ к расшифровке
Ответ: БЕРЕГИТЕ ЛЕС ПОЛНЫЙ СКАЗОЧНЫХ ЧУДЕС.
Подведение итогов
Педагог-организатор. Ребята, вы молодцы. Справились со всеми заданиями. (Входит Лесовичок) Лесовичок доволен. Но у нас есть ещё один сюрприз для Лесовичка – это видеосказка, которую подготовили наши ребята. Сейчас мы все вместе её посмотрим, пока жюри подсчитывает результаты.
Лесовичок. Спасибо вам, ребята. Я покажу эту лесную сказку всем людям, которые плохо себя вели в лесу. После просмотра вашей сказки, я уверен, что они исправятся и никогда не будут вести себя плохо. А сейчас давайте с вами ещё раз прочитаем и закрепим правила поведения в лесу.
1 Не врывайтесь в лес с криком. В этом доме много деток – птенчиков, зверушек – не пугайте их. Проявляйте уважение к местам обитания диких животных.
2 Не приносите домой птенцов, выпавших из гнезда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенец у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома. Научиться летать ему помогают родители и друзья.
3 Не ловите понравившуюся вам бабочку или жука – может быть, это последний экземпляр на всей земле.
4 Не рвите цветы – пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.
5 Не разоряйте муравейники. Муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы.
6 Не убивайте лягушек и жаб – в мире нет ничего бесполезного и безобразного.
7 Не разжигайте костёр вблизи дерева или куста – соблюдайте правила разведения костров, чтобы не случился пожар.
8 Не оставляйте костёр непотушенным.
9 Не оставляйте мусор: в замусоренный лес ты ведь не захочешь больше прийти.
10 Будет правильно, если вы унесёте с пикника не только «свой», но и «чужой» мусор.
Награждение команд
Рефлексия
Педагог-организатор. Ребята, приняв участие в сегодняшней квест-игре, вы проверили свои знания в области экологии, продемонстрировали своё умение работать в команде, а также узнали новую и полезную информацию. Пожалуйста, посмотрите на острова «Настроения» и пришвартуйте свой кораблик к любому острову, который соответствует вашему настроению после игры.
Спасибо всем за участие, пусть всегда вам сопутствует удача!
Приложение
Маршрутные листы квест-игры «Лес – наше богатство»
Команда «Божья коровка»
Название станций |
Максимальное количество баллов |
Баллы |
Подпись ответственного по станции |
Станция № 1 Составление правил «В гостях у природы» |
10 |
||
Cтанция № 2 «Лесная тропа» |
4 |
||
Станция № 3 «Грибы» |
8 |
||
Станция № 4 «Игра в прятки» |
10 |
||
Станция № 5 «Пословицы и поговорки» |
6 |
||
Станция № 6 «Птичий хоровод» |
4 |
||
Станция № 7 «Жалобная книга природы» |
7 |
|
|
Станция № 8 «Костровой» |
8 |
|
|
Станция № 9 «Экологический десант» |
4 |
|
|
Станция № 10 «Расшифруй послание Лесовичка» |
5 |
|
|
Команда «Зелёные ладошки»
Название станций |
Максимальное количество баллов |
Баллы |
Подпись ответственного по станции |
Cтанция № 1 «Лесная тропа» |
4 |
||
Станция № 2 Составление правил «В гостях у природы» |
10 |
||
Станция № 3 «Игра в прятки» |
10 |
||
Станция № 4 «Пословицы и поговорки» |
6 |
||
Станция № 5 «Птичий хоровод» |
4 |
||
Станция № 6 «Костровой» |
8 |
||
Станция № 7«Расшифруй послание Лесовичка» |
5 |
|
|
Станция № 8 «Экологический десант» |
4 |
|
|
Станция № 9 «Жалобная книга природы» |
7 |
|
|
Станция № 10 «Грибы» |
8 |
|
|
Команда «Друзья природы»
Название станций |
Максимальное количество баллов |
Баллы |
Подпись ответственного по станции |
Станция № 1 «Грибы» |
8 |
||
Станция № 2 «Игра в прятки» |
10 |
||
Станция № 3 «Пословицы и поговорки» |
6 |
||
Станция № 4 «Птичий хоровод» |
4 |
||
Станция № 5 «Экологический десант» |
4 |
||
Станция № 6 «Расшифруй послание Лесовичка» |
5 |
||
Станция № 7 «Костровой» |
8 |
|
|
Станция № 8 «Жалобная книга природы» |
7 |
|
|
Станция № 9 «Лесная тропа» |
4 |
|
|
Станция № 10 «Составление правил в гостях у природы» |
10 |
|
|
Команда «Росток»
Название станций |
Максимальное количество баллов |
Баллы |
Подпись ответственного по станции |
Cтанция № 1 «Игра в прятки» |
10 |
||
Станция № 2 «Грибы» |
8 |
||
Станция № 3 «Лесная тропа» |
4 |
||
Станция № 4 Расшифруй послание Лесовичка» |
5 |
||
Станция № 5 «Костровой» |
8 |
||
Станция № 6 «Жалобная книга природы» |
7 |
||
Станция № 7 «Экологический десант» |
4 |
|
|
Станция № 8 «Пословицы и поговорки» |
6 |
|
|
Станция № 9 «Составление правил в гостях у природы» |
10 |
|
|
Станция № 10 «Птичий хоровод» |
4 |
|
|
Литература и информационные ресурсы
1 Зверев, Н.Д. Компоненты экологического образования / Н.Д.Зверев, Л.Т.Салеев. – М., 2020.
2 Карпова, Г.Н. Теоретические основы экологического образования учащихся / Г.Н.Карпова. – Минск : НМО, 2018.
3 Ласкина, Л.Д. Экологическое образование учащихся / Л.Д.Ласкина. – Минск : Учитель, 2018.
4 Минаев, В.М. Мы в ответе за природу / В.М.Минаев. – Минск : Народная асвета, 2003.
5 Чумаков, Л.С. Экология для всех / Л.С.Чумаков. – Минск : Народная асвета, 2019.
6 Сигарёва, В.С. Воскресенье в лесу: экологический рассказ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bio.1september.ru/article.php?ID=200200807. – Дата доступа: 20.01.2018.
7 100 стихотворений о природе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bookz.ru/authors/sbornik/100-stih_480/1-100-stih_480.html. – Дата доступа: 20.01.2018.
https://www.b2b.by/inspekciya-prirodnyx-resursov-i-oxrany-okruzhayushhej-sredy-slonimskaya-gorodskaya-i-rajonnaya-78855.html.