Склонение имён прилагательных. Урок русского языка в 6-м классе

- 11:04II И III СТУПЕНИ, Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Сценарии

В разработке используется краеведческий материал (Гродненская область, г. Сморгонь, «Сморгонские молочные продукты» филиал ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат»).

Елена МАЛИНОВСКАЯ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

Тема: «Склонение имён прилагательных».

Цель: формирование навыка правильного склонения имён прилагательных и изучение особенностей употребления окончаний в именах прилагательных, разграничение разрядов имён прилагательных.

Задачи

Образовательные: предполагается, что в результате деятельности учащиеся будут знать особенности склонения качественных, относительных и притяжательных прилагательных; уметь определять падеж прилагательных.

Развивающие: создавать условия для формирования умения активно использовать прилагательные в речи; для развития коммуникативных способностей учащихся.

Воспитательные: содействовать воспитанию любви к малой родине, нравственных качеств личности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник по русскому языку для 6-го класса, мультимедийная установка, презентация, рабочие листы (Приложение 1).

 

Ход урока

I Организационный момент

– Здравствуйте, ребята, садитесь. Начнём наш урок со слов известного зарубежного писателя Марка Твена: «Разница между правильным и почти правильным словом такая же, как между молнией и мерцанием светлячка» (Слайд 2).

– Как вы понимаете высказывание писателя? (Ответы детей.)

– Для того чтобы наша речь была яркой и сверкала, словно молния, она должна быть правильной. Этому мы учимся на каждом уроке языка.

 

II Актуализация знаний

– Сначала проверим свои знания, полученные на предыдущих занятиях. На протяжении трех уроков мы работали над темой «Разряды имен прилагательных». Сейчас проверим ваши теоретические знания и практические умения по этой теме. У всех вас есть рабочие листы. Подпишите их.

Прием «Верите ли вы?» (Слайды 3, 4)

– Я даю утверждение, если вы согласны с ним, то ставите «+», если не согласны «–».

1. Верите ли вы, что имя прилагательное отвечает на вопросы какой? чей? (+)
2. Верите ли вы, что имя прилагательное обозначает действие предмета? (–)
3. Верите ли вы, что имена прилагательные делятся по значению на качественные, относительные и притяжательные? (+)
4. Верите ли вы, что все прилагательные имеют краткую форму? (–)
5. Верите ли вы, что все относительные прилагательные указывают на материал, из которого сделан предмет? (–)
6. Верите ли вы, что качественные прилагательные могут иметь степени сравнения и краткую форму? (+)
7. Верите ли вы, что относительные прилагательные отвечают на вопрос чей? (–)
8. Верите ли вы, что притяжательные прилагательные образуются от одушевленных существительных с помощью суффиксов -ов- (-ев-), -ин- (-ын-), -ий- (+)
9. Верите ли вы, что притяжательные прилагательные могут перейти в разряд относительных и в разряд качественных? (+)
10. Верите ли вы, что имя прилагательное согласуется в роде, числе и падеже с существительным? (+)

2 Определение разряда прилагательных

Задание. Определить разряд прилагательного, обозначив буквами К –качественные, О – относительные, П – притяжательные.

Летние дни (__), душистый цветок (__), заячий хвост (__), зеленое поле (__), птичьи стаи (__), лесная полянка (__), медвежья услуга (__), лосиные следы (__), дубовые рощи (__), золотые руки (__), солнечные пятна (__), зеленый цвет (__).

Взаимопроверка в парах, выставление отметок, используя лист оценок (Приложение 2, Слайды 5–6).

 

III Мотивация и целеполагание

– Сегодня на уроке мы продолжим изучать «Это удивительное прилагательное». А начнем с прочтения мини-сочинения, написанного одной учащейся (Слайд 7).

Я родилась на Гродненщине. Это очень красивай край. Он знаменит своим бесценним историко-культурнем наследием. Много здесь мест, гордящихся красотой своей природы, удивительнами произведениями человеческых рук, неповторимами историческами событиями и славнами именами. Я люблю свою малаю родину!

– Посмотрите, все ли здесь правильно? Как вы думаете, какую отметку она получит?

– Скажите, ребята, а в каких словах были допущены ошибки? Определите часть речи, часть слова. (Все ошибки допущены в окончаниях прилагательных.)

– Проанализировав ошибки в этих предложениях, скажите, как будет называться тема нашего урока? (Запись темы в тетради).

– Какие задачи мы будем решать на уроке (Слайд 8)?

 

IV Изучение нового материала

1 Операционно-познавательный этап

– Итак, чтобы правильно писать, необходимо знать окончания прилагательных. Но это не так-то просто. Сейчас мы проведем исследование.

Трое учащихся склоняют у доски словосочетания (по схеме: падеж – вопрос – прилагательные – существительное) остальные ребята – по рядам:

– новый джинсовый костюм
– светлая шёлковая блуза
– яркое ситцевое платье

– Прилагательные каких разрядов мы изменяли по падежам? (Качественные и относительные.)

– Одинаковые ли падежные окончания у этих прилагательных? (Да.)

– Какие прилагательные мы не изменяли по падежам? (Притяжательные.)

– Какие окончания имеют эти прилагательные, на этот вопрос нам поможет ответить таблица в упражнении 368.

– Обратите внимание! Падежные окончания притяжательных прилагательных частично совпадают с окончаниями качественных и относительных прилагательных, частично – с окончаниями существительных.

 

Физминутка (упражнение для глаз)

 

– Чтобы правильно написать окончание прилагательного, что нужно делать?

Алгоритм действий (Слайд 9)

1. Найти существительное, от которого зависит прилагательное.
2. От этого существительного задать вопрос к прилагательному.
3. Окончание вопроса подскажет, какое окончание нужно писать у прилагательного.

– Теперь мы знаем, как правильно написать падежные окончания полных прилагательных. Давайте поможем незадачливой учащейся проверить окончания прилагательных в сочинении.

2 Этап усвоения новых знаний и способов действия. Первичная проверка понимания изученного

Работа на карточках в парах. Дописать окончания, определить падеж прилагательных.

Я родилась на Гродненщине. Это очень красив.. край. Он знаменит своим бесценн.. историко-культурн.. наследием. Много здесь мест, гордящихся красотой своей природы, удивительн… произведениями человеческ.. рук, неповторим… историческ… событиями и славн… именами. Я люблю свою мал.. родину!

Самопроверка (Слайд 10).

– Какая тема сочинения?

– А чем знаменита наша Сморгонщина?

– Годом чего объявлен 2024 год? (Годом качества.)

– Какая продукция представлена на слайде (Слайд 11)?

– Используя прилагательные, составьте предложения о своем любимом продукте ОАО «Сморгонские молочные продукты». (Лучшие предложения записываются в тетради. Дети определяют разряд и падеж прилагательных, которые встретились в предложениях).

3 Оценочно-коррекционный этап

– Молодцы. А теперь выполним небольшую проверочную работу. Класс делится на два варианта. Вам нужно будет правильно написать окончания прилагательных, определить род и падеж.

Проверочная работа

Вариант 1

1. На вечернем сеансе
2. Маминым подарком
3. За последним аккордом
4. В последнем параграфе
5. В рабочем кабинете
6. Над рабочим местом
7. Перед завтрашним днём
8. При сегодняшнем ветре
9. Могучими дубами
10. С искренним приветом

Вариант 2

1. Перед осенним сезоном
2. Зелеными сережками
3. На зимнем холоде
4. Сестрину платку
5. За могучим дубом
6. В могучем дереве
7. Будущим летом
8. О будущем годе
9. С сегодняшним дождём
10. На завтрашнем уроке

Взаимопроверка (Слайд 12).

 

V Итог урока

– Ребята, давайте подведём итог того, что же мы сегодня узнали (Слайд 13).

– Подсчитайте, сколько баллов заработали? (Называю фамилии тех учащихся, которые работали у доски и активно отвечали во время урока. Предлагаю им в рабочий лист добавить по 1 баллу).

– Какой алгоритм действий мы должны помнить при написании падежных окончаний прилагательных?

 

VI Домашнее задание

§ 47, упр. 370 или 367.

 

VII Рефлексия

Учитель читает вопрос, а учащиеся поднимают карточку в соответствии со своим ответом (красную или зелёную) (Слайд 14).

На уроке я работал…                          Активно          Пассивно

Своей работой на уроке я…              Доволен(а)       Не доволен(а)

За урок я…                                          Не устал(а)      Устал(а)

Материал урока мне был…               Понятен           Не понятен

Домашнее задание мне кажется…   Лёгким             Трудным

 

 

Приложение 1

Рабочий лист

Ф.И. учащегося________________________________________

 

1. Прием «Верите ли вы?» Если вы согласны с утверждением, то ставите «+», если не согласны «–».

1          5
2          6
3          7
4          8
5          9

 

2. Задание: определить разряд прилагательного, обозначив буквами К –качественные, О – относительные, П – притяжательные.

Летние дни (__), душистый цветок (__), заячий хвост (__), зеленое поле (__), птичьи стаи (__), лесная полянка (__), медвежья услуга (__), лосиные следы (__), дубовые рощи (__), золотые руки (__), солнечные пятна (__), зеленый цвет (__).

 

3. Проверочная работа

Допишите окончания, определите падеж и разряд прилагательных.

Вариант 1

1. На вечерн__ сеансе
2. Мамин__ подарком
3. За последн__ аккордом
4. В последн__ параграфе
5. В рабоч__ кабинете
6. Над рабоч__ местом
7. Перед завтрашн__ днём
8. При сегодняшн__ ветре
9. Могуч__ дубами
10. С искренн__ приветом

Вариант 2

1. Перед осенн__ сезоном
2. Зелен__ сережками
3. На зимн__ холоде
4. Сестрин__ платку
5. За могуч__ дубом
6. В могуч__ дереве
7. Будущ__ летом
8. О будущ__ годе
9. С сегодняшн__ дождём
10. На завтрашн__ уроке

 

 Приложение 2

Оценочный лист

1. Прием «Верите ли вы?»

Без ошибок – 2 б.
1–2 ошибки – 1,5 б.
3–4 ошибки – 1 б.
5 и больше ошибок – 0,5 б.

2. Практическое задание

Без ошибок – 2 б.
1–2 ошибки – 1,5 б.
3–4 ошибки – 1 б.
5 и больше ошибок – 0,5 б.

3. Исправление текста мини-сочинения

Без ошибок – 2 б.
1–2 ошибки – 1,5 б.
3–4 ошибки – 1 б.
5 и больше ошибок – 0,5 б.

4. Проверочная работа

Без ошибок – 3 б.
Допущено по 1–2 ошибки в окончаниях, падежах, разрядах – 2 б.
Допущено по 3–4 ошибки в окончаниях, падежах, разрядах – 1 б.
Допущено более 5 ошибок в окончаниях, падежах, разрядах – 0,5 б.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий